Классификация ценностей.
Всякая классификация предполагает поиск оснований, с помошью которых осуществляется логическая операция деления объема понятия (в виде объема понятия в нашем случае выступают ценности). В качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. Часто проблему ценностей понимают в самом общем виде, и тогда в этой общей классификации в качестве ценностей выступает истина, добро и красота. Существует вариант классификации ценностей по трём основаниям, а именно: • первое основание - сферы общественной жизни; • второе основание - носители ценностей; • третье основание - иерархия ценностей. Иерархия ценностей состоит из трех уровней: Первый уровень - это ценности второстепенного значения для человека и общества (или низшие ценности), без которых нормальное функционирование человека и общества не нарушается. Второй уровень - это ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относятся большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это всё то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. Третий уровень - это высшие ценности. Они венчают сложную и многоярусную систему ценностей и отражают фундаментальные отношения между людьми и их потребности Высшие ценности - это часть материальных, духовных и социально- политических ценностей, которые, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение. К ним относятся: мир; жизнь человечества; ценности общественного устройства; представление о справедливости, свободе, правах и обязанностях; патриотизм, долг, дружба, любовь, доверие; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения и самореализации; ценности, характеризирующие выбор личных качеств (честность, порядочность, верность, доброта). Некоторые из высших ценностей рассмотрим более подробно. 1. Первая из высших ценностей - это ценность жизни (или жизнь как ценность). Почему жизнь относится к высшим ценностям? Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие существования любой другой ценности. Для индивида жизнь выступает как высшая ценность, как фундамент и одновременно вершина всех других ценностей. В этом смысле жизнь человека как ценность рассматривается в индивидуальном аспекте. Во-вторых, жизнь человека относится к высшим ценностям ещё и потому, что она является своеобразной точкой отсчета, от которой берёт своё начало формирование отношений как между людьми, так и отношений общества к человеку. В этом смысле значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества. В ходе развития цивилизации шаг за шагом создаются предпосылки того отношения между людьми, которые з абстрактной форме выражено категорическим императивом И. Канта: «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству (и в своём лице, и в лице всякого другого так же) как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству». Таким образом, человек - это особая, абсолютная ценность. С его интересами должны соотноситься все иные ценности. 2. Вторая из высших ценностей - это здоровье. Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из самых верхних ступеней на иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и всему обществу. 3. Третья из высших ценностей - это свобода. Свобода по определению - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, основываясь на познании объективной необходимости. Свобода становится ценностью, когда человек ее сознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинного самолюбия, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы утверждается и наиболее полно обнаруживается в периоды острых социальных потрясений. Таким образом, ценности занимают важное место в жизни общества и человека, но не сами по себе, а только тогда, когда формируется определённая система ценностных ориентаций у людей. Терминологический словарь: Абсолют - понятие философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию Абстракция - формирование понятий для обозначения образов реальности Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности Аристотелизм - в узком смысле - учение последователей Аристотеля о форме, способах познания, мышлении; в более широком смысле слова -истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоение учения Аристотеля в различных средневековых технологических традициях Деизм - религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий Душа - понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела Илларион - митрополит киевский с 1051 г., автор «Слова о Законе и Благодати» Иррационализм - философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт История философии - история становления философии как единой системы знаний или философии как науки Киево-Могилянская академия - первое высшее учебное заведение на Украине. Созданная в 1632 г. путем объединения школы Киево-Богоявленского братства, основанной в 1615 г., и школы при Киево-Печерской лавре, основан ной, Петром Могилой в 1631 г. Киники - одна из так называемых докритических школ в Древней Греции, устремившаяся не только к построению законченной теории бытия и познания, сколько к обработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни (Антисфен, Кратет, Диоген Синодский и др.) Крещение Руси - процесс утверждения христианства в качестве государственной религии древнеукраинской державы Материя - бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения Монада - понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия Монизм - способ рассмотрения многообразных явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения Неопозитивизм - направление в философии 20 века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания Неотомизм - философское направление в католицизме, исходящее из учения Фомы Аквинского и являющееся современным этапом в развитии томизма Номинализм - философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий, т.е. утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении Объект - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности Пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков Персонализм - теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - Бога Понятие - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование Постпозитивизм - течение в современной философии, сложившиеся в 60-70 годы 20 ст., как преодоление недостатков неопозитивизма Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания Просвещение в Украине - антифеодальная идеология периода становления капитализма, согласно которой преодоление феодальных отношений и установление нового общественного строя возможны с помощью реформ и образования Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Скептицизм - направление в философии, основанное Перроном в конце 4 века до н.э.. не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения Софисты - условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины 5 - первой половины 4 века до н.э. (Протагор, Горгий и др.) Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие в Западной Европе в средние века Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога Теория (в широком смысле) - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления Теория (в специальном смысле) - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории Томизм - направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему Феноменология - философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры Философия - одна из форм мировоззрения; особая наука со своим предметом исследования; особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности Философия жизни - направление в философии, возникшее в 60-70-х годах 19 ст. как проявление иррационализма и нигилизма. Приверженцы данного направления отстаивают взгляд на мир как целостный организм (А.Шопенгауер, Ф. Ницше и др.) Фрейдизм - обозначение разнообразных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З.Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества в целом Экзистенциализм - иррациональное направление в современной философии, возникшее в начале 20 века и устремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта
|