Студопедия — Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место дисциплины в структуре ООП ВПО






Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – В3 Профессиональный цикл.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и опыт деятельности, полученные студентами в результате освоения ими в средней школе обществознания, истории, русского языка и биологии.

Курс «Социальная антропология» логически и содержательно-методически связан с такими дисциплинами как «История социологии», «Теоретическая социология», «Методология и методы социологического исследования», «Социолингвистика», «Социология труда и экономическая социология», «Социология культуры», «Конфликтология», «Социология семьи», «Социология образования».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная антропология»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

б) профессиональных (ПК):

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).

Способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать:

· как осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· как анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· как использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· как разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

- уметь:

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

- владеть:

· способностью и готовностью осознавать социальную значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности;

· способность и готовностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей;

 

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. Социальная антропология как научная и учебная дисциплина.

1.1. Антропология как наука о происхождении и исторической эволюции человека.

1.1.1. Объект исследования, предметное поле и структура дисциплин физической антропологии.

1.1.2.Философская антропология и ее концепция объяснения природы че­ловека.

1.1.3. Единство и различие предметных полей социологии, психологии и со­циальной (культуральной) антропологии.

1.2.Объект исследования и предметное поле социальной антропологии.

1.3.Задачи социальной антропологии.

1.4.Причины и этапы формирования социальной антропологии как науки и учебной дисциплины.

1.5. Соотношение социальной антропологии с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией.

1.6.Место социальной антропологии в системе наук о человеке.

1.6.1.Методология исследований человека в социальной антропологии.

1.6.2.Парадигмы социально-антропологического познания (диалектиче­ская, структурно-функциональная, структуралистская).

1.7. Ключевое понятие социальной антропологии — культура, человек, об­щественная система.

1.7.1. Антропологический, философский и социологический подходы в от­ношении категории «культура».

1.8. Концептуальные различия социальной антропологии в России и на Западе.

2. Культурно-антропологическое исследование.

2.1. Этнометодология, «понимающая социология» как методологические установки социо-антропологических исследований.

2.2.Методы социоантропологического исследования.

2.2.1.Метод включенного наблюдения в кросскультурных исследованиях.

2.2.2.Социометрический метод и специфика его применения в социаль­ной антропологии.

2.2.3.Игротехнические методы.

2.3. Семантическая и психологическая интерпретация литературных тек­стов.

2.3.1. Специфика контент-анализа печатной продукции в целях социо-антропологических исследований.

2.4. Сферы практического приложения антропологии (национальная по­литика и социальные отношения; межгрупповые, в том числе межэтниче­ские конфликты; миграция; социальная направленность, связанная с заня­тостью и другими демографическими причинами; умственная отсталость и педагогическая запущенность: пьянство, алкоголизм и наркомания).

2.4.1.Антропологи как правозащитники обездоленных групп населения (инвалиды, престарелые).

2.4.2.Антропологи как эксперты в сложных социальных ситуациях.

2.4.3.Антропологи в движении за культурное выживание этнических меньшинств.

2.4.4.Проблемы сельского населения в урбанизации.

2.4.5.Организация туризма и международного бизнеса.

2.4.6.Развитие медицинской антропологии: медицинский уход, психиа­трический патронаж, танатология.

2.4.7.Психолого-консультативная антропология.

2.4.8. Расширение межкультуральных контактов: процессы инновации, диффузии и аккультурации; интеркультуральная коммуникативная компетентность.

2.4.9. Модернизация и явления постмернизма.

2.4.10.Изменения в технологии и экономике.

2.4.11.Политические изменения.

2.4.12.Перемены в жизни сельского населения.

2.4.13.Новые проблемы урбанизации.

2.4.14.Человек: его физическое, социальное и психологическое благопо­лучие; самоидентичность.
2.4.15. Проблема адаптации: культуральная экология, программы ревитализации.

2.5.Требования к социо-антропологическим исследованиям.

2.6.Профессиональная этика практического антрополога.

3. Антропосоциогенез: происхождение чело­века и общества.

3.1. Антропогенез: сущность и функции. Антропогенез: физическая и культурная эволюция человека в истории. Человек как биопсихосоциальное су­щество.

