В. Власть церкви и власть государства
8 Грамматический аспект этого вопроса рассматривается в комментарии на Еванге-лие от Матфея Д. А. Карсона в The Expositors' Bible Commentary, pp. 370—372. 9 См. примеры в Лк. 12:52; Быт. 43:9; 44:42; Исх. 12:6; Сир. 7:52; Hennas Similitudes 5.4.2; Letterof Aristeas4Q. В предыдущих разделах были рассмотрены вопросы духовной власти и духовной брани, которые должны осуществляться церковью. Но должна ли церковь когда-либо использовать физическое воздействие (оружие, напр.), для того чтобы осуществить эту миссию? Физическую, мирскую брань обыч-но обозначают выражением «взяться за меч». В Писании есть много указаний на то, что в эпоху Нового Завета церковь никогда не должна браться за меч для достижения своих целей. Крестовые походы, когда по Европе и Азии шли армии, содержавшиеся на деньги церк-ви, — ужасная ошибка. В этих случаях церковь пыталась применить физи-ческую силу, чтобы покорить земные территории. Но Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:36, курсив мой. — У. Г.). Церковь об-ладает властью ключей — духовной властью, и использовать ее нужно в ду-ховных битвах, воюя духовным оружием, а не мечом: «Оружия воинствова-ния нашего не плотские» (2 Кор. 10:4). Нет никакого сомнения в том, что Бог дает мирскому правительству право носить меч, т. е. использовать силу для наказания зла в этом мире (Рим. 13:1—7). Однако нет никаких указаний на то, что власть правительства должна быть использована с целью привлечь к христианству какие-либо на-роды10. Более того, Иисус запрещал использовать власть физической силы для того, чтобы заставить людей принять Евангелие. Например, когда одно самарянское селение не приняло Иисуса, Иаков и Иоанн спросили: «Госпо-ди! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» (Лк. 9:54). Но Иисус «запретил им» (ст. 55) даже помышлять о подобном. Иисус пришел предложить Евангелие всем, кто хочет принять его, а не для того, чтобы пока-рать тех, кто отверг его. Вот почему Он говорит: «Ибо не послал Бог Сына Сво-его в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Однажды, в конце эпохи церкви, Он вернется с судом, но в этом веке у церкви нет права судить с помощью физической силы. Иисус явно проводил различие между властью, данной правительству, и властью, которую Бог осуществляет в нашей личной преданности Ему: «От-давайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). И хотя Иисус призна-вал власть мирского правительства, Сам Он, когда вышел спор о наследстве, отказался от такой власти, сказав некоему человеку:«Кто поставил Меня су-дить или делить вас?» (Лк. 12:13,14). Правительство не должно использовать силу, чтобы привлечь людей к христианству еще по одной причине: в Новом Завете членство в церкви и вер-ность Христу должны быть добровольными. Нисемья, ни государство не мо-гут этого требовать. Ведь вера в Христа не может быть результатом насилия, иначе никто не станет придерживаться ее и исповедовать истинно. Принуж-дение меняет внутреннюю сущность веры как добровольного выбора личное-ти, и такая вера не может быть истинной. 10 См.: Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church", in 771c Church in the Bible and the World, ed. by D. A. Carson (Exeter: Paternoster, and Grand Rapids: Baker, 1987), p. 33. Из этого также следует, что мирская власть не должна принимать зако-нов, требующих или запрещающих те или иные церковные установления, или ограничивать свободу верующих, мешая им проводить богослужения так, как они предпочитают. С другой стороны, и церковь не должна управлять государством, словно она — некая высшая власть; это не так. Власть церкви и власть госу-дарства относятся к разным сферам (Мф. 22:21; Ин. 18:36; 2 Кор. 10:3,4); цер-ковь должна уважать ту власть, которую Бог дал государству в определенной сфере, и наоборот. Практика католической церкви в Средние века весьма расходилась с огра-ничениями, наложенными на деятельность церкви и государства. В тот пери-од церковь часто обладала большей властью, чем светское правительство. Англиканская церковь в своей практике также не следует этим принципам, поскольку она подчинена власти королевы и парламента, которые участвуют в назначении епископов и в любом изменении учения. В наши дни во многих католических странах наблюдается смешение ролей церкви и государства. Церковь здесь все еще оказывает сильное влияние на правительство. То же самое было характерно и для протестантских церквей Северной Европы после Реформации, которые финансировались государством; членство в церкви здесь было обязательным, и это заставило многих людей эмигрировать в Аме-рику в поисках религиозной свободы. И все-таки степень зависимости религии от государства в протестант-ских или католических странах намного меньше, чем в большинстве мусуль-манских стран в наши дни, а также во многих индуистских и буддистских странах. Можно даже утверждать, что подлинную религиозную свободу вне здорового влияния христианства найти в мире очень трудно (за исключением тех регионов, где религии столь слабы, что ни одна из них не обладает превос-ходящей политической силой). Когда христиане оказываются замешанными в политике, они должны твердо провозглашать религиозную свободу как неотъемлемое право каждого человека и отстаивать это право, в том числе для тех религий, к которым сами они не принадлежат. Христианская вера способ-на сама устоять на ногах и быть вполне конкурентоспособной в любом об-ществе и любой культуре, если только ей предоставлена такая свобода. И наконец, все то, что было сказано выше, не должно быть неверно ис-толковано. Никто не запрещает христианам пытаться оказать позитивное моральное влияние на правительство, чтобы убедить его принимать законы, соответствующие библейским моральным принципам. Очень хорошо, если христиане стараются убедить правительство принимать законы, которые за-щищают семью, частную собственность и жизнь человека, которые осужда-ют и карают убийство, измену, кражу (другими словами, то, что идет вразрез с десятью заповедями), атакже гомосексуальное поведение, пьянство, нарко-манию, аборты и другие вещи, несовместимые с библейскими моральными принципами. Это не то же самое, когда требуют верить в определенные цер-ковные учения или принимать те или иные богословские убеждения, а также посещать те или иные церкви или богослужебные собрания, поскольку это касается наших взаимоотношений с Богом, и наше право — выбирать, каким именно образом в Него верить11. Правительства должны воздерживаться от принятия законов, которые касались бы подобных вещей.
Г. Церковная дисциплина Церковная дисциплина — это одна из возможностей использовать власть церкви, поэтому мы рассмотрим некоторые библейские принципы, связан-ные с применением дисциплины в церкви. 11 См., напр.: Мф. 6:10; 14:4; Деян. 24:25 и 1 Тим. 2:1-4. Мы можем надеяться, что 12 Джон Уайт и Кен Блу в своей прекрасной книге о церковной дисциплине отмеча-
/. Цель церковной дисциплины. 1) Восстановление и примирение. Грех явля-ется препятствием в общении с верующими и с Богом. Для того чтобы прими-рить стороны, необходимо разобраться с грехом. Таким образом, главная цель церковной дисциплины — это восстановление (возвращение согрешившего к правильному поведению) и примирение (с верующими и с Богом)12. Как муд-рые родители наказывают своих детей (Прит. 13:24: «Кто любит, тотсдетства наказывает его [сына]») и как Бог-Отец наказывает тех, кого любит (Евр. 12 :6;Отк. 3:19), так и Церковь, налагая взыскание, действует в любви, чтобы воз-вратить заблудшего брата или сестру, восстанавливая этого человека — возвра-щая его к правильному общению — и спасая от разрушительного поведения. В Мф. 18:15 выражается надежда на то, что взыскание может не понадобиться на первом же шаге — в беседе наедине: «Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Выражение «приобрел ты брата твоего» подразумевает, что те, кто налагает взыскания, всегда должны помнить, что их цель — примирение христиан. Павел напоминает нам, что мы должны «исправлять» согрешивше-го брата или сестру «в духе кротости» (Гал. 6:1), а Иаков призывает нас обра-щать «грешника отложного пути» (Иак. 5:20). Если члены церкви мягко наставляют друг друга в частных беседах и мо-лятся друг задруга при первом ясном проявлении греховного поведения, то в формальной церковной дисциплине практически нет необходимости, посколь-ку весь процесс начинается и оканчивается разговором двух людей, и при этом никогда не ставят в известность других. Даже когда осуществляется крайняя мера — отлучение (т. е. исключе-ние кого-либо из церкви), то все еще остается надежда на покаяние. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтоб они научились не богохульство-вать» (1 Тим. 1:20), и человек из Коринфа, уличенный в инцесте, был предан сатане, «чтобы дух [его] был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5)13. Если христиане, которые должны применять церковные дисциплинарные меры, все время будут помнить о главной цели — о примирении с собой и с Богом верующих, отпадающих от церкви, и об их восстановлении в правиль-ном поведении, — то им намного легче будет действовать в подлинной любви и избежать жажды мести, которая иногда возникает у обиженных людей.
2) Помешать греху распространиться среди других людей. К сожалению, в этом веке восстановление и примирение происходят не всегда. Но независи-мо от этого, церкви дано повеление налагать дисциплинарные взыскания, поскольку нужно учитывать и другие цели. 13 Необычное выражение «предать сатане» в этих стихах, судя по всему, обозначает «изгнать из церкви», поскольку очевидно, что именно это Павел повелевает сделать ко-ринфянам в 1 Кор. 5:2,7,13. Изгнание из церкви ввергает человека обратно в царство этого греховного века, которым правит сатана. Автор Послания к Евреям говорит христианам наблюдать, чтобы «какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Это означает, что если конфликт между людьми не полу-чил быстрого разрешения, то его последствия могут коснуться и других — к со-жалению, именно так и происходит во многих случаях церковного разделения. Павел говорит также: «Малая закваска квасит все тесто» и повелевает корин-фянам изгнать из церкви человека, обвиненного в инцесте (1 Кор. 5:2,6,7), что-бы его грех не оказал влияния на всю церковь. Если бы к этому человеку не бы-ло применено взыскание, то греховное влияние распространилось бы и на мно-гих других, знавших об этом и видевших, что церковь не обращает на это внимания. Некоторые решили бы, что, возможно, это не такой уж и грех, а другие могли бы впасть в искушение и совершить нечто подобное. Более того, если оставлен без внимания конкретный случай, то впоследствии церкви намного сложнее будет использовать дисциплинарные меры, если кто-либо еще совершит подобный грех. Павел также говорил Тимофею, что пресвитеры, которые упорствуют в грехе, должны быть облечены в присутствии всей церкви, «чтоби прочие страх имели» (1 Тим. 5:20),—т. е. так, чтобы все осознали, что никто не будет закры-вать глаза на грех, напротив, с ним будут бороться как церковь, так и Сам Бог. Ведь Павел, когда Петр отделился от верующих-язычников и ел только с ве-рующими-иудеями, публично обличил его, чтобы другие не последовали это-му дурному примеру (Гал. 2:11).
3) Защитить чистоту церкви и честь Христа. Конечно, ни один верующий в этом веке не имеет совершенно чистого сердца, и в жизни каждого из нас сохраняется грех. Но когда член церкви продолжает грешить и это стано-вится очевидно для других людей, и особенно неверующих14, то это явно бес-честит Христа. Это сходно с той ситуацией, когда иудеи не подчинялись за-кону Бога и тем самым давали неверующим повод к насмешкам и хулению имени Божьего (Рим. 2:24: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников»). Вот почему Павел был обеспокоен тем фактом, что коринфяне не приме-нили никаких дисциплинарных мер по отношению к человеку, который упор-ствовал в осознанном грехе, публичном и известном церкви (1 Кор. 5:2: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать...»). Он также был весьма огорчен, когда узнал, что «брате братом судится, и притом пред неверными» (1 Кор. 6:6). Петр же призывает верующих: «Потщитесь явиться пред Ним [Христом] неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3:14). И наш Гос-подь Иисус хочет, чтобы церковь пред Ним предстала «не имеющею пятна... дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27), ибо Он — глава Церкви, и ее качества влияют на восприятие Его Самого. Даже ангелы и бесы взирают на Церковь и изумляются мудрости Божьей, отражающейся в ней (Еф. 3:10); поэтому (Еф. 4:1) Павел призывает христиан «сохранять единство духа в со-юзе мира» (Еф. 4:3). 14 Но также и для ангелов (см.: Еф. 3:10; 1 Тим. 5:21). Это очень серьезный вопрос. Поскольку Господь Иисус ревнует о Своем прославлении, то, если Церковь не осуществляет должной дисциплины, он делает это Сам, как Он сделал это в Коринфе, где кара Господня выразилась в болезни и смерти (1 Кор. 11:27—34); об этом Он предостерегал церкви в Пер-гаме (Отк. 2:14,15) и в Фиатире (Отк. 2:20). В этих последних двух случаях неудовольствие Господа относится ко всей церкви, потому что она допускает внешнее неповиновение и не применяет дисциплинарных мер: «Но имею не-много против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Отк. 2:20; ср. со ст. 14—16, курсив мой. — У. Г.)]5. 2. За какие грехи человек может быть подвергнут дисциплинарным взыс-каниям?С одной стороны, учение Иисуса, изложенное в Мф. 18:15—20, гово-рит нам, что если определенная ситуация, связанная с личным грехом челове-ка против кого-либо, не может быть разрешена в частном или небольшом со-брании, то этот вопрос нужно вынести на обсуждение всей церкви: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не по-слушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15—17). В этом случае частная и неформальная ситуация стала общественной, и взыскание было наложено всей церковью в официальной обстановке. Судя по всему, нигде открыто не сказано, какие именно грехи должны подвергаться воздействию церковной дисциплины, а какие нет. Примеры гре-хов, подлежащих церковному взысканию в Новом Завете крайне разнообраз-ны: стремление к разделениям (Рим. 16:17; Тит. 3:10), инцест(1 Кор. 5:1), лень и нежелание работать (2 Фес. 3:6—10), непослушание тому, что пишет Павел (2 Фес. 3:14,15), богохульство (1 Тим. 1:20) и распространение еретических учений (2 Ин. 10,11). Тем не менее прослеживается определенный принцип: грехи, за которые в Новом Завете люди подвергались дисциплинарному взысканию, были извест-ны всем16, и многие из них совершались в течение определенного периода вре-мени. Следовательно, церковь злословилась, Христос бесчестился и существо-вала реальная опасность, что другие тоже последуют дурному примеру. 15 Цели церковной дисциплины, которые были рассмотрены выше, прекрасно из- 16 Единственное исключение — это тайный грех Анании и Сапфиры (Деян. 5:1—11). Однако в применении церковной дисциплины всегда требуется здравое суждение, поскольку в жизни каждого из нас нет полного освящения. Более того, когда кто-либо уже осознал свой грех и борется с ним, слово назидания может принести вред, а не пользу. Мы также должны помнить, что Павел при-зывает нас к высокой степени терпимости, если рассматриваются такие вопро-сы поведения, по которым между христианами нет согласия (Рим. 14:1—23).
3. Каким образом должна осуществляться церковная дисциплина? 1) О гре-хе должно знать так мало людей, насколько это возможно. Судя по всему, это подразумевается в Мф. 18:15—17, где сначала проводится частная встреча, затем — собрание двух или трех людей и лишь потом говорится всей церкви. Чем меньше людей знает о каком-либо грехе, тем лучше, поскольку покаяние в этом случае происходит легче, меньше людей соблазняется и меньше вреда наносится доброму имени человека, репутации церкви и чести Христа17. 2) Дисциплинарные меры должны ужесточаться до тех пор, пока не будет найдено решение. Иисус учит нас, что мы не можем ограничиться частной бе-седой, если она не принесла удовлетворительных результатов (Мф. 18). Он требует, чтобы пострадавший человек сначала пошел к обидчику один, а за-тем взял с собой одного или двух других людей (Мф. 18:15,16). Более того, Иисус требует, чтобы человек, совершивший несправедливость (или тот, о ком думают, что он совершил несправедливость), сам пошел к тому человеку, ко-торый считает себя жертвой несправедливости (Мф. 5:23). Это означает, что наша ответственность всегда заключается в том, чтобы взять инициативу на себя и пойти к другому человеку, а не ждать, пока к нам придут другие. Иисус не уточняет, должны ли после личной встречи и беседы в присут-ствии нескольких человек быть привлечены к разговору пресвитеры или слу-жители церкви, однако, вне всякого сомнения, такой шаг кажется уместным. Иисус описывает весь процесс коротко, без упоминания всех возможных шагов, из которых он состоит. В Новом Завете есть множество примеров, ког-да увещеванием занимались пресвитеры и другие служители церкви (см.: 1 Фес. 5:12; 2 Тим. 4:2; Тит. 1:13; 2:15; 3:10; Иак. 5:19,20). Кроме того, такой промежуточный шаг позволит соблюсти принцип, о котором мы говорили выше, когда знать о грехе будет по возможности меньшее количество людей. 17 Тем не менее см. ниже, где речь идет о публичном раскрытии серьезных грехов 18 В 1 Кор. 5:4 также говорится, что церковь должна собраться для обсуждения по- И наконец, если ситуация не может быть разрешена, Иисус повелевает «ска-зать церкви» (Мф. 18:17). В этом случае церковь должна собраться, выслушать факты, имеющие отношение к данному случаю, и принять определенное реше-ние. Поскольку Иисус допускает, что человек «не послушает их» (ст. 17), то цер-ковь может предварительно собраться, обсудить и принять решение, а затем встретиться еще раз, чтобы отлучить этого человека от церкви18. Давая наставления о церковной дисциплине, Иисус напоминает церкви, что Его собственное присутствие и Его собственная власть стоят за решения-ми, которые она принимает: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20, курсив мой. — У. Г.). Иисус обещает всегда при-сутствовать на церковных собраниях, и особенно когда церковь собирается наложить взыскание на христианина, совершившего нечто греховное. Также и Павел повелевает коринфянам применять дисциплинарные меры по отно-шению к заблуждающемуся члену церкви, когда они собираются «силою Гос-пода нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4, курсив мой. — У. Г.). К такому делу нельзя относиться легкомысленно; это совершается в присутствии Господа, а за духовный аспект происходящего фактически отвечает Сам Господь. Все члены церкви должны узнать, что заблуждающегося человека нельзя больше считать членом церкви и что ему не позволено причащаться, поскольку участие в Вечере Господней есть знак участия в единстве церкви (1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», кур-сив мой. — У. Г.). В Новом Завете есть и другие места, где говорится, что мы должны избе-гать общения с отлученным человеком. Павел говорит коринфянам: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Он говорит фессало-никийцам: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Хри-ста, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:6). Кроме того, он говорит: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не со-общайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразум-ляйте, как брата» (2 Фес. 3:14,15). Во 2 Ин. 10,11 также запрещается привет-ствовать или принимать в доме людей, которые распространяют ложные уче-ния. Такие указания, похоже, даны с целью уберечь церковь от ложного впечатления, будто она одобряет непослушание заблуждающегося человека.
|