Студопедия — Б. Мандевиль: апология частного интереса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б. Мандевиль: апология частного интереса







Крайности в отношении к частной собственности: апологетика и утопизм отрицания. В сочинениях Дж. Локка и его современника немецкого ученого С. фон Пуффендорфа (1632 — 1694) доктрина естественного права приобрела характер оснований всеобщей науки об обществе — подобно тому, как схоластика была всеобъемлющей «христианской наукой». И также как апология (от греч. ἀπολογία, защитительная речь) христианской веры включала в себя апологетику сословной иерархии, также и локковская доктрина естественного права предоставляла аргументы для апологии, или апологетики неравенства в обществе, основанном на частной собственности.

Между тем, остроконфликтные формы, в которых исторически происходило формирование в Англии частной собственности на землю, отраженные в многочисленных балладах и памфлетах, породили традицию утопий (от греч. υ-τοπος — «место, которого нет») как литературных произведений и социальных проектов, отрицающих частную собственность. Гуманист Томас Мор (1478 — 1535), современник жестоких захватов лордами общинных земель под овечьи пастбища, написал «Золотую книгу о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1514) с картиной идеального общества без частной собственности и имущественного неравенства, где золото и серебро идут только на утварь. В XVII в. утопия получила продолжение не только как род литературы, но и как этическое основание общественных движений, особенно во время Английской революции. Республиканец Джерард Уинстенли (1609 — 1676)возглавил выступление диггеров («копателей»), которые требовали передать общинные пустоши беднякам для коллективной обработки. В сочинениях «Новый закон справедливости» (1649) и «Закон свободы» (1652) Уинстенлиочерчивал контуры общества без частной собственности и денег; с обязательным всеобщим трудом и уравнительным распределением; с самыми строгими наказаниями для уличённых в купле и продаже. Диктатура Кромвеля не только разгромила «копателей», но и прямо содействовала образованию нового слоя крупных землевладельцев, который стал базой реставрации монархии (см. раздел об У. Петти). Проекты реформ «справедливого общества» без нищеты и денег продолжали появляться вплоть до «Славной революции» и после неё. Причём к концу XVII в. главной нацеленностью этих проектов стало решение проблемы бедного населения посредством предоставления ему занятости; наибольшую известность получили «Предложения по организации промышленного колледжа» (1695) Джона Беллерса.

Утописты, начиная с Т. Мора, порицали роскошь и расточительность богатых («Анатомия меланхолии» (1621) известного священника-писателя Р. Бёртона; «Нова Солима» (1648) некоего С. Готта). Со своих позиций приобретение роскошных импортных товаров осуждали меркантилисты. Однако У. Петти, не склонный одобрять расточительность в целом, подчёркивал значение прихотливых вкусов, увеселений и тщеславия для поощрения промышленности и торговли, считая также, что «излишества богатых дадут работу бедным». Эту мысль в резкой и эпатирующей форме выразил Бернар Мандевиль (1670 — 1733), изобразивший тщеславие, мотовство и другие личины частного интереса (до мошенничества) основным стимулом экономического процветания.

^ Антиутопия: пороки частных лиц — благо для общества. Мандевиль был потомком гугенотов, эмигрировавших из Франции во время ожесточенных религиозных войн XVI в. Он родился и получил медицинское образование в Голландии и с 1700 как практикующий врач жил в Лондоне, где и выпустил 6 изданиями (1705 — 1732) свою аллегорию «Басня о пчёлах, или Частные пороки — общественные выгоды». Скандальную известность книга получила после 3-го издания (1723), снабжённого подзаголовком «Исследование о природе общества». Последовательно проводя точку зрения на эгоизм, как основную пружину человеческой деятельности, Мандевиль настаивал на том, что не добро, а зло — от показной роскоши до бедствий вроде Лондонского пожара 1665 г. — делает людей общественными существами; является «крепкой основой, животворящей силой и опорой всех профессий», стимулирует занятость и оживлённую торговлю.

Мандевиль язвительно обрисовал полный упадок пчелиного улья после того, как Юпитер повелел устранить трутней и искоренить пороки. Мораль: «да будет всем глупцам известно, что улей жить не может честно».

 

Богатство, славу умножать, Притом пороков избежать — Нельзя; такое положенье Возможно лишь в воображенье. Нам — это все понять должны - Тщеславье, роскошь, ложь нужны; В делах нам будучи подмогой, Они приносят выгод много. [... ]Чтоб стать народ великим мог, В нем должен свить гнездо порок; Достатка — все тому свидетель — Не даст ему лишь добродетель. И те, кто век вернёт иной, Прекраснодушный, золотой, Верша все честными руками, Питаться будут желудями. (Пер. А. Л. Субботина)


Поэма Мандевиля вызвала полемику не только среди его современников, но и среди экономистов последующих веков и разных идеологических пристрастий. К. Маркс назвал Мандевиля «честным человеком с ясной головой», сатирически разоблачившим ханжество буржуазии, которая, по оценке самого Маркса, «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». Экономист-антрополог ХХ в. К. Поланьи, напротив, возмущался «дешёвыми парадоксами», которыми Мандевиль подменил историческую драму превращения людей традиционного общества в эгоистов рыночного обмена. Российский биограф Мандевиля А. Субботин не без оснований предложил рассматривать «Басню о пчёлах» как антиутопию.

^ Предвосхищение идеи «невидимой руки». Два противоборствующих направления современного либерализма возводят к «Басне» Мандевиля истоки своих ключевых идей: реформаторская доктрина (Дж. М. Кейнс) — принцип эффективного спроса для достижения полной занятости ресурсов; неоконсерватизм (Ф. Хайек) — трактовку общественной пользы как непреднамеренного результата действий, предпринимаемых по соображениям частной выгоды. Последнюю позицию разделяет современный словарь экономической теории «Новый Палгрейв». В нём указано, что А.Смит, раскритиковав Мандевиля как моралист, как экономист заимствовал у «легкомысленного» доктора исходную идею о разделении труда как великом двигателе экономического прогресса18. Более того, Мандевиль предвосхитил смитовский образ «невидимой руки» указанием на «взаимные услуги» в обмене, ожидать которые даром неразумно. Наконец, из аргументов Мандевиля можно вывести то, что из самопроизвольных, «спонтанных» действий, продиктованных эгоистическими соображениями, и не требующих регулирования со стороны правительственных чиновников, может возникнуть жизнеспособный общественный порядок, поскольку устанавливается и сохраняется наилучшим образом («именно тогда, когда никто не вмешивается») «пропорция между количеством занятых каждым делом».

Следует, однако, сказать, что идеи об обоюдной выгоде, связывающей все профессии, и о естественной пропорциональности без государственного вмешательства были ранее Мандевиля и в более глубокой форме высказаны французом Буагильбером, увязавшим их со свободным ценообразованием.
^







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 556. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия