Упражнения и тесты. Исходную информацию в суждении классически выражают, как мы уже знаем, с помощью субъекта, предиката
Исходную информацию в суждении классически выражают, как мы уже знаем, с помощью субъекта, предиката, кванторного слова и способавыражения этой информации – формулы: (S – P). Такое первоначальное суждение принято называть ассерторическим (от лат. assero – утверждаю). Модальные суждения не просто утверждают или отрицают некоторые связи, а дают характеристику этих связей с определенной точки зрения. Так, о предмете А можно просто сказать, что он имеет свойство В (это будет ассерторическое суждение). Но можно сверх того еще и уточнить, является ли эта связь А и В необходимой или, наоборот, случайной; хорошо ли, что А есть В, или это плохо; доказано ли, что А есть В, или не доказано и т.д. В результате таких уточнений мы и получаем модальные суждения различных типов. Модальная логика сформировалась как исторически первая неклассическая логика [2], а в самой модальной логике исторически первой стала алетическая логика [3]. Алетическая модальность есть выраженная в суждениях и терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация об особенностях логической или фактической детерминированности суждений. Алетические модальные понятия делятся на логические и фактические (физические, онтологические) модальности, как на видовые. С этой точки зрения принято полагать, что логически необходимым, возможным или случайным считается то, что не противоречит законам логики. Например, утверждение «На Луне есть жизнь» не противоречит законам логики, следовательно, логически возможно, что на Луне есть жизнь. Но вместе с тем, естественно утверждать, что не все то, что логически необходимо, возможно или случайно является таковым и фактически (онтологически). Например, мы знаем определенно, что жизнь на Луне объективно нереализуема. Таким образом, можно утверждать, что фактически возможно то, что не противоречит законам природы и общественной жизни, а логически возможно то, что не противоречит законам логики. Введем в рамках алетической модальности обозначения (символы) для логических модальных понятий: L — необходимо, М — возможно, С — случайно; а для фактических модальных понятий: □; — необходимо, ◊; — возможно, ▼; — случайно. Алетические модальности вполне можно называть выражением объектного состояния обстоятельств, независимых от человека и его сознания. Но принятие тех или иных решений в связи с имеющейся информацией уже зависит от инициативы человека, т. е. субъектно. Отсюда можно назвать, наряду с упомянутой выше объектной алетической модальностью, еще три вида субъектных модальностей: эпистемическую (от греч. epistemologia – теория познания), аксиологическую (от греч. аksios – ценный) и деонтическую (от греч. deontos – должное). Эпистемической модальностью стала называться модальность суждений, отражающая теоретико-познавательную деятельность человека. Аксиологическая модальность – это модальность, связанная с практически-оценочной деятельностью человека. Деонтическая модальность есть модальность, связанная с принятием решения по складывающимся практическим обстоятельствам. Таким образом, если алетическая модальность применяется в основном для анализа объективно-естественных процессов действительности, то эпистемическая модальность применяется прежде всего в рамках логики обоснований того или иного понимания ситуации, аксиологическая ( оценочная) модальность применяется для характеристики высказываний с точки зрения определенной системы ценностей, а деонтическая модальность используются прежде всего для анализа понятий этики поведения человека, раскрывая особенности формирования и функционирования нормативного знания [4].
|