3.1.1. Основные доктрины антропогенеза: теологическая, деятельностно-трудовая (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоаналитическая (3. Фрейд), биолого-психологическая (Б. Ф. Поршнев), символическая (Э. Кассирер).

3.2.Современные представления о морфологической и социальной эволю­ции первобытного человека.

3.3.Основные этапы эволюции морфологии человека.

3.4.Философия и социальная антропология о природе человека.

3.5. Основные концепции природы человека в истории, культуры и антро­пологии:

3.5.1.античность (Платон, Аристотель),

3.5.2.французский материализм (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро),

3.5.3.марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

3.5.4.социал-дарвинизм (Ж. А. Гобино, Ч. Ломброзо, О. Аммон, Л. Гумплович),

3.5.5.фрейдизм, неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Маркузе),

3.5.6.экзистенциализм (религиозный экзистенциализм — К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов;

3.5.7.атеистический экзистенциализм — М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

3.5.8. культурантропологическое направление (М. Шелер, А. Гелен).

4. Цивилизация и культура.

4.1. Единство и различие понятий «цивилизация» и «культура», соотноше­ние социального и культурного.

4.1.1. Культура как фактор целостности систем «индивид-группа» и «общество-личность».

4.2.Социальная антропология как область научного исследования дина­мики культуры.

4.3.Антропологическое понимание культуры.

4.3.1.Культура как структурированный опыт жизнедеятельности группы (нации, народа).

4.3.2.Телесные, духовные и материальные формы культуры.

4.3.3.Семиотические системы как средство отбора и хранения опыта об­щества.

4.3.4. Социокультурный отбор: зависимость критериев отбора, переработ­ки, хранения и передачи общественного опыта от характера социального строя.

4.4.Социокультурное наследование: типы социального кодирования и этапы развития культуры.

4.5.Современные проблемы динамики культуры в социальной антрополо­гии.

4.6.Изменения в исследовательских акцентах.

4.6.1 Тема «униформность и многообразие» в изучении культуры.

4.6.2. Теории и концептуальные направления в социальной антропологии.

4.7. Основные концепции, развития цивилизации (культуры) — Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот, Августин, Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, К: Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Л. Робер, Ф. Боас, Т. Парсонс.

5. Социокультурный процесс.

5.1.Понятие социокультурного процесса..

5.2.Три главных компонента в теории социального действия Т. Парсонса: личность, культура и.социальная система.

5.3.Социальность и культура.

5.3.1.Социальный процесс как вызванное к жизни стремление людей удо­влетворить свои жизненные потребности, будь то личного, группового или общественного масштаба.

5.3.2.Социальная дифференциация ролевых фигур как основа для формирования определенной социальной дистанции между ними, размер кото­рой определяется ценностно-нормативными требованиями, установивши­мися в данной культуре.

5.4.Социальное нормотворчество и его субъекты. Формирование твор­ческой личности: необходимые условия и качества. Факторы активности субъекта инновации. Типичные пространственно-временные интервалы социального укоренения нововведений. Инновационный процесс и соци­альная стабильность.

5.5.Появление светской культуры, поворот духа людей к Земле.

5.6.Межкультурное общение

5.7.Условия и факторы гармонизации межкультурного общения (соответ­ствие картин мира, ценностно-нормативных координат поведения, взаим­ная апелляция к единым ценностям). Соблюдение универсальных норм: этикет, ритуал, церемониал как принятые правила игры. Вербальное и не­вербальное этикетное поведение. Влияние корпоративной культуры на де­ловое общение. Искусство и спорт в межкультурной коммуникации.

5.8. Санкции группы на отклоняющееся поведение. Межкультурный кон­фликт, методы его профилактики и разрешения.

5.9. Волнообразные (циклические) концепции социокультурной динами­ки. Общая характеристика волнообразных изменений. Выявление формы изменений. Гуманитарная трактовка социокультурных циклов. Идеи циклизма в концепции истории. Концепции цивилизационных циклов. Цикл социокультурной системы. Концепции длинных экономических волн. Направления изменений социальной структуры на разных фазах длин­ных экономических волн. Интенсификация социокультурных процессов. Волновые процессы технологических инноваций. Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам. Познавательные возможности из­учения волнообразных процессов в обществе и культуре.

6. Труд в жизни людей.

6.1. Естественнонаучное объяснение эволюции труда человека.

