Нехристианин. Я обозначил процесс освящения в виде неровной линии, тем самым по-казывая, что иногда мы осознаем прогресс в освящении
5 См. гл. 44 о прославлении (т. е. о получении воскрешенного тела при втором при-шествии Христа).
Я обозначил процесс освящения в виде неровной линии, тем самым по-казывая, что иногда мы осознаем прогресс в освящении, а иногда чувствуем некоторый регресс. В самом крайнем случае верующий, который очень мало делает для освящения, получает плохое наставление, не общается с братьями и очень малое внимание уделяет Слову Божьему и молитве, может в течение многих лет иметь очень маленький прогресс в святости — но это, безусловно, нельзя признать нормальным или предполагаемым образом жизни христиа-нина. Это даже следует признать в высшей степени ненормальным явлением.
4. Освящение не достигает завершенности в этой жизни. В истории Церк-ви всегда были люди, которые принимали такие повеления, как Мф. 5:48 («Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») или 2 Кор. 7:1 («Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием»), и полагали, что если Бог дает нам такие повеления, Он также дол-жен дать нам способность совершенно следовать им. Таким образом, заклю-чали они, для нас возможно при этой жизни достичь состояния безгрешной святости. Кроме того, они указывали на молитву Павла о фессалоникийцах: «Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23) и считали, что эта мо-литва вполне могла исполниться. Иоанн говорит даже: «Всякий, пребываю-щий в Нем, не согрешает»! Разве эти стихи не говорят о возможности безгреш-ного совершенства в жизни некоторых христиан? В этой дискуссии я буду употреблять термин «перфекционизм», чтобы обозначить точку зрения, допус-кающую возможность безгрешного совершенства при этой жизни. 6 См. гл. 23, где говорится, что Божьи повеления в Писании не всегда предполагают, что мы способны исполнить их. При более детальном изучении становится очевидно, что приведенные отрывки не подтверждают перфекционистской позиции. Во-первых, Писа-ние просто не учит нас, что если Бог дает некое повеление, то Он также дает способность следовать ему в каждом случае6. Бог повелевает всем людям по-всюду повиноваться Его моральным законам, и люди держат ответ за то, что поступают иначе, даже если речь идет о невозрожден ных людях, которые яв-ляются грешниками, а потому мертвы в преступлениях и грехах и не в состоя-нии повиноваться Божьим повелениям. Когда Иисус повелевает нам быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5:48), это пока-зьгвает, что абсолютная моральная чистота Бога — образец, к которому мы должны стремиться, что это мерка, по которой мы будем оцениваться. Тот факт, что мы не в состоянии достичь этого идеального образца, не означает, что мы должны снизить планку; скорее это означает, что мы нуждаемся в Божьей бла-годати и прощении для того, чтобы преодолеть остающийся в нас грех. Таким же образом Павел, когда говорит коринфянам сделать святость совершенной в страхе Божьем (2 Кор. 7:1; выражение 'επιτελΰντες ίχγιωσννηνΒ русской синодальной версии переведено как «совершая святыню». — Примеч. пер.) или молится о том, чтобы Богво всей полноте освятил фессалоникийцев (1 Фес. 5:23), выражает желание, чтобы онидостигли этой цели. Он не предполагает, что кто-либо может достичь этой цели, он просто говорит, что это тот образец, к кото-рому все мы должны стремиться, ибо этого хочет Бог. Утверждение Иоанна, что «всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6), учит не о том, что некоторые из нас достигнут совершенства (по-скольку греческие глаголы в настоящем времени лучше переводить, показы-вая, что обозначаемое действие продолжается постоянно, или привычно). Речь тут идет о том, что пребывающий в Нем не продолжает грешить. Это пере-кликается с тем, что Иоанн говорит несколькими стихами позже: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Если бы эти стихи говорили о безгрешном совершенстве, они утверждали бы это относительно всех христиан, поскольку здесь говорится обо всех, рожденных от Бога, и обо всех, кто видел Христа и знал Его7. Итак, в Писании, похоже, нет стихов, которые убедительно показывали бы, что кто-то может быть абсолютно свободным от греха в этой жизни. С дру-гой стороны, в Ветхом и в Новом Заветах есть тексты, которые ясно учат о том, что в этой жизни мы не можем быть морально совершенными. Соломон, например, при освящении храма молится и говорит: «Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Сходным образом и в Книге Притчей читаем риторический вопрос с подразумеваемым отрицательным ответом: «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?» (Прит. 20:9). Мы также читаем прямое утверждение Екклесиа-ста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). В Новом Завете Иисус велит своим ученикам молиться так: «Дай нам хлеб наш на каждый день; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто со-грешил против нас» (Мф. 6:11,12, перевод мой. — У. Г.). Так же как молитва о хлебе — образец молитвы, которую следует произносить ежедневно, так и мо-литва о прощении грехов должна произноситься христианином каждый день. Таким же образом следует понимать и 1 Ин. 5:18. Как мы отметили выше, когда Павел говорит о новой власти над гре-хом, которая дана христианам, он не говорит, что в жизни христианина больше не будет греха, он говорит только, что верующие не должны позволять греху «царствовать» в их телах, а членам тела «предаваться» греху (Рим. 6:12,13). Он не говорит, что не будет греха, он говорит, что грех «не должен... господство-вать» над ними (Рим. 6:14). Сам по себе тот факт, что Павел дает такие указа-ния, показывает, что он осознает, что грех будет присутствовать в жизни верую-щих в течение всей их земной жизни. И если даже Иаков, брат нашего Господа, говорит: «Всемы много согрешаем» (Иак. 3:2, курсив мой. — У. Г.), то, ко-нечно же, и мы должны признать это. И наконец, сам Иоанн в том же посла-нии, в котором он так часто утверждает, что чадо Божье не будет продолжать грешить, также ясно пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманыва-ем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Иоанн исключает возмож-ность полностью освободиться от греха в нашей жизни. Он даже говорит, что тот, кто утверждает, что он абсолютно свободен от греха — обманывает сам себя, и истины в таком человеке нет8. Однако, придя к заключению о том, что освящение не может быть завер-шено в этой жизни, нам следует обращаться с этой истиной с мудростью и осторожностью. Кто-то может принять этот факт в качестве оправдания сво-его бездействия, отсутствия стремления к святости, или возрастания в освя-щении, — а это как раз противоречит десяткам новозаветных указаний. Дру-гие, размышляя о том, что мы не можем стать совершенными в этой жизни, могут потерять надежду добиться успехов в христианской жизни — что также противоречит ясному учению гл. 6 Послания к Римлянам и другим текстам о воскрешающей силе Христа в нашей жизни, которая дает нам способность преодолевать грех. Таким образом, хотя освящение и не может завершиться в этой жизни, мы должны помнить, что нельзя прекращать возрастать в свято-сти в этой жизни. Кроме того, чем больше христианин возрастает в святости, тем меньше проявляются в его словах и делах грехи. Речь тут идет скорее о внутренних грехах, берущих начало в желаниях сердца, — гордыня и эгоизм, недостаток решимости и веры; недостаток любви к Богу всем сердцем нашим и любви к нашим ближним, как к себе самим; отсутствие полного доверия всему тому, что Бог обещает в каждой конкретной ситуации. Это настоящие грехи! Они показывают нам, насколько мы далеки от морального совершенства Христа. Тем не менее осознание природы грехов, которые будут присутствовать даже в жизни зрелых христиан, помогает избежать недоразумений при разго-воре о том, что в этой жизни никто не может быть совершенным и свободным от греха. Вполне возможно, что зрелые христиане множество раз в день дейст-вительно свободны от сознательных актов неповиновения Богу в своих ело-вах и делах. Если христианские руководители должны быть «образцемцдя вер-ных в слове, в житии, влюбви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12, курсив мой. — У. Г.), то часто бывает так, что их жизни свободны от слов и дел, кото-рые другие сочли бы достойными порицания. И все же это состояние слиш-ком далеко от достижения полной свободы от греха в устремлениях нашего сердца и в наших помыслах. См. гл. 23 о том, что 1 Ин. 1:8 не обязательно относится ко всем христианам. Джон Мюррей отмечает, что когда пророк Исайя оказался в присутствии Господнем, он лишь воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои ви-дели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). А когда Иов, чья праведность была показана во всей истории его жизни, попал в присутствие всемогущего Бога, он лишь сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Мюррей заключает из этих примеров и из свидетельства других святых в истории Церкви: Действительно, чем более человек освящен, чем более он прибли-зился к образу Спасителя, тем более ясно он осознает каждое несоот-ветствие единообразия со святостью Бога. Чем глубже его осознание ве-личия Бога, тем больше силы в его любви к Богу, чем больше его жела-ние славить Бога, тем более ярко он осознает тяжесть остающегося в нем греха и тем большее отвращение он будет к нему испытывать... Разве это не очевидно из реакции тех людей, которые оказались близки к откро-вению Божьей святости?9
|