Радикальные критики капитализма: Р. Оуэн и социалисты-рикардианцы
Р. Оуэн, сын ремесленника из Уэльса, был одним из самых успешных предпринимателей периода взлёта британской промышленности в её ведущей отрасли — текстильной. Обнаружив в детстве редкие способности (к 7 годам окончил начальную школу), он с 10 лет набирался опыта в бизнесе, а к 20 сделал карьеру менеджера в Манчестере, осуществив прибыльное усовершенствование крупной фабрики её переводом на паровой двигатель. Удачная женитьба на дочери владельца бумагопрядильной фирмы позволила Оуэну получить кредиты в Манчестере для выкупа у тестя предприятий в шотландском городке Нью-Ланарке. Новый хозяин внедрил новые порядки в соответствии с идеями французских просветителей о доверии к доброй природе человека и воспитательном значении среды. Ограничение рабочего дня детей 10 часами (вместо прежних 13), а минимального возраста работающих — 10 годами; устройство школ и первого в Британии сада-яслей (Infant School) для детей рабочих; улучшение быта рабочих выдачей жизненных средств во внутрифирменном магазине; производственная дисциплина с использованием морального стимулирования. В итоге всё это превратило Нью-Ланарк в образцовый рабочий посёлок, а его хозяин, доказавший, что прибыльность предприятия может возрасти при сокращении рабочего дня и заботе о рабочих, снискал общеевропейскую славу. Однако Оуэна не прельстила репутация хозяина уникального предприятия. Наблюдая обострение пауперизма в Англии в годы войн с Францией, внедрения паровых станков и кризисов сбыта (1810, 1815, 1818), Оуэн ощутил себя пророком-реформатором. В годы раскола либерализма (см. гл. 6.7) он выступил с пропагандой национальной организации трудового воспитания (1813), а затем и с программой радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества» (1817). Оуэн предложил проект производственно-потребительских ассоциаций, на территориях примерно по 1200 акров, с комплексом жилых, фабричных, сельскохозяйственных, бытовых, образовательных и игровых зданий, окружённым садами, лугами и пашнями. Составив смету, из которой выходило, что устройство одной ассоциации обойдётся на сумму около 96 тыс. футов стерлингов, но зато создаст прочные условия для жизни 1200 безработных, которые затем смогут прокормить себя сами, Оуэн представил свой план парламенту и правительству. Наткнувшись на порицание и враждебность со стороны министров, деловых кругов и палаты общин, постановившей тогда ассигновать 1 млн фунтов стерлингов на сооружение новых церквей, Оуэн принялся за пропаганду атеизма и своих идей «нового нравственного мира», в котором не будет частной собственности, классового неравенства и противоположности между умственным и физическим трудом. ^ Рикардианство и оуэнизм: дистанция и сближение. Среди противников Р. Оуэна оказались и члены кружка утилитаристов И. Бентама, включая Д. Рикардо, который считал Оуэна благожелательным энтузиастом и успешным менеджером, но отказывался верить в перспективы производительного труда без стимула частного интереса. Подчёркивая, что «опыт веков говорит решительно против» Оуэна35, Рикардо критиковал того и за «Замечания о влиянии фабричной системы» (1815), где указывалось на мотив «любви к накоплению» и на внедрение машин как на причины пауперизма и обесценения труда. Однако трудовую теорию ценности самого Рикардо Оуэн стал использовать как аргумент в обосновании в права трудящихся на «справедливую и твёрдо установленную долю». Как практическую реализацию этого права Оуэн предлагал замену денег рабочими квитанциями, на которых указано, сколько часов затрачено на производство того или иного товара. Соединение рикардианской теории труда как единственного мерила ценности с идеями Оуэна (в том числе о «биржах справедливого обмена» по трудовым квитанциям) определило аргументацию социалистов-рикардианцев за право рабочего на полный продукт труда. Член кружка утилитаристов и приверженец идей французских просветителей У. Томпсон в «Исследовании о принципах распределения богатства применительно к человеческому счастью» (1824), высказался в поддержку предложений Оуэна о вознаграждении работников в рамках коллективного владения предприятием. В развитие рикардианской теории ценности (определение ценности продукта трудом «затрачиваемым в среднем на предмет желания» при средней умелости), Томпсон ввёл понятие «прибавочной ценности» (surplus value) как части годового общественного продукта, присваиваемой владельцами капитала несообразно их вкладу. Близкие к позиции Томпсона взгляды развивал бывший морской офицер Т. Годскин, журналист и инициатор создания институтов механики в Лондоне и Манчестере для обучения взрослых рабочих. В книгах «Защита труда против притязаний капитала» (1825) и «Народная политическая экономия» (1827) он утверждал, что земельная рента и прибыль являются результатами не «естественного порядка», а права собственности, искусственно установленного в прошлом вследствие государственного вмешательства. ^ Критика политической экономии социалистами-рикардианцами. Томпсон и Годскин подвергли критике «закон народонаселения» Мальтуса, «теорию рабочего фонда» и формулу трёх факторов производства. Томпсон отмечал корыстный классовый интерес, стоящий за обоснованием бесполезности усилий рабочих по повышению уровня их заработной платы. По его подсчётам, только 3/40 общественного продукта составляют размер возмещения капитала, а законодательное сдерживание заработной платы позволяет владельцам капитала присваивать гораздо больший доход. Годскин считал, что капитал, вклинивающийся между работниками в общественное разделение труда, «есть средство для приобретения власти над трудом», которое нарушает «естественный закон» свободной конкуренции. Критикуя теорию «производительности капитала» и указывая на противоположность классовых интересов, Томпсон и Годскин в то же время вносили элементы историзма в понимание экономических категорий — особенно категории «производительные силы общества (страны)». ^ Утопические эксперименты и кооперативное движение. Оуэн начал свою агитацию в расчёте на поддержку власть имущих, предполагая, что внедрение ассоциированных форм производства и быта возможно при различных политических системах. В 1818 г. Оуэн обратился с воззванием к европейским монархам и дипломатам, съехавшимся на Аахенский конгресс великих держав. Нью-Ланарк посетил наследник российского престола, впоследствии император Николай I. Крушение надежд на правительственное поощрение привело Оуэна к попыткам основания на деньги богатых людей колоний для воплощения ассоциаций. Одна попытка была сделана в Шотландии на деньги фабриканта А. Комба — колония Орбистон близ Глазго (1825). Но она распалась после преждевременной смерти Комба (1827). Другую попытку, но также неудачную, предпринял сам Оуэн на деньги, полученные от продажи Нью-Ланарка, — колония Новая гармония в США (1828 — 1834), в штате Индиана. Эти эксперименты показали, как трудно объединить в «справедливом» общежитии тех, кто привык к разным видам труда (только к умственному либо только к физическому); договориться об уборке помещений и т.п. Одновременно последователи Оуэна начали в Англии кооперативное движение, к которому примкнули социалисты-рикардианцы Томпсон и Грей. В начале 1830-х гг. число кооперативных обществ стало быстро расти; их представители ежегодно собирались на конгрессы в крупнейших английских городах. Но энергия движения вскоре иссякла. Обнаружились расхождения между Оуэном, отрицавшим политическую борьбу, и Томпсоном, призывавшим рабочих к самоорганизации и к борьбе за всеобщее избирательное право ради захвата политической власти и употребления её на содействие строю производственных кооперативов. Потерпела неудачу затея Оуэна и Грея с организацией в Лондоне «биржи справедливого обмена» с трудовыми квитанциями. Туда стали поступать самые неходовые товары, и пришлось отступить от принципа расценки продуктов по «общественно-необходимому труду». Тем не менее, биржа через 2 года закрылась, дискредитировав оуэнизм и подорвав доверие к кооперативным союзам. Новая (с 1844 г.) волна кооперативного движения, перенесшая направление самоорганизации английских рабочих на потребительские товарищества, развернулась уже без всякого участия старого Оуэна, хотя за ним и осталась репутация «апостола кооперации». ^ 8.2. Сен-симонизм: доктрина индустриального общества и планирования
^ А. Сен-Симон: пророк «нового христианства». Клод Анри Рувруа де Сен-Симон (1760 — 1825), урождённый граф де Сен-Симон, был экстравагантной личностью, удостоенной оценок в диапазоне от самой «ослепительной фигуры в истории человеческой мысли» до самой «извращённой натуры» среди утопистов. Этот разброс мнений вполне соответствует мнению самогό Сен-Симона, что «в пантеон гениев обычно попадают те, кто избежал помещения в дом умалишённых». В его и без того незаурядной биографии факты густо перемешаны с вымыслами, обязанными мемуарным «свидетельствам», предназначенным подтверждать миссию Сен-Симона как пророка, призванного указать человечеству новый путь. Сен-Симон утверждал, что он якобы:
Сен-Симон возлагал надежды на Бонапарта; реально во времена наполеоновской империи он какое-то время был приживальщиком в доме бывшего слуги и выпрашивал деньги у влиятельных лиц, которым отсылал свои работы, пока главный управляющий Французским банком не назначил пенсию для странного человека, способного привлекать оригинальностью своих идей. Два первых и ближайших ученика Сен-Симона со скандалом порвали с ним, что не помешало им прославиться в науке, развив почёрпнутые у старика идеи; это были историк О. Тьерри и родоначальник социологии О. Конт. Впрочем, они помогли Сен-Симону выпустить сборники «Индустрия» (1817 — 1818) и «Организатор» (1819 — 1820), где была развернута идея познания законосообразности исторического процесса и превращения политики в позитивную науку об организации индустриальной системы. Первыми сен-симонистами объявили себя математик О. Родриг и служивший под его началом в ипотечной кассе Парижа инженер П. Анфантен, участник тайного общества карбонариев. Издав уже после смерти учителя его последнюю книгу «Новое христианство» (1825), они обратили в новую веру карбонария С.-А. Базара. «Золотой век впереди»: индустриальное общество как результат законосообразности исторического процесса. Сен-Симон предложил новые критерии для определения поступательных стадий развития общества:
В последние годы жизни, однако, Сен-Симон выделил из класса «индустриалов» рабочих, лишенных собственности, и заново определил свою миссию: внушить учёным и руководителям промышленных работ, «что их интересы по существу совпадают с интересами народных масс», «что они примыкают к классу трудящихся, являясь в то же время его естественными вождями». Это направление мыслей Сен-Симона было систематизировано его учениками в доктрине сен-симонизма. «Изложение учения Сен-Симона» — первый набросок доктрины планового хозяйства. Сент-Аман Базар (1791 — 1832) и Проспер Анфантен (1796 — 1864) возглавили сен-симонизм как школу и составили «Изложение учения Сен-Симона» (1828—1829). Ключевыми идеями сен-симонистов были следующие.
Через много лет (1862 — 1867) сен-симонизм «засветился» в проекте создания во Франции централизованной системы удешлённого кредита. Бывшие сен-симонисты братья Перейра реализовали идею «ассоциации» капиталов для долгосрочных промышленных проектов распространением акций банка «Креди Мобилье» среди массы мелких пайщиков. Банк лопнул через 5 лет, но сыграл стимулирующую роль в железнодорожном строительстве во Франции и для дальнейшего общеевропейского опыта банковского регулярного кредита для промышленных капиталовложений. ^
|