6.1.1. Способность к деятельности, прежде всего трудовой — черта, прин­ципиально отличающая человека от животного.

6.2. Добывание пищи.

6.2.1.Природное и культуральное разнообразие: климатические зоны и системы обеспечения пропитания.

6.2.2.Сезонные колебания и адаптивные меры.

6.2.3. Социальная среда и стратегия добывания пищи.

6.2.4. Влияние культуры на природное окружение.

6.2.5. Основные формы хозяйственной деятельности: охота; собиратель­ство; пастушество; земледелие (экстенсивное и интенсивное); скотовод­ство.

6.2.6.Влияние промышленной революции, хозяйственные уклады.

6.2.7.Возникновение новых стратегий обеспечения пропитания.

6.3. Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд».

6.3.1.Понимание отчуждения человека в истории мысли (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Д. Дж. Тойнби).

6.3.2. Двухэтапность в развитии отчуждения человека в теории К. Маркса.

6.4. Профессиональная культура.

6.4.1. Характеристика отличительных особенностей профессиональных групп — уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

6.5.Негативное влияние государственно-политических усилий по искус­ственному преодолению неравенства в сфере труда на экономическое раз­витие общества.

6.6.Проблемы в развитии трудового мастерства населения в современной России.

7. Познание в человеческой жизнедельности.

7.1. Гены и мозг.

7.1.1.Информационная емкость человека.

7.1.2.Отношение массы мозга к массе тела у человека, приматов, млеко­питающих, птиц, рыб, динозавров.

7.1.3.Эволюционная природа разума.

7.1.4.Картина эволюции мозга живых существ в хронологическом порядке за всю историю Вселенной.

7.1.5. Картина эволюции мозга живых существ в показателях объема ин­формации, содержащихся в генах и в мозге организмов за всю историю Земли.

7.1.6. Реализация возможных состояний мозга.

7.2. Социальное и научное знание.

7.2.1.Истина, заблуждение, правда, ложь.

7.2.2.Виды и формы трансляции социального и научного знания.

7.3.Информационные поля различных государств и их влияние на интел­лектуальное развитие личности — гражданина того или иного государства.

7.3.1. Современные средства массовой коммуникации и специфика новых информационных технологий для поддержания и развития информацион­ного поля.

7.3.2.Информационные услуги.

7.4.1.Дезинформация.

7.4.2.Навыки самозащиты от дезинформации.

7.5. Наука как составная часть и саморефлексия культуры.

7.5.1.Наука — фактор социокультуральной адаптации: взаимодействие с природой, сциентизация повседневности, реорганизация жизненного уклада, изменение картины мира и ценностных ориентации людей.

7.5.2.Наука — здравый смысл, сознающий это.

7.5.3.Наука — саморефлексия культуры и человека — ее носителя и твор­ца: от умозрительной к «ощутимой» истине (от философии к эмпирике).

7.5.4.Методологические искания: культуральные модусы и модели человека (труд — человек созидающий, разум — человек играющий, власть —
человек иерархичный др.).

7.5.5.Познание других культур как условие познания своей культуры: кросскультуральные исследования.

7.5.6.Понимание человеком родной для него культуры — основа понима­ния самого себя: обход психологических барьеров на пути саморефлексии.

7.5.7.Демифологизация категории национального характера.

7.5.8.Преодоление методологического кризиса в психологической антропологии: переход от диктата теоретической к требованиям социальной релевантности.

7.5.9. Популяризация культурантропологического знания и формирова­ние новых теоретико-прикладных направлений — рефлексивной культурантропологии и тренинга социокультуральных умений.

8. Любовь и семья как ценность человеческого общества.

8.1. Эрос как понятие.

8.1.1. Чувственность в разных культурах.

8.2. Природа любви и сакральность.

8.2.1. Вопросы о Добре и Зле как вселенских началах Заратустры.

8.2.2. Влияние мифов на объяснение людьми происхождения и воздей­ствия Земли, Неба, Творца на судьбы людей.

8.3.Проповедь мировыми религиями ответственности перед Высшим су­ществом, обусловленную возможностью выбора линии поведения в Жизни и в житейских ситуациях самим индивидом по своему усмотрению.

8.3.1. Постепенная смена норм-запретов нормами-рамками, в пределах ко­торых индивид обретал некую свободу выбора.

8.4.Феномен любви как внутренняя причина верований.

