Педагоги-сольфеджисты знают, как трудно формируются интервальные представления и какой проблемой для большинства учащихся является, например, задача определения интервалов на слух. Без специальной направленной педагогической работы и специальных упражнений интервальные представления могут не сформировываться (24, 37).
Совсем по-другому обстоит дело со ступеневыми представлениями. Ступеневое чувство и ступеневые представления образуются сами собой при восприятии определенного лада. Для их формирования у большинства детей не требуется специальной педагогической работы и специальных упражнений (24, 35).
Интервальные представления появляются на основе ступеневых. Ступеневые представления первичны, интервальные - вторичны в логике развития музыкального слуха. Несоблюдение этой логики в практике воспитания музыкального слуха является методической ошибкой, приводящей к нарушению основного принципа дидактики: последовательности и доступности обучения.
Приоритетное воспитание ступеневого чувства и формирование ступеневых представлений является поэтому наиболее естественным, простым, доступным и методически верным шагом в развитии музыкального слуха, как относительного, так и абсолютного.