1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»
·
Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?
·
В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?
·
Зачем оно необходимо современному человеку и науке?
·
Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?
2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».
· Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?
·
Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?
·
В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.
3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил,
Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.
Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».
·
Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?
·
Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.
·
Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».
4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.
·
В чем это проявляется в современном мире?
·
Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?
·
Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?
5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».
6. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.
·
Кратко охарактеризуйте каждую из них.
·
Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?
·
В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?
7. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».
·
Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией
·
Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры.
·
Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.
8. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером.
·
Что значит «предметное самоопределение философии»?
·
Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей?
·
Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?
9. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».
·
Что такое «случайности фортуны»?
·
Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»?
·
Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована?
·
Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?
10. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».
11. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).
·
Что такое ценность? Какие бывают ценности?
·
Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?
·
Что такое «святыня»?
·
Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?
12. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.
·
Каково основное значение этого понятия?
·
Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?
·
В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?
·
Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?
·
«Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).
«Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).
·
Что такое любовь как ценность?
·
Какая точка зрения Вам ближе?
·
Какое место занимает любовь в жизни человека?
13. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.
·
Физические – на здоровье
·
Экологические – __________.
·
Материальные – __________.
·
Познавательные – _________.
·
Нравственные – __________.
·
Социальные – _________.
·
Политические – ________.
·
Правовые – ___________.
·
Религиозные – _________.
·
Философские – _________.
·
Эстетические – _________.
14. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».
Приложение №3.