8.4.1. Ритуалы, Церемонии, молебны и молитвы, эстетически выразитель­ные храмы, торжественные празднества как социокультурные средства, выражающие чувства уважения, почтения, любви прежде всего к высше­му существу в лице Бога, вождя, святого, героя.

8.5.Сакрализация повседневности и сакральные миры.

8.6.Любовь как источник жизни.

8.6.1.Виды любви.

8.6.2.Человек сексуальный.

8.6.3.Сексуальная культура.

8.6.4.Дистанция от половой любви до любви к Богу или людям.

8.6.5.Платоническая любовь.

8.6.6.Любовь как постоянный феномен человеческого бытия.

8.6.7.Принцип необходимости синтеза между «небесной» и «земной» лю­бовью.

8.7. Половое воспитание.

8.7.1.Сексуальная революция.

8.7.2.Сексуальная распущенность.

8.7.3.Факторы и показатели сексуальной культуры.

8.8. Брак, семья и семейные группы.

8.8.1.Универсальность института брака и семьи и его трех основных функций (регулирование отношений между полами, разделение труда между мужчинами и женщинами, распределение ответственности за вос­питание детей).

8.8.2.Брачные правила: запрет инцеста, избегание инбридинга (браков между близкими родственниками), избегание браков между выросшими вместе людьми, другие средства предупреждения разрывов внутри нуклеарной семьи; формирование более широких союзов.

8.8.3.Экзогамия и альянс.

8.8.4.Другие брачные правила: эндогамия; прескриптивный и. преферен­ционный браки; левират и сорорат; число супругов; выбор брачного партнера.

8.8.5.Передача прав и имущественный обмен (вклады жениха и невесты).

8.8.6.Семья и ее состав: нуклеарная семья; расширенная семья (патрилинейная, матрилинейная); преимущества расширенной семьи; нетипичные формы семьи (киббуц и т. п.).

8.8.7.Семейные (домашние) группы (хаусхолд).

8.8.9.Правила поселения (патрилокальность, матрилокальность, авункулокальность).

9. Мир борьбы.

9.1. Насилие как средство доминирования и господства.

9.1.1. Феномен господства, доминирования и связанные с ними насилия и агрессивность человека в обществе.

9.2. Биогенетическое и этологическое объяснение агрессивности.

9.2.1.Рассуждения К. Лоренца о существовании связи между «естествен­ной историей агрессии», описывающей влечение к борьбе у животного, влечение, направленное против своих сородичей, и «агрессиями в истории человечества».

9.2.2.«Человек — это хищный зверь», т. е., зверь, чья «жизнь построена на убийстве», и что характер свободного зверя перешел к организованному народу (О. Шпенглер).

9.3. Психологическое объяснение агрессивности.

9.3.1. 3. Фрейд о необходимости учитывать «изначальную враждебность людей по отношению друг к другу» и что агрессия проявляется как «не поддающаяся уничтожению черта человеческой природы».

9.3.2. Вывод Г. Маркузе о том, что господство одних людей над другими обусловлено в конечном счете биологическими инстинктами.

9.4. Экологическое объяснение агрессивности.

9.4.1.Живой организм как система, стремящаяся сохранить свое внутрен­нее состояние, несмотря на внешние колебания (изменение условий обита­ния и жизнедеятельности).

9.4.2.Отношение устойчивого неравновесия.

9.5. Социальное объяснение агрессивности;

9.5.1.Утверждение Т. Гоббса о «войне всех против всех» и тезис Сенеки — «силу следует отражать силой».

9.5.2.К. Маркс о насилии как повивальной бабке истории.

9.5.3.Разработка европейской культурой кодекса прав и свобод человека как основы для минимизации обществом насилия в отношениях людей и в отношениях «власть — гражданин».

9.6.Политика: идеология и практика.

9.7.Цинизм власти.

9.7.1. Идеологическое обеспечение функционирования власти.

9.8. Радикализм, терроризм, фанатизм и его формы.

9.8.1. Терроризм бескорыстный или идейный

9.8.2.Психологическое отчуждение личности фанатика от людей, жест­кая привязанность к своим убеждениям, лишающая человека свободы и обоснования своих взглядов на жизнь.

9.8.3.Процесс идентификации личности, самоотождествления с кем-либо или с какой-либо идеей.

