Г. Новозаветное учение о единстве церкви
2 См. замечательный анализ этой ситуации:J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (repr. ed., Grand Rapids: Eerdmans, 1968; first published in 1923), esp. pp. 64—68. Новый Завет особенно подчеркивает необходимость единства церкви. Вот какова цель Иисуса: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16, курсив мой. — У. Г.). Он молится обо всех будущих верующих: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Это единство будет свидетельством для неверующих, поскольку Иисус молится также: «Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23, курсив мой. — У. Г.). Павел обращается к коринфянам, как к «призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Кор. 1:2, курсив мой. — У. Г.). Затем Павел пишет в Коринф: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10, курсив мой. — У. Г.; ср. со ст. 13). Он призывает филиппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мыс-ли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2, кур-сив мой. — У Г.). Он говорит эфесянам, что христиане должны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3, курсив мой. — У Г.) и что Господь дару-ет церкви таланты «для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У Г.). Павел повелевает церкви жить в единстве потому, что между истинно веру-ющими уже существует действительное духовное единство во Христе. Он гово-рит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:4—6). И хотя тело Христово состоит из множества членов, все эти члены — «одно тело»( 1 Кор. 10:17; 12:12—26). Новозаветные авторы, поскольку они ревностно оберегают это единство церкви, предостерегают о тех, кто приводит к разделениям: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и со-блазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чре-ву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17,18). Павел в свое время выступил против Петра, когда тот стал избегать об-щения с христианами из язычников, отдавая предпочтение христианам из иудеев (Гал. 2:11—14). Те, кто производит «ссоры... распри, разногласия... Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20,21). Иуда предостерегает, что «люди, отделяющие себя (отединства веры), [суть] душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19). С новозаветным призывом к единству верующих согласуется и тот факт, что когда в Писании звучит призыв отделяться, — всегда имеется в виду от-деление от неверующих, а не от христиан, с которыми возникли те или иные разногласия. Когда Павел говорит: «И потому выйдите из среды их и отдели-тесь» (2 Кор. 6:17), то он говорит это в продолжение мысли, высказанной в на-чале этого текста: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14, курсив мой. — У. Г.). Павел также говорит Тимофею: «Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5), но говорит это не о верующих, а о неверующих, о тех, кто «более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:4,5). Он говорит, что это «люди развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:8). Безусловно, существует и такой вид церковного наказания, как отлучение от церкви человека, который привносит волнение в церковь(Мф. 18:17; 1 Кор. 5:11—13). Могут существовать также и иные осно-вания для отделения (см. об этом ниже), однако сейчас важно отметить, что в Новом Завете нет прямых указаний отделяться от христиан из-за доктриналь-ных различий (если только эти различия не являются серьезной ересью, ког-да отрицается сама вера)3. 3 В Новом Завете христианам запрещается приветствовать учителей-еретиков, ко-торые не проповедуют истинного Евангелия (см.: 2 Ин. 10). 4 Писание подразумевает, что Павел был прав, а Варнава нет, не соглашаясь с ним, поскольку, как там сказано, Павел покинул Антиохию вместе с Силой, «быв поручен братиями благодати Божией» (Деян. 15:40), тогда как о Варнаве ничего подобного не го-ворится. Этот случай упоминается не для того, чтобы мы считали такие отношения нор-мой, поскольку упоминается также и об «огорчении» (ст. 39), а для того, чтобы показать, что и эти люди не были совершенно безупречны. В Писании, когда речь идет о единстве церкви, говорится, что нам следу-ет трудиться не только ради чистоты видимой церкви, но и ради ее единства. Тем не менее мы должны осознавать, что такое единство не подразумевает еди-ного всемирного правления над всеми христианами. Единство верующих ча-сто весьма эффективно осуществляется через добровольное сотрудничество и братские отношения между различными группами христиан. Кроме того, раз-личные виды служения могут привести к наличию различных организаций, каждая из которых подчиняется всемирному главенству Христа как Господа Церкви. Поэтому существование различных деноминаций, миссий, христи-анских образовательных учреждений и т. д. не является признаком отсутствия единства Церкви (хотя в некоторых случаях такое может иметь место), по-скольку все эти структуры могут весьма успешно сотрудничать и демонстри-ровать единство самых разных организационных форм. (Я полагаю, что со-временный термин «парацерковная организация» неудачен, поскольку он под-разумевает, что эти организации находятся «за» церковью, а потому «вне» ее, тогда как в реальности все они просто являются частями одной всемирной Церкви.) Кроме того, многие христиане считают, что всемирного управления Церковью быть не может, поскольку в Новом Завете нет примеров, когда бы пресвитер имел власть где-либо еще помимо своей собственной местной об-щины (см. гл. 46). Ведь даже апостолы согласились, что Павел должен пропо-ведовать язычникам, а Петр — иудеям (Гал. 2:7). Например, Павел на некото-рое время разлучился с Варнавой, поскольку они не были согласны в вопросе о том, следует ли им брать с собой Марка (Деян. 15:39,40), хотя во всех прочих отношениях они были едины4. Д. Краткая история организационного разделения Церкви Иногда возникают причины, по которым внешнее, или видимое, едт ство церкви поддерживать невозможно. Краткий обзор истории организащ онного разделения Церкви поможет выявить некоторые из этих причин5 объяснить, каким образом возникли современные деноминации. В течение первого тысячелетия Церковь сохраняла практически полис внешнее единство. Существовали некоторые незначительные разделения период споров с группами, подобными монтанистам (II в.) и донатистам (IV в. а также с некоторыми монофизитскими церквами (V—VI вв.), однако в о< новном все были категорически против разделений в теле Христовом. Напр* мер, Ириней, епископ II в., сказал отех, кто стремился кразделениям в Цер1 ви: «Никакая реформа, осуществляемая ими, не в состоянии компенсирова! тот вред, который происходит от раскола» (Противересей 4.33.7). Первое большое разделение в Церкви произошло в 1054 г. н. э., когда В(сточная (ныне Православная) церковь отделилась от Западной (Римско-к; толической) церкви. Причина заключалась в том, что папа своей собстве! ной властью изменил исповедание веры6, а Восточная церковь полагала, 41 он не имел на это никакого права. Затем, в XVI в. Реформация разделила Западную церковь на Римско-к; толическую и протестантскую, хотя часто возникало сильное сопротивл! ние формальному разделению. Мартин Лютер хотел реформировать Церков не разделяя ее, однако в 1521 г. он был отлучен. Англиканская (епископал ная) церковь не отделилась от Рима, и тоже была отлучена в 1570 г.; поэто1\ она может утверждать: «Мы страдаем от раскола, но не мы совершили его», другой стороны, существовало много протестантов, особенно среди анаба1 тистов, которые хотели формировать церкви только из верующих, и начин; с 1525 г. они стали создавать отдельные церкви в Швейцарии и других част Европы. 5 С этого места и до конца главы большое количество материала было взято из мо статьи *Separation, Ecclesiastical*, подготовленной для The Tyndale Encyclopedia of Christ! Knowledge (Wheaton, 111.: Tyndale House, copyright 1971), которая, однако, так и не бы опубликована. Материал использован с разрешения. 6 См. рассуждения о fllioque (филиокве) в гл. 13. В века, последовавшие за Реформацией, протестантизм раскололся 1 сотни небольших групп. Иногда вожди этих новых групп сожалели о подо! ных разделениях: Джон Уэсли, хотя и был основателем методизма, говори что никогда не переставал быть членом англиканской церкви. Часто случ лось так, что причиной разделения становились вопросы свободы совести религиозной свободы, как, например, в случае с пуританами и многими пи тистскими группами. С другой стороны, иногда и языковые различия (ка напр., среди различных групп иммигрантов в Америке) приводили к основа-нию отдельных церквей. Всегда ли разделения на различные организации и деноминации были обоснованными? Хотя между основными отделившимися церквами почти все-гда существовали серьезные богословские различия, можно