А. Свидетельство Писания об усыновлении
Понятие «усыновление» мы можем определить следующим образом: усы-новление — это деяние Божье, через которое он делает нас членами Своей семьи. Иоанн упоминает об усыновлении в самом начале своего Евангелия, ког-да говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиимт (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Напротив, те, кто не ве-рит в Христа — это не чада Божьи, они не приняты в Его семью, это «чада гнева» (Еф. 2:3) и «сыны противления» (Еф. 2:2; 5:6). Хотя те иудеи, которые отвергали Христа, пытались утверждать, что Бог — это их отец (Ин. 8:41), Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня... <...> Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:42—44). В новозаветных посланиях содержатся многочисленные свидетельства того, что теперь мы—дети Божьи в особом смысле — члены Его семьи. Павел говорит: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетель-ствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследии-ки, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним стра-даем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8 :14—17, курсив мой. — У. Г.). Но если все мы дети Божьи, то тогда мы состоим в отношениях родства друг с другом? Безусловно, это так. Дело в том, что принятие нас в Божью семью делает нас членами одной семьи даже с верующими евреями ветхозаветного периода, ибо Павел говорит, что и мы являемся детьми Авраама: «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): „в Исааке наречется тебе семя". То есть, не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования призна-ются за семя» (Рим. 9:7,8). Далее, уже в Послании к Галатам, он поясняет: «Мы, братия, дети обетования по Исааку. <.״>...Мыдетинерабы, но свобод-ной» (Гал. 4:28,31; ср.: 1 Пет. 3:6, где Петр рассматривает верующих женщин как дочерей Сарры по новому завету). Павел объясняет, что этот статус усыновления в качестве чад Божьих не был полностью реализован в условиях ветхого завета. Он говорит, что «до при-шествия веры мы заключены были под стражею закона... Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:23—26, курсив мой. — У. Г.). Это не значит, что ветхий завет делал невозможным говорить о Боге как о нашем Отце, посколь-ку Бог Сам называл Себя Отцом детей израилевых и называл их детьми во многих местах Писания (Пс. 102:13; Ис. 43:6,7; Мал. 1:6; 2:10). Но хотя пред-ставление о Боге как об Отце Израиля и существовало, преимущества и при-вилегии членства в семье Божьей и осознание этого членства не пришли в пол-ном объеме до тех пор, пока не пришел Христос и Дух Сына Божьего не излил-ся в наши сердца, свидетельствуя нашему духу о том, что мы — дети Божьи. Какие свидетельства, подтверждающие, что мы являемся детьми Божьи-ми, мы видим в нашей жизни? Павел видит очевидное доказательство в том, что Сам Святой Дух свидетельствует нашим сердцам о том, что мы — дети Божьи: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Едино-родного), Который родился отжены, подчинился закону, чтобы искупить под-законных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (1ал. 4:4—7, курсив мой. — У. Г.). В Первом послании Иоанна большое внимание уделяется нашему стату-су детей Божьих: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам назы-ваться и быть детьми Божиими. <...> Возлюбленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:1,2, курсив мой. — У. Г.; Иоанн часто называет «детьми» или «малы-ми детьми»)1. 1 Существует множество текстов, где говорится о нашем статусе детей Божьих, и о нашем членстве в Его семье (см.: Мф. 5:48; 7:11; 2 Кор. 6:18; Еф. 51; Флп. 2:15; Евр. 2:13,14; 12:5-11; 1 Пет. 1:14; 1 Ин. 3:10). Хотя Иисус и называет нас Своими «братьями» (Евр. 2:12), и в некотором смысле Он действительно наш старший брат в семье Божьей (ср.: Евр. 2:14) и может быть назван «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), тем не менее Он указывает нам на четкое различие между тем, каким именно образом Бог есть наш Небесный Отец, и тем, каково Его Собственное отно-шение к Богу-Отцу. Он говорит Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), проводя таким образом четкое различие между гораздо более великими и вечными отноше-ниями, в которых Бог есть Его Отец, и отношениями, в которых Бог есть наш Отец. Хотя Новый Завет и говорит, что мы теперь являемся детьми Божьими (1 Ин. 3:2), мы также должны отметить, что существует и другой аспект, в кото-ром наше усыновление еще только дело будущего, поскольку мы все еще не получили все преимущества и привилегии усыновления, поскольку Хрис-гос еще не вернулся и не дал нам воскрешенные тела. Павел имеет в виду этот эолее поздний, более полный аспект усыновления, когда говорит: «Ибо зна-;м, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, ис-купления тела нашего» (Рим. 8:22,23, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел рас-:матривает факт получения новых воскрешенных тел как исполнение наших треимуществ усыновления.
|