9.8.4.Воспитание социально зрелой личности.

10. Игра в жизнедеятельности человека.

10.1.Природа и механизм игры.

10.2. Й. Хейзинг об игре, как занятии виеразумном.

10.3. Игра как своеобразный продукт взаимодействия людей, несущий им ценностно-нормативный порядок, науку и образование.

10.3.1. Игра как культурно-деятельностное образование, суть которого выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играю­щего.
10.3.2. Правила игры.

10.4. Игра как один из феноменов, постоянно воспроизводящихся в жизни людей, который порождает, в свою очередь, искусство, ритуал, религиоз­ные и светские культы, спорт и т. д.

10.4.1. Игропорождающая сила как вечное стремление людей к личному са­моутверждению и самоопределению, к целостности своей личности за счет поиска новых миров в условиях конечности своего существования.

10.5.Классификация игр. Тенденции развития.

10.5.1. Специфика структурирования классификации игр.

10.6. Расположение игр на едином континууме-процессе (Р. Каюйа), начало которому задает максимальный Ludus (управление игрой через правила) и заканчивается PaWia (максимальная стихия игры, обеспечивающая са­мореализацию игрока): а) игра-агон (борьба состязание), б) игра-alea (жре­бий, игральная кость), в) игра-mimicry (подражание, имитация), г) игра-ilinx, игра головокружения..

10.7. Классификация игр, позволяющая описать конкретные игры с чет­ким расчленением их на составные части: play (играние), game (вид игры), performance (мотивация игрока, его отношение к игре).

10.8. Прекрасный мир спорта.

10.8.1.Телесная (физическая) культура и душевное здоровье человека.

10.8.2.Игровые, неигровые и технические виды спорта.

10.8.3.Гигиена и физическое оздоровление.

10.8.4.Медицинская коррекция и фиксация достижений.

10.9.Средства и методы самоутверждения спортсмена, его мотивации, пе­реживания, его судьба в современном обществе и в мире спорта.

10.9.1. Поведение зрителей спортивных состязаний, характер воздействия на них спортивных зрелищ.

11. Жизнь, смерть и здоровье человека в разных культурах.

11.1. Проблема смерти человека в разных культурах.

11.2.Отношение к смерти различных религиозных культов.

11.2.1.Образы смерти.

11.2.2.Египетская Книга мертвых и Тибетская Книга мертвых.

11.2.3.Культ мертвых.

11.2.4.Бальзамирование и мумифицирование умерших.

11.3.Идея реинкарнации и метемпсихозы.

11.3.1.Философское постижение смерти.

11.3.2.Трактовка души в культурах разных народов.

11.4.Проблема смерти в трудах 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

11.5.Жизнь после смерти.
11.5.1. Танатология — наука о смерти.

11.5.2 Рассказы о возвращении к жизни усопших в древних мифологиях, религиозных текстах, исторических хрониках и жизнеописаниях.

11.5.3. Изучение Р. Моуди предсмертного «опыта» людей.

11.6.Жизнь как сопротивление смерти.

11.7.Формы борьбы со смертью как сопротивление человека конечности своего существования:

11.7.1.понимание смерти как момента перехода живого организма в состо­яние мертвого тела—реанимация и эвтаназия;

11.7.2.при понимании смерти как акта безвозвратного, окончательного ис­чезновения сознания (души) человека — а) мифологические и религиоз­ные идеи о переселении души, о множественности форм жизни индиви­да, о продолжительности жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идеи и ценности светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторон­ней» жизни, идеи о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т. д.);

11.7.3. при понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхле­ния организма): а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического и на этой основе возникновение и развитие в обществе института здравоохранения народа (система организаций, ка­дры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.

11.8.Факторы отдаления смерти в социально-антропологическом смысле: функционирующие системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки;

11.8.1.формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни;

11.8.2.обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с кон­фликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН).

12. Этнос и этнокультура.

12.1. Современное состояние и направление развития этнологии.

12.1.1. Основные аспекты содержания этнологии: проблема этничности, структуры национального самосознания и стадии самоидентификации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этно-культуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоления, маргинальные группы и особенности их поведения в про­цессе межкультурного общения.

12.2.Этносы и этногенез: факторы самобытности и универсальности их культур.

