Проблема человека в философии софистов и Сократа
В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возник новый этап в развитии философии, а именно классический (5-4 вв. до н.э.) и новое направление в философии – антропологическая тематика, представителями которого были софисты и Сократ. Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины 5 - первой половины 4 века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово «софист» стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах. В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470 - 399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Его главный философский постулат: «Познай самого себя». Знание у Сократа – это мысль, это понятие об общем. Познание есть суть добродетели. Основные добродетели – сдержанность, мужество, справедливость, которые человек получает путем познания и самопознания. Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах («Я знаю, что я ничего не знаю») и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. Он сформулировал философский метод диалектики (с греч. dialektice – вести беседу), цель которой – достижение истины с помощью постановки правильных вопросов - маевтика. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимания истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. Таким образом, философия Сократа стояла у истоков идеализма, ибо он пытался изменить жизнь человека с помощью знаний и считал, что понятия образуются в человеческой душе.
|