А. Духовная брань
Павел напоминает коринфянам: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти во-инствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:3,4). Эти «оружия», которые используются против бесовских сил, мешающих распространению Евангелия и росту церкви, включают в себя такие вещи, как молитва, богослужение, слова Писания, вера и благочестивое поведение членов церкви, власть отражать бесовские силы. (Павел говорит подробнее о нашем духовном поединке и об оружии, которое нам для него дано, в Еф. 6:10—18.) Если мы рассматриваем эту духовную власть в широком смысле, то она, безусловно, включает в себя власть Евангелия бороться с грехом и с ожесто-ченным противодействием, а также пробуждать веру в сердцах неверующих людей (см.: Рим. 10:17; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23). Однако эта власть включает в себя также и власть лишать силы бесовское противодействие Евангелию. Мы видим примеры этого в Деян. 13:8—11, где Павел осудил Елиму волхва, кото-рый противился проповеди Евангелия, и в Деян. 16:16—18, где Павел дал отпор злому духу в девушке-прорицательнице, который мешал Павлу проповедовать Евангелие1. Такая духовная власть часто проявлялась в эпоху ранней Церкви, например, в момент освобождения Петра от уз (Деян. 12:1—17), атакже, воз-можно, в последующем осуждении царя Ирода Агриппы I (Деян. 12:20—24)2. 1 Иисус часто изгонял бесовских духов, которые мешали Ему в Его служении: см.: Мк. 1:23-26; 5:1-13 и др. 2 Текст не уточняет, была ли связана смерть Ирода с «прилежной молитвой» (Деян. 12:5) церкви за Петра. Однако тот факт, что рассказ о смерти Ирода непосредственно следует за историей о том, как он убил мечем Иакова, брата Иоанна, и отправил Петра в темни-цу, вне всякого сомнения дает основания полагать, что Бог совершил это как суд над одним из главных врагов церкви. Тем самым было показано, что никакое противодейст-вие не может помешать распространению Евангелия. Такой вывод подтверждается тем, что сразу после повествования о смерти Ирода в тексте стоит следующее предложение: «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24). Но Павел понимает, что он может использовать духовную власть не толь-ко против внешних врагов церкви, противящихся Евангелию, но также и про-тив тех, кто находится в Церкви и при этом является активным противником апостольского служения. Вот что он говорит о тревожных признаках: «Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордив-шихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:19,20). С по-добной силой заигрывать не стоило, ибо это была все та же сила Святого Духа, которая принесла смерть Анании и Сапфире (Деян. 5:1—11) и слепоту Елиме (Деян. 13:8—11). Павел не хотел бы использовать эту силу в качестве кары, однако он был готов сделать это, если возникала подобная необходимость. Позже он снова написал коринфянам, что его действия, когда он придет, будут столь же исполнены силы, сколь его послания, когда он отсутствует (2 Кор. 10:8—11); он предостерег тех, кто противился его авторитету, кто пуб-лично согрешил и не покаялся в содеянном: «...Когда опять приду, не пощажу. Вы ищите доказательства на то, Христос ли говорит во мне... Мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (2 Кор. 13:2—4). Затем он еще раз упоминает о том, что не стремится использовать свою власть и что поэтому пишет, прежде чем прийти, чтобы «в присутствии не употре-бить строгости по власти, данной... Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор. 13:10). Итак, мы можем спросить: обладает ли церковь в наши дни той же степе-нью власти, какой обладали апостолы Петр или Павел? Безусловно, между апостолами и другими христианами ранней Церкви есть разница, это отмече-но даже в Книге Деяния святых Апостолов (отметим, что сразу же после смер-ти Анании и Сапфиры «руками... Апостолов совершались в народе многие зна-мения и чудеса», но «из посторонних... никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их», Деян. 5:12,13). Более того, Павел не повелевал активным чле-нам церкви в Коринфе, даже Тимофею или Титу, пользоваться этой духовной властью. Он говорил о власти, данной ему 1Ъсподом (2 Кор. 13:10), а не о вла-сти, данной Господом церкви или христианам в целом. С другой стороны, Павел повелел коринфской церкви применить дисцип-линарные меры в случае инцеста, который произошел в этой церкви, и еде-лать это в их «собрании... во имя Господа... Иисуса Христа обще с [его] духом, силою Господа... Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4). Кроме того, в духовной брани, о которой идет речь в Еф. 6:10—18 и во 2 Кор. 10:3,4, похоже, могут участво-вать все христиане; и в наши дни не многие станут отрицать, что церковь име-ет власть молиться и высказываться против бесовского противодействия труду Евангелия3. Итак, по крайней мере, некоторую степень власти против бесов-ского противодействия Бог дарует церкви любого периода истории (в том числе и настоящего). Возможно, нам не удастся более точно определить степень ду-ховной власти, которую Бог даст церкви в будущие времена, когда произой-дет столкновение со злом, однако у нас нет необходимости знать все детали заранее — мы призваны просто быть верными Писанию, молиться и соблю-дать церковную дисциплину, а остальное предоставить в руки Божьи, зная, что Он дарует силу, которой будет достаточно для воплощения Его целей через церковь.
|