12.2.1.Архетипы этнокультур.

12.3.Этническая группа.

12.3.1.Этническая идентификация;

12.3.2.Формирование этнической группы.

12.3.3.Механизмы сохранения этнической единицы.

12.4.Два подхода в объяснении природы этничности.

12.4.1.Четыре стадии самоотождествления человека с какой-либо нацио­нальной (этнической) группой.

12.4.2.Структура этностатуса.

12.4.3.Теоретические версии саморегуляции межнациональных отноше­ний.

12.5.Управление межнациональным конфликтом.

12.5.1.Разновидность конфликтов.

12.5.2.Фазы этноконфликта: латентный период, проявление конфликта, ак­тивное течение конфликта, последствия конфликта.

12.6. Межкультурное общение и кросскультурные исследования: специфи­ка методов.

13. Ментальные структуры культуры: культурное мышление, коллективное бессознательное, национальный характер.

13.1. Культура и мышление.

13.1.1.Особенности восприятия, чувствования, созна­ния и мышления в традиционном и современном обществе.

13.2. Исследования первобытного мышления в антропологии.

13.2.1.Теория Л.Леви-Брюля.

13.2.2.Теория К.Леви-Стросса.

13.2.3. Теория М.Мид.

13.2.4.Теория Ж.Пиаже.

13.3. Коллективное и социальное бессознательное в культуре.

13.3.1. Теория К.Юнга.

13.3.2. Символическое выражение коллективного и социального бессознательного в традиционной и современной культуре.

13.4.Социальный и национальный характер.

13.4.1.Теория А.Кардинера.

13.4.2. Теория Э.Фромма.

14. Коммуникативный аспект культуры. Межкультурная комму­никация

14.1.Язык как средство коммуникации и общения.

14.2.Общая теория коммуникации и ее основные понятия.

14.3.Этнография речи.

14.3.1.Речевое поведение и его стили.

14.4.Невербальные формы коммуникации.

14.5.Концепции аккультурации.

14.5.1.Опыт эмпирических исследований проблем аккультурации в традици­онном и современном мире.

15. Человеческое разнообразие и стратификация общества.

15.1.Факторы человеческого разнообразия.

15.1.1.Соотношение наследственности и среды. Различие между генотипом: и фенотипом.

15.1.2.Проблема наследуемости тех или иных свойств и проявлений челове­ческой личности. Ошибочная дихотомия: природа или воспитание.

15.2.Разделение труда в обществе и социальное расслоение.

15.2.1.Виды разделения труда: физиологическое; технологическое; разде­ление труда человека; общественное и главное.

15.2.2.Экономическое, политическое и духовное отчуждения человека.

15.3.Социальная стратификация современного общества: классовые, демо­графические, этнические, процессуальные и имущественные основания.

15.3.1.Полоролевая стратификация.

15.3.2.Эгалитарные, ранговые и стратифицированные общества.

15.3.3.Власть, богатство и престиж.

15.3.4.Социальный класс и его субкультура.

15.3.5.Каста и кастовая система в Индии. Социальная мобильность в рам­ках кастовой системы.

15.4.Субкультура группы: типичные структуры потребностей, ценностей, норм и стиля жизни этих групп.

15.5.Будущее социальной стратификации (прогноз функционалистов и сто­ронников теории конфликта).

15.6.Расы и интеллект. Развитие расоведения как науки.

15.6.1.Проблема гипонаследования.

15.6.2.Расизм (Ж. А. Гобино, Ж. Ляпуж, X. Чемберлен).

15.6.3.Античеловечность расизма.

15.6.4.Расовый (этнический) детерминизм.

16. Человек в глобальном мире

16.1.Глобализация и мировая экономическая система.

16.2. Потребление.

16.2.1.Практики и стили потребления.

16.2.2.Символическое по­требление и понятие престижного потребления.

16.3. Культура в глобальном обществе.

16.4. Способы сохранения культурной идентичности.

17. Религия как феномен культуры.

17.1. Первобытные верования и магия.

17.2. Система ценностей индо-буддийской культуры.

17.2.1.Ценности конфуцианско-даосисткой ультуры.

17.3. Иудаистские ценности в культуре.

17.3.1.Кашерность как социальная норма.

17.4. Мир исламской культуры.

17.5. Ценностные ориентации христианства.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия