В. Формы церковного правления
Вопрос о формах церковного правления тесно связан с вопросом о мето-дах избрания церковных служителей, рассмотренным в предыдущем разделе. Избрание служителей — один из очень важных моментов, а методы избрания определяют форму правления, как это было показано выше. 31 Когда я говорю о выборах, я не имею в виду соревновательную систему, принятую 32 В Римско-католической церкви правление также осуществляется священством, Все формы церковного правления могут быть разделены на три большие категории: «епископальная», «пресвитерианская» и «кон!регационалистская». В епископальной модели правление осуществляется отдельной категорией слу-жителей церкви — священства, и окончательное слово в принятии решений приходит извне местной церкви32. Среди протестантских церквей подобная форма правления принята в основном в епископальной церкви. В пресеите-рианской модели правление осуществляется пресвитерами; некоторые из них обладают властью не только в местной общине, но также через пресвитерию и генеральную ассамблею во всех церквах региона и далее — в деноминации в целом. Во всех конгрегационалистских моделях высшая власть принадлежит местной общине, хотя, в зависимости от деноминационной принадлежности, община получает разную степень самостоятельности и конкретные формы местного церковного правления могут значительно отличаться. Ниже мы рас-смотрим все эти формы правления.
1. Епископальная модель. В епископальной системе правления архиепис-коп обладает властью над определенным количеством епископов. Они, в свою очередь, обладают властью над «диоцезами» (этот термин обозначает совокупность церквей, находящихся в юрисдикции епископа). Главным слу-жителем в местном приходе является ректор (или иногда викарий, который является «помощником», или заместителем ректора). Все архиепископы, епископы и ректоры — священники, рукоположеные в епископальное свя-щенство (на практике ректора чаще всего называют «священником»)33.
|