А. Различия между оправданием и освящением
1 Хотя первоначальную спасительную веру, по которой мы оправдываемся, мы об-ретаем в период обращения, вера и покаяние продолжаются в течение всей нашей жиз-ни (см. гл. 34). Сходным же образом, хотя и рождение свыше, и оправдание, и усыновле-ние — одномоментные однократные события, происходящие в самом начале христиан-ской жизни, их результат длится в течение всей нашей жизни: мы продолжаем жить духовной жизнью, которую получаем при рождении свыше, продолжаем пребывать в состоянии праведности, которое обретаем при оправдании, и, усыновленые однажды, продолжаем оставаться членами семьи Бога. Но теперь мы рассмотрим ту часть спасительного труда, которая длится в течение всей нашей земной жизни. Это, кроме того, дело, в котором Бог и чело-век сотрудничают, и у обоих здесь своя собственная функция. Эта часть спаси-тельного труда называется освящением: освящение есть длящийся во времени труд Бога и человека, в результате которого мы становимся все более и более свобод-ными от греха и все более и более подобными Христу в нашей жизни. Как здесь показано, освящение длится в течение всей нашей жизни. В христианской жизни освящение постоянно возрастает, и Новый Завет велит нам отдавать этому свои силы и внимание.
Б. Три стадии освящения 1. Освящение начинается с рождения свыше. Решительное моральное из-менение происходит в нашей жизни в период рождения свыше, поскольку Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Как только мы рождаемся вновь, мы уже не можем продолжать грешить по привычке, по образу жизни (1 Ин. 3:9), поскольку сила новой духовной жиз-ни внутри нас удерживает нас от греха. Первоначальное моральное изменение — это первая стадия освящения. В этом смысле рождение свыше и освящение пересекаются, поскольку мо-ральное изменение — часть рождения свыше. Но если мы будем рассматри-вать его с точки зрения нашего внутреннего морального изменения, то мы так-же увидим, что это первая стадия освящения. Павел рассматривает совершив-шееся в прошлом событие, когда говорит коринфянам: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Также и в Деян. 20:32 Павел говорит о коринфя-нах: «Со всеми освященными»2. За этим первым шагом следует решительный отказ от руководящей силы греха и от любви к греху, так что верующий больше не управляется грехом и не любит грех. Павел говорит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живымижедля Бога во Христе Иисусе... <...> Грех не должен над вами господ-ствовать...» (Рим. 6:11,14, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит, что христиане «освободились от греха» (Рим. 6:18). В этом контексте умереть для греха или освободиться от греха — значит обрести силу для того, чтобы преодолеть при-вычки и стандарты греховного поведения в собственной жизни. Павел велит римлянам не позволять греху «царствовать в смертном... теле», и он говорит также: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды» (Рим. 6:13). Умереть для власти греха означает, что мы, как христиане, силою Святого Духа и воскрешенной жизни Христа имеем власть преодолевать искушения греха. Грех больше не будет нашим хозяином, как это было до того момента, как мы стали христианами. 2 В греческом тексте стоит выражение τοις ήγιασμένοις, страдательное причастие перфекта, которое выражает как действие, совершившееся в прошлом, так и длящийся результат действия (т. е. они продолжают испытывать освящающее влияние этого действия). Выражаясь практически, мы должны две вещи признать истинными. С одной стороны, мы никогда не сможем сказать: «Я полностью свободен от гре-ха», поскольку наше освяшение никогда не достигнет совершенства (см. ниже). Но, с другой стороны, христианин никогда не должен говорить, например: «Этот грех победил меня. Я сдаюсь. Тридцать семь лет у меня был скверный характер, и таким он и останется до самой моей смерти, и людям просто при-дется принять меня таким, каков я есть!» Сказать нечто подобное — значит признать, что грех одолел нас. Это значит позволить греху царствовать в на-шем теле. Это значит признать поражение. Это значит отрицать истину Пи-сания, которая гласит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11). Это значит отрицать истину Писа-ния, которая говорит нам: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14). Итак, этот первоначальный разрыв с грехом приводит к переориентации на-ших желаний, так что в нашей жизни больше нет преобладающей любви к греху. Павел знает, что его читатели прежде были рабами греха (как и все неве-рующие), и говорит, что они не порабощены более. «Вы, бывши прежде раба-ми греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:17,18). Та-кое изменение предпочтений и желаний происходит в начале освящения3. 3 Возможно, многие захотят привести здесь один или несколько отрывков из По-слания к Евреям, где говорится об освящении как о чем-то, что произошло в прошлом. Например, автор говорит, что по воле Бога «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). В греческом тексте здесь перифрастическое страда-тельное причастие перфекта αγιασμένοι 'εσμέν, которое описывает длящееся в настоя-щем времени состояние как результат действия, имевшего место в прошлом: «Мы про-должаем освящаться (и ощущать результаты происшедшего акта освящения)». Однако в Послании к Евреям термин «освящать» (греч. Ιχ/ιέζω) больше соотносится с ветхозаветным понятием о ритуальной чистоте или святости в присутствии Бога, а по-тому «освященный» в Послании к Евреям означает святой и праведный в глазах Божи-их, а потому годный для того, чтобы приблизиться к Богу в поклонении. Грубо говоря, «освященный» из словаря Послания к Евреям приблизительно эквивалентен слову «оправданный» из словаря апостола Павла. В этом значении «освященный» встречается в Евр. 9:13; 10:10; 13:12. В этих отрывках говорится о разновидности ритуального очище-ния, которое дает возможность приблизиться к Богу, и «освяшение» относится здесь к началу христианской жизни. Тем не менее акцент здесь поставлен на приближении к Богу в поклонении, тогда как Павел подчеркивает, что оправдание дает нам освобожде-ние от наказания, которому мы подлежим по закону Бога. 4 В традиции Уэслианского движения святости слово «освящение» в рамках протес-тантизма употребляется иначе. В этом понимании опыт освящения иногда рассматрива- 2. Освящение возрастает с течением жизни. Хотя Новый Завет и говорит о начальном пункте освящения, тем не менее освящение рассматривается как процесс, который продолжается втечениевсей христианской жизни. Имен-но так об освящении говорится в систематических богословиях и просто в беседах христиан в наши дни4. Хотя Павел и говорит, что его читатели осво-бодились от греха (Рим. 6:18) и должны «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11), он признает, тем не менее, что грех остается в их жизни, а потому велит им не позволять греху царить (Рим. 6:12,13). Таким образом, их христианский долг — возрастать в освя-щении, в противоположность тому, как прежде они возрастали в грехе: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззакон-ные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19; слова «как... так ныне» [греч. ώσπερ... οϋτονς] означают, что Па-вел хочет, чтобы они сделали это таким же образом: «точно так, как» прежде они все больше и больше предавались греху, «таким же самым образом» те-перь им следует все больше и больше отдаваться праведности и освящению). Павел говорит, что в течение всей христианской жизни «мы же все... пре-ображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). В течение нашей христианской жизни мы постепенно становимся все больше похожи на Хри-ста. Поэтому Павел говорит: «Забывая заднее и простираясь вперед, стрем-люсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14, курсив мой. — У. Г.) — и это в контексте рассуждения о том, что он еще не со-вершенен и стремится достичь всех тех целей, ради которых Христос спас его (ст. 9—12). Павел говорит колоссянам, что они не должны лгать друг другу, «совлек-шись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновля-ется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10, курсив мой. — У Г.), показывая таким образом, что освящение влечет к подобию Богу в наших по-мыслах, а также в словах и делах. Автор Послания к Евреям велит своим чита-телям: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1), «ста-райтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14, курсив мой. — У. Г.). Иаков говорит: «Будьтеже исполнители слова, а не слы-шатели только» (Иак. 1:22), а Петр отмечает: «И сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15). ется как единовременный акт, следующий за обращением, в котором христианин дости-гает более высокого уровня святости, того уровня, который иногда называется «полным освящением» или «безгрешным совершенством». В этой традиции освящение рассматри-вается как тот опыт, которого христианин ищет и иногда достигает. (См. систематические богословия, перечисленные в библиографии в конце каждой главы, в разделе «арминиан-ские».) Если большинство протестантов скажут: «Я освящаюсь», то последователь движе-ния святости скажет: «Я освящен», имея в виду не первоначальный разрыв с грехом, кото-рый происходит во время обращения, а позднейший опыт, в котором человек начинает чувствовать свободу от сознательного греха. Сложности такого взгляда перечислены ниже. Нет необходимости приводить дополнительные цитаты, поскольку зна-чительная часть Нового Завета посвящена тому, как именно следует верую-щим в различных церквах возрастать в подобии Христу. Сюда относятся все при-зывы и увещевания новозаветных посланий, поскольку все они призывают верующих к тому или иному аспекту освящения. И все новозаветные авторы надеются, что освящение будет возрастать с течением нашей христианской жизни. 3. Освящение завершается со смертью (для нашей души) и когда Господь возвращается (для нашего тела). Хотя грех продолжает пребывать в нашем сердце, несмотря на то что мы стали христианами (Рим. 6:12,13; 1 Ин. 1:8), наше освящение не может быть завершено в этой жизни (см. ниже). Но когда мы умираем и отправляемся к Господу, то наше освящение завершается в од-ном аспекте, поскольку наши души освобождаются от обитающего в них гре-ха и становятся совершенными. Автор Послания к Евреям говорит, что, когда мы входим в присутствие Господа в поклонении, мы приходим «кдухам пра-ведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23, курсив мой. — У. Г.). Это верно уже потому, что «не войдет... ничто нечистое» в присутствие Бога, в небесный город (Отк. 21:27). Однако, уясняя, что освящение касается человека в целом, включая и тело (см.: 2 Кор. 7:1; 1 Фес. 5:23), мы понимаем, что освящение не завершится в полном объеме до тех пор, пока Господь не возвратится и мы не получим вое-крешенных тел. Мы ожидаем прихода нашего Господа Иисуса Христа с не-бес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообраз-но славному телу Его» (Флп. 3:21). «В пришествие Его» (1 Кор. 15:23) мы ста-нем жить с воскрешенными телами и тогда уже в полной мере «будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49)5. Смерть
Мы можем представить процесс освящения в виде схемы (рис. 37.1). Здесь видно, что мы рабы греха до нашего обращения; 1) начало освящения — об-ращение; 2) освящение должно увеличиваться в течение христианской жизни; 3) освящение становится совершенным в смерти. (Этап завершения освящения, после того как мы получим воскрешенные тела, опущен ради простоты.) Совершенная I ^^^Ь — ■
|