говорить о том, что слишком часто, и особенно в последнее время, подлинными мотивами для разделений были мотивы, продиктованные эгоизмом. И Жан Кальвин, веро-ятно, был прав, когда говорил: «Гордость или самовосхваление есть причина и начало любых несогласий, когда каждый человек, претендуя на что-то та-кое, к чему он не предназначен, стремится подчинить своей власти других»7. Он говорит также: «Честолюбие всегда было, и до сих пор остается, матерью всех заблуждений, разногласий и сект»8. В середине XX в. экуменическое движение стремилось к организационно-му единству между деноминациями, однако без заметного успеха. Это движе-ние не получило сердечного одобрения и поддержки со стороны евангельских христиан. С другой стороны, в 1960-х гг. рост харизматического движения внутри практически всехденоминаций, широкое распространение библейских школ и молитвенных групп и снижение осведомленности светских людей в вопросах учения привели к значительному росту действительного единства в эбщении — даже между протестантами и католиками — на местном уровне. Хотя в предыдущих абзацах говорилось о разделении в смысле формиро-иния отдельных организаций, существует также два других, более серьезных ипа разделения, о которых следует упомянуть: 1) никакого сотрудничества. В 1анном случае церковь или христианская организация отказывается прини- 4ать участие в совместных акциях с другими церквами (таких, как проведе-1ие евангелизационных кампаний, или совместных богослужений, или вза- 1мное признание рукоположения); 2) никакого личного общения. Такой тип раз-еления подразумевает крайне жесткое стремление избегать любого личного бщения с членами других церквей, запрещение совместной молитвы или со-местного изучения Библии, а иногда даже запрещение обычных обществен-ых контактов с членами других церковных групп. Рассмотрим возможные ричины этих типов разделения.
Е. Причины разделения 7 Коммент. к 1 Кор. 4:6. 8 Коммент. к Чис. 12:1. Исследовав причины, которые приводили к разделению, и сравнив их с □возаветным требованием стремиться к единству и чистоте, мы увидели как ׳рные, так и неверные причины для разделения. Неверные причины — это лич- уе честолюбие и гордыня или различия в учениях и обрядах второстепенной важности (которые не оказывают влияния на другие учения и не изменяют существенным образом христианскую жизнь)9. С другой стороны, существуют и такие причины разделения, которые мы можем рассматривать в качестве верных (точнее, верных в зависимости от конкретных обстоятельств). В большинстве случаев эти причины проистека-ют из необходимости трудиться ради чистоты церкви столь же усердно, как и ради ее единства. Можно выделить три категории причин: доктринальные; связанные с вопросами совести; исходящие из практических соображений. Далее я перечислю несколько ситуаций, когда, как мне кажется, христиане обязаны покинуть церковь. Затем — несколько других ситуаций, которые мне кажутся менее ясными. Одни христиане в таких случаях, возможно, будут полагать, что, покидая церковь, поступают мудро, а другие — что это немуд-ро. В этих менее ясных случаях я в основном не делаю никаких выводов, а просто перечисляю возможные факторы, которые христианам следует рас-смотреть.
1. Доктринальные причины. Необходимость в разделении может возник-нуть втом случае, если церковь займет доктринальную позицию, кардиналь-но отличающуюся от библейской. Это может быть выражено официально или проявиться в фактической вере и на практике, насколько это можно опреде-лить. Но как понять, что необходимо выйти из церкви и создать отдельную церковную структуру? Как мы уже говорили, пока церковь является частью тела Христова, нельзя отделяться от нее. Павел говорил, что верные христиа-не должны не отделяться от заблуждающихся церквей, а наставлять их, тру-диться ради их покаяния и молиться о них. При этом он имеет в виду даже такие церкви, как коринфская, в которой имели место серьезные доктриналь-ные и моральные заблуждения и где в течение некоторого времени были люди, отрицавшие апостольский авторитет Павла. Безусловно, в Новом Завете есть и повеления применять дисциплинарные меры к тем, кто порождает смуту внутри церкви, и даже призыв прекратить с ними общение (1 Кор. 5:11—13; 2 Фес. 3:14,15; Тит. 3:10,11), однако никогда верующим не было сказано по-кинуть церковь и совершить разделение (см.: Отк. 2:14—16,20—25; ср.: Лк. 9:50; 11:23).
|