Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. В наше время в церквах существуют различные формы правления




 

В наше время в церквах существуют различные формы правления. Рим-ско-католическая церковь по всему миру находится под властью папы. Епис-копальные церкви на местном уровне управляются епископами, над которы-ми поставлены архиепископы. Пресвитерианские церкви доверяют регио-нальную власть пресвитерам, а национальную — генеральным ассамблеям. Баптистские церкви и многие другие независимые церкви не имеют никакой формальной власти, которая была бы выше местной общины, и присоедине-ние к деноминациям происходит на добровольной основе.

Внутри местных церквей у баптистов обычно бывает один пастор и совет дьяконов, но иногда есть также и совет пресвитеров. У пресвитериан существу-ют советы пресвитеров, а у епископальных церквей — собрание налогоплатель-щиков прихода. В других церквах существует просто церковный совет.

Дан ли в Новом Завете образец церковного правления? Можно ли счи-тать какую-либо форму правления более совершенной? Именно об этом мы будем говорить в этой главе.

В самом начале необходимо сказать, что форма церковного правления не считается первостепенным учением, подобно учению о Троице, о божествен-ности Христа, о заместительном искуплении или авторитете Писания. Изу-чив то, что говорится в Новом Завете по данному вопросу, я пришел к выводу, что каждая форма правления имеет свои слабые и сильные стороны. А исто-рия Церкви показывает, что в течение многих веков успешно работали различ-ные формы. Кроме того, некоторые аспекты церковного правления описаны вполне ясно в Новом Завете, другие (напр., вопрос о том, как следует изби-рать служителей церкви) — менее ясно. Поэтому мне кажется, что евангель-ские христиане могут иметь разные мнения по этому вопросу, в надежде на то, что со временем вопрос прояснится. Отдельные христиане могут отдавать пред-почтение той или иной системе и в уместной форме доказывать ее преимуще-ства, но все же, мне кажется, мы должны с радостью нести служение в рамках многочисленных форм протестантского церковного правления.

Я не хочу сказать, что данный вопрос вовсе не является важным. В этой сфере, как и в других, церковь может быть более и менее чистой. Если в Но-вом Завете есть ясные образцы церковного правления, то, если мы недооце-ниваем их значения, в наших церквах будут иметь место негативные послед-ствия. Поэтому христиане, безусловно, могут свободно высказываться или писать на эту тему, чтобы трудиться ради большей чистоты церкви.

В этой главе мы сначала сделаем краткий обзор новозаветных данных о служителях церкви, таких, как апостол, пресвитер и дьякон. Затем мы пого-ворим о том, каким образом следует избирать служителей церкви. После это-го мы рассмотрим два сложных вопроса, мнения по которым расходятся: ка-кая форма церковного правления — если таковая вообще существует — наи-более близка тому, что мы видим в Новом Завете; и может ли женщина быть пастором церкви.

 

А. Церковные служители

В этой главе мы будем использовать следующее определение: церковный служитель — это человек, которому было публично присвоено право и дана от-ветственность осуществлять определенные функции ради блага всей церкви.

В соответствии с этим определением пресвитеры и дьяконы будут рассмат-риваться в качестве церковных служителей, так же и пастор (если это отдель-ное служение). Церковный казначей и церковный председатель собрания так-же являются служителями (названия этих должностей варьируют в зависи-мости от церкви). Все эти люди получили общественное признание, обычно в том служении, на которое они были поставлены, или «рукоположены». Им не-обходимо общественное признание, чтобы они могли осуществлять свои фун-кции. Например, странно было бы людям не знать, кто примет пожертвова-ния и поместит их в банк, или если бы несколько человек каждую неделю спо-рили и доказывали, что у них есть талант осуществлять эту работу! Правильное функционирование церкви требует, чтобы один человек был признан ответ-ственным за это служение. И пастор, который проводит библейские уроки каждое воскресное утро, должен быть признан человеком, имеющим на это право и несущим за это ответственность (по крайней мере, в большинстве форм церковного правления). Если бы это было не так, то разные люди готовили бы проповеди и все требовали бы права проповедовать, а в какое-то воскресенье никто не захотел бы сделать это. Также люди должны знать, кто является пре-свитером церкви, чтобы следовать за ним.

В церкви используют свои дары многие люди, но мы не говорим, что они назначены на «должность», поскольку им не требуется общественного признания для того, чтобы их дары действовали. Те, у кого есть дар «вспо-можения» (см.: 1 Кор. 12:28), или дар сильной веры, или дар «различения духов»(1 Кор. 12:10), или дар увещевания, или благотворителя (Рим. 12:8), не нуждаются в общественном признании для того, чтобы их дары действо-вали в церкви.

Дальше мы увидим, что в Новом Завете говорится об одном церковном слу-жении, действие которого было ограничено тем временем, когда церковь была основана (апостольское служение), и о двух других служениях, которые про-должают существовать и в эпоху церкви (служения пресвитера и дьякона).

 

1. Апостол. Ранее мы уже говорили, что новозаветные апостолы обладали уникальной властью в ранней Церкви — властью произносить и писать ело-ва, которые были «словами Бога» в абсолютном смысле. Апостолы записыва-ли слова, которые затем стали словами Писания1. Этот факт сам по себе дол-жен навести нас на мысль о том, что в апостольском служении заключалось нечто уникальное, то, что в наши дни мы не можем видеть, ибо в наши дни никто не может добавить к Библии какие-либо слова и считать их словами Самого Бога и частью Писания2.

Кроме того, то, что известно нам из Нового Завета о признаках апостоль-ства о и личностях апостолов, также приводит нас к выводу, что это служение было уникальным и ограничивалось лишь I в. и что в наше время не следует ожидать появления новых апостолов3. Мы убедимся в этом, рассмотрев следу-ющие вопросы: что требовалось, чтобы стать апостолом? Кто был апостолом? Сколько было апостолов? Существуют ли апостолы в наши дни?

С самого начала нужно сказать, что ответы на эти вопросы зависят от того, что мы подразумеваем под словом «апостол». В наши дни многие упот-ребляют это слово в очень широком смысле, называя так человека, который успешно занимался созданием церквей (напр.: «Уильям Кэри был апостолом Индии»). Если так употреблять это слово, то все согласятся, что апостолы су-ществуют и в наши дни, — поскольку эффективно действующие миссионе-ры, созидающие церкви, есть и сегодня.

В Новом Завете есть три стиха, в которых слово «апостол» (греч. απόστολος) употребляется в широком смысле, но не для того, чтобы обозначить определен-ное церковное служение, а в значении «посланец». В Флп. 2:25 Павел называет Епафродита «посланником [απόστολος] и служителем в нужде»; во 2 Кор. 8:23 Павел говорит о людях, которые сопровождали пожертвования в Иерусалим, как о «посланниках [απόστολος] церквей»; а в Ин. 13:16 Иисус говорит: «И посланник [απόστολος] не больше пославшего его».

1 См. гл. 2, где рассматривается вопрос о власти апостолов.

2 См. гл. 2, где рассматривается вопрос о новозаветном каноне.

3См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in the New Testament and Today (Eastbourne, U. K.: Kingsway, and Westchester, 111.: Crossway, 1988), p. 269-276.

Однако здесь слово «апостол» употребляется в другом значении. Гораздо чаще в Новом Завете это слово обозначает особое служение — «апостол Иисуса Христа». В наши дни апостолов в этом узком смысле слова больше нет, и нам не следует ожидать, что они появятся. Рассмотрим, о каких признаках апостольства говорится в Новом Завете и кем были апостолы.

 

1) Признаки апостольства. Во-первых, человек должен был видеть Христа после Его воскресения своими собственными глазами (т. е. быть «свидетелем воскресения») и, во-вторых, быть избранным Христом в качестве Его апосто-ла при особых обстоятельствах4.

На то, что апостол должен был видеть воскресшего Господа своими соб-ственными глазами, указано в Деян. 1:21,22; Петр сказал о человеке, которо-му предстояло заменить Иуду: «Надобно, чтобы один из тех, которые находи-лись с нами во все время... был вместе с нами свидетелем воскресения Его [Гос-пода Иисуса]». Более того, именно «Апостолам, которых Он избрал», Он «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорокадней являясь им» (Деян. 1:2,3; ср. с 4:33).

Павел считал очень важным тот факт, что он соответствовал этим требо-ваниям, хотя это и было результатом необычных обстоятельств (Христос явил-ся ему в видении на дороге в Дамаск и назначил его апостолом: Деян. 9:5,6; 26:15—18). Защищая свое апостольство, он говорит: «Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего ?»(1 Кор. 9:1). А перечисляя лю-дей, которым Христос явился после Своего воскресения, он говорит: «Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу [ύχ7περεΙ τω έκτράματι — букв.: „словно выкидышу, недоношенно-му ребенку". — Примеч. пер.]. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15:7—9).

Эти стихи также свидетельствуют о том, что если человек не видел Иису-са после Его воскресения своими собственными глазами, он не мог быть апо-столом.

Второй признак — назначение Христом какого-либо человека на апос-тольство — также очевиден из многих стихов. Во-первых, хотя слово «апос-тол» не является характерным для Евангелий, двенадцать учеников называ-ются «апостолами» в особом контексте, когда Иисус призывает их и посыла-ет проповедовать во имя Его:

4 См.: J. В. Lightfoot, "The Name and Office of an Apostle", in The Epistle of St. Paul to the Galatians (first published 1865; repr. Grand Rapids: Zondervan, 1957), pp. 92—101; см. также: Κ. Η. Rengstorf, "apostolos", TDNT; 1:398-447.

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечи-стыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии... Сих двенадцать по-слал Иисус и заповедал им, говоря... Ходя же проповедуйте, что прибли-зилось Царство Небесное (Мф.10:1—7, курсив мой. —У. Г.).

Точно так же Иисус призывает Своих апостолов в особом смысле, т. е. быть Ему «свидетелями... до края земли» (Деян. 1:8). Выбирая нового апос-тола вместо Иуды, одиннадцать апостолов не взяли ответственность за вы-бор на себя, но молились и просили вознесшегося Христа призвать нового апостола:

...Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого от-пал Иуда... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопри-числен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1:24—26, курсив мой. — У. Т.).

Сам Павел настаивает на том, что Христос лично назначил его апостолом. Он рассказывает, как на пути в Дамаск Иисус сказал ему, что ставит его апос-толом язычникоЬ: «Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем... избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя» (Деян. 26:16,17). И позднее он утверждает, что Христос назначил его апостолом (см.: Рим. 1:1; Гал. 1:1; 1 Тим. 1:12; 2:7;2Тим. 1:11).

 

2) Кем были апостолы? Апостолов было двенадцать — после смерти Иуды осталось одиннадцать первых учеников, к которым присоединился Матфий, чтобы заменить Иуду: «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26, курсив мой. — У. Г.). Эта первоначальная группа из двенадцати апостолов, этих «отцов, основате-лей» апостольского служения, имела такое большое значение, что, как мы читаем об этом, их имена написаны на основаниях небесного города, Нового Иерусалима: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена две-надцати Апостолов Агнца» (Отк. 21:14, курсив мой. — У. Г.).

5 Кто-то может спросить, почему внебиблейский документ под названием «Посла-ние Варнавы» не включен в Писание, если книги других апостолов признаны канони-ческими. Ответ заключается в том, что практически все исследователи единодушно по-лагают, что это послание было написано не Варнавой, а неизвестным христианином, который, вероятно, жил в Александрии между 70-м и 100 гг. н. э. В этом послании утверж-дается, что большая часть событий, описанных в Ветхом Завете, в том числе жертвопри-ношение животных, немалая часть закона Моисея и сооружение материального храма, были ошибками и противоречили воле Божьей (см.: ODCC, р. 134). (С текстом и перево-дом можно ознакомиться в книге: Kirsopp Lake, translator, The Apostolic Fathers [Cambridge, Mass.: Harvard University Press, and London: Heinemann, 1970], 1:335—409.)

Из всего сказанного можно сделать вывод, что эта группа не могла быть расширена, что к ней никто не мог быть добавлен. И вот Павел ясно заявляет, что он также является апостолом. А в Деян. 14:14 называются и Варнава, и Павел апостолами: «Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...» Та-ким образом, вместе с Варнавой и Павлом, получается четырнадцать «апос-толов Иисуса Христа»5.

Затем Иаков, брат Иисуса (который не был в числе двенадцати первых учеников), также назван апостолом в Гал. 1:19. Павел говорит о своем приезде в Иерусалим: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, бра-та Господня»6. Затем, в Гал. 2:9, Иаков, вместе с Кифой и Иоанном, назван «столпом» иерусалимской церкви. А в Деян. 15:13—21 на Иерусалимском со-вете Иаков, вместе с Петром, играет значительную руководящую роль, кото-рая была бы уместна для апостола. Далее, когда Павел перечисляет случаи явления Иисуса, он снова называет Иакова вместе с апостолами:

Потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин на-зываться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15:7—9, курсив мой. — У. Г.).

И наконец, тот факт, что Иаков написал новозаветное послание, которое носит его имя, также полностью согласуется с тем, что он имел власть, свой-ственную апостольскому служению, власть записывать слова Бога. Все эти соображения свидетельствуют о том, что Иаков, брат Господа, также был при-зван Христом в качестве апостола. Это увеличивает число «апостолов Иисуса Христа» до пятнадцати (двенадцать плюс Павел, Варнава и Иаков).

Существовали ли еще апостолы, помимо этих пятнадцати? Вероятно, их было еще несколько, хотя мы и знаем о них очень немного, если вообще мож-но считать, что мы о них что-то знаем. Уверенности в том, что было еще какое-то количество апостолов, нет. Иисуса после Его воскресения, конечно, виде-ли также и другие люди («Потом явился более нежели пятистам братий в одно время», 1 Кор. 15:6). Возможно, что из этой большой группы Христос назна-чил еще апостолов — однако также вполне возможно, что Он не сделал этого. У нас слишком мало данных для того, чтобы суметь разрешить эту проблему.

6 Переводить стих именно так, включая Иакова в число апостолов, необходимости нет (NIV дает следующий перевод: «Я не видел других апостолов — только Иакова, брата Господа».) И все же перевод «кроме Иакопа, брата Господня» кажется более правиль-ным, поскольку по-гречески сказано εϊ μή, что обычно означает «кроме» (BAGD, р. 22, 8а), и в большинстве случаев это слово употребляется в Новом Завете для обозначения чего-то, что было частью ранее упомянутой группы, но «выделилось» из нее; а в контек-сте Гал. 1:18 для Павла было бы почти бессмысленно говорить, что, придя в Иерусалим, эн виделся с Петром, и ни с кем другим, кроме Иакова, или с Петром, и ни с кем другим из руководителей церкви, кроме Иакова, — поскольку он пробыл там «дней пятнадцать» (Гал 1:18). Таким образом, он, должно быть, имеет в виду, что виделся с Петром, и ни с кем другим из апостолов, кроме Иакова. А это причисляет Иакова к апостолам. См.: Е. D. Burton, 771е Epistle to the Galatians, ICC (Edinburgh: Τ. & T. Clark, 1920), p. 60. (Бартон пишет, что :лово ει μή означает здесь, как и всегда перед существительным, «кроме» [ibid.].)

Рим. 16:7 гласит: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уве-ровавших во Христа». Поскольку с переводом этого стиха связано много проблем, из этой информации невозможно сделать ясных выводов. Слово «про-славившиеся» также может быть переведено «прославленные, отмеченные» (апостолами). «Юния» (женское имя) может быть также переведено, как «Юний» (мужское имя)7. «Апостолы» здесь может означать не служение «апо-столов Иисуса Христа», а просто «посланники» (более широкий смысл, в ко-тором это слово употреблено в Флп. 2:25; 2 Кор. 8:23; Ин. 13:16). В этом стихе дано слишком мало информации, чтобы сделать какой-либо вывод.

О других людях также говорилось, что они являются апостолами. Напри-мер, Павел пишет: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы» (1 Фес. 2:7). Имеет ли он при этом в виду также Силу и Тимофея, ведь посла-ние начинается словами: «Павел и Силуан и Тимофей» (1 Фес. 1:1)?

Но вряд ли в этом высказывании Павел подразумевает Тимофея. Во-пер-вых, четырьмя стихами выше он говорит: «Прежде пострадавши и бывши по-руганы в Филиппах, как вы знаете» (1 Фес. 2:2). Здесь речь идет об избиении и заключении в тюрьму, которое произошло с Павлом и Силой, но не с Тимофе-ем (Деян. 16:19). Послание в целом написано от лица Павла, Силы и Тимо-фея, но Павел знает, что читатели сами поймут правильно те предложения, где слово «мы» не подразумевает всех троих. Он не уточняет: «Мы — то есть Сила и я — пострадали и были поруганы в Филиппах, как вы знаете», поскольку фессалоникийцы понимают, кто имеется в виду, когда Павел говорит «мы».

Во-вторых, это также очевидно из 1 Фес. 3:1,2, где «мы» никак не может подразумевать в том числе и Тимофея:

7 Подробнее о том, как следует переводить это имя: «Юния» или «Юний», см.: John Piper and Wayne Grudem, eds., Recovering Biblical Manhood and Womanhood (Wheaton: Crossway, 1991), pp. 79—81, 214, 221, 222. Существует мнение, что в Древней Греции было распространено женское имя Юния, однако это неверно, по крайней мере, если исхо-дить из данных греческой литературы. Компьютерный поиск в произведениях 2889 гре-ческих авторов тринадцати веков (IX в. до н. э. — V в. н. э.) дал только два примера употребления имени Юния как женского: одно у Плутарха (ок. 50—120 гг. н. э.) и одно у отца церкви Иоанна Златоуста (347—407 гг. н. э.), который в проповеди на Рим. 16:7 гово-рит о женщине Юний. Мужское имя «Юний» встретилось лишь один раз, у Эпифана (315—403 гг. н. э.), епископа города Салимы на Кипре, который говорит о Юний в Рим. 16:7 и упоминает, что тот стал епископом Апамеи в Сирии {Index of Disciples 125.19,20; эта цитата имеет большее значение, поскольку Эпифан знает о Юний больше других). Латинский текст отца церкви Оригена (ум. 252 г. н. э.) также говорит о Юний из Рим. 16:7 как о мужчине (J. P. Migne, Patrologia Graeca, vol. 14, col. 1289). Таким образом, доступные нам данные дают основания полагать, что Юний был мужчиной, однако информации слишком мало, чтобы сделать окончательный вывод.

И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника наше-го в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей.

В данном случае местоимение «мы» подразумевает либо Павла и Силу, либо лишьодного Павла (см.: Деян. 17:14,15; 18:5). Судя по всему, Сила и Тимофей прибыли к Павлу в Афины «скорее» (Деян. 17:15, хотя Лука и не упоминает об их прибытии) — и Павел вновь отослал их в Фессалонику, чтобы помочь там церкви. Затем сам он отправился в Коринф, и позже они присоединились к нему (Деян. 18:5).

Вероятнее всего, фраза «мы восхотели остаться в Афинах одни» (1 Фес. 3:1) подразумевает одного Павла, поскольку, во-первых, он возобновляет эту тему в ст. 5 в единственном числе «я» («Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей», 1 Фес. 3:5), и, во-вторых, потому что, если бы Сила остался с Павлом в Афинах, не возникла бы тема одиночества8. В предыдущем абзаце Павел имеет в виду «я», поскольку говорит: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2:18). Судя по всему, в этом послании он часто употребляет местоимение «мы» каклюбез-ное упоминание о Силе и о Тимофее, которые провели столько времени в фес-салоникской церкви, к которой он пишет. Однако у фессалоникийцев не дол-жно было возникать сомнений относительно того, кто на самом деле нес эту великую миссию язычникам и на чьем апостольском авторитете это посла-ние в первую очередь (или исключительно) основывалось.

Итак, вполне возможно, что Сила также был апостолом, и 1 Фес. 2:6 под-водит нас к этой мысли. Он был одним из видных членов иерусалимской церк-ви (Деян. 15:22) и вполне мог видеть Христа после Его воскресения, а затем назначен апостолом. Однако мы не можем быть полностью в этом уверены.

8 См.: Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, NIC (Grand Rapids: Eerdmans, 1959), pp. 98,99. Моррис пишет: «Практически по всему посланию употребля-ется множественное число, тогда как в большинстве своих посланий Павел предпочита-ет форму единственного числа» (р. 98; cf. pp. 46, 47). Моррис считает, что, несмотря на форму множественного числа, здесь подразумевается один только Павел.

Иначе дело обстоит с Тимофеем. Он не подразумевается в местоимении «мы» ни в 1 Фес. 2:2 (и 3:1,2), ни в 1 Фес. 2:6. Как уроженец Листры (Деян. 16:1—3), узнавший о Христе от своих бабушки и матери (2 Тим. 1:5), он, вполне вероят-но, мог находиться в Иерусалиме до Пятидесятницы, увидеть воскресшего Христа и уверовать в Него, а затем его сразу же могли назначить апостолом. Помимо прочего, в своих обращениях, которые содержатся в посланиях, Павел всегда ревниво относится к званию «апостол» и употребляет его только по от-ношению к себе; он никогда не называет так Тимофея или других своих спут-ников (отметим 2 Кор. 1:1; Кол. 1:1: «Павел... Апостол Иисуса Христа, и Тимо-фей брат»; атакже Флп. 1:1: «Павел и Тимофей,рабы Иисуса Христа»). Итак, Тимофей, каким бы важным не было его служение, не может по праву счи-таться одним из апостолов.

Сделанный обзор дает нам ограниченную, хотя и несколько неопределен-ную по количеству группу, которая несла служение «апостолов Иисуса Хрис-та». Похоже, что их было, по меньшей мере, пятнадцать, а может быть и шест-надцать, или немного больше, о чем записи в Новом Завете не сохранилось.

Тем не менее кажется, что после Павла уже никто не был призван на апо-стольское служение. Когда Павел перечисляет случаи явления Христа, он под-черкивает, что Христос явился ему необычным образом, и связывает это с утверждением о том, что это было самое последнее явление и что сам он «наи-меньший из Апостолов».

И что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в жи-вых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апосто-лам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом... (1 Кор. 15:5—9).

3) Выводы. Слово «апостол» может употребляться в широком и в узком смысле. В широком смысле оно означает просто «посланник» или «миссио-нер-первопроходец». Но в узком смысле, наиболее характерном для Нового Завета, оно обозначает особое служение, «апостольство Иисуса Христа». Эти апостолы обладали уникальной властью основать земную церковь и управ-лять ею, и они могли произносить и записывать слова Божьи. Многие из за-писанных ими слов вошли в новозаветный канон.

9 Кто-то, возможно, уверен, что и в наши дни Христос может явиться человеку и назначить его апостолом. Однако фундаментальная природа апостольского служения (Еф. 2:20; Отк. 21:14) и тот факт, что Павел рассматривает себя как последнего человека, которому явился Христос, и последнего, кого Он назначил апостолом («после всех явил-ся и мне, как (некоему) извергу», 1 Кор. 15:8), показывают, что такое не произойдет. Кроме того, похоже, что целью Бога в истории искупления было дать церкви апостолов только в самом начале ее эпохи (см.: Еф. 2:20).

Другое возражение исходит от приверженцев харизматического движения. Они го-ворят, что «пятичастное служение» должно продолжаться и в наши дни, что у нас должны быть апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, и ссылаются при этом на ело-

Апостолом мог стать человек, который видел Христа после Его воскресе-ния из мертвых и лично Христом был назначен на апостольство. Существова-ло небольшое число апостолов, может быть, пятнадцать, или шестнадцать, или немного больше — в Новом Завете подробно об этом не говорится. Кдвенад-цати первым апостолам (одиннадцати плюс Матфий) присоединились Вар-нава и Павел, почти наверняка — Иаков, возможно, — Сила и, может быть, даже Андроник и Юний или несколько человек, не названных в Новом Заве-те. Судя по всему, после Павла уже никто не был назначен апостолом, и, вне всякого сомнения, в наши дни апостолов не существует, поскольку сегодня никто не может сказать, что собственными глазами видел воскресшего Хрис-та9. Вместо самих апостолов, для научения церкви и управления, нам оставлены их писания, которые содержатся в Новом Завете. Эти писания в наши дни замешают церкви абсолютно авторитетное учение и функции правления, которые в ранние годы церкви выполняли сами апостолы.

Хотя в современном английском языке слово «апостол» некоторыми людьми употребляется для обозначения очень успешно действующих пас-торов и проповедников, судя по всему, использовать это слово в таком смысле неуместно, поскольку это только путает людей, которые читают Новый За-вет и видят, что там высший авторитет связан с «апостольством». Немало-важно, что ни один выдающийся деятель церкви — ни Афанасий, ни Авгус-тин, ни Лютер, ни Кальвин, ни Уэсли, ни Уайтфилд — не называл себя апос-толом и не позволял этого делать другим. Если кто-то сегодня хочет принять титул апостола, то это немедленно вызывает подозрение, что таким человеком движет неуместная гордыня, стремление к самовозвеличиванию, а также же-лание получить в церкви власть гораздо большую, чем на то имеет право лю-бой человек.

ва Павлаотом, что Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Еван-гелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11).

Однако в Еф. 4:11 говорится об однократном событии в прошлом (отметим аорист και έδοκεν, «и поставил»), которое произошло, когда Христос вознесся на небеса (ст. 8—10), а затем, в Пятидесятницу, излил на церковь духовные дары, дав церкви апостолов, проро-ков, евангелистов и пасторов-учителей (или пасторов и учителей). Призовет ли Христос позднее людей для этих служений — невозможно решить, исходя только из этого стиха. Судить об этом можно только на основании других новозаветных учений о природе каж-дого из этих служений, и при этом нужно понять, предполагалось ли, что эти служения будут продолжаться. Мы видим, что существовало много пророков, евангелистов и пас-торов-учителей, поставленных Христом во всех ранних церквах, однако после этого на-чального периода дан был только один апостол (Павел, «после всех», при необычных обстоятельствах, на пути в Дамаск).

10См., напр.: Millard Erickson, Christian Theology, p. 1084.

11 Слово, которое в Новом Завете переводится как «пресвитер», греч. πρεσβύτερος, буквально означает «старейшина», а в некоторых контекстах просто «более пожилой че-ловек».

2. Пресвитер (пастор/надзиратель/епископ). 1) Несколько пресвитеров: принцип, соблюдаемый во всех новозаветных церквах.Теперь рассмотрим пре-свитерское церковное служение. Существует мнение, что в Новом Завете описываются различные формы церковного правления10, но обзор текстов показывает, что это неверно. Мы имеем дело с довольно устойчивым принци-пом, по которому правление осуществляется основной группой из нескольких пресвитеров. Например, в Деян. 14:23 мы читаем: «Рукоположивши же им пре-свитеров11 в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (курсив мой. — У. Г.). Это произошло во время первого миссионерского путешествия Павла, когда он возвращался через Листру, Иконию и Антиохию. Павел обычно выбирал группу пресвитеров в каждой созданной церкви. Мы знаем также, что Павел выбрал пресвитеров в эфес-ской церкви: «Из Милитаже послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, похоже, что помощникам Пав-ла было дано указание поступать таким же образом, поскольку Павел пишет Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5, кур-сив мой. — У. Г.). Вскоре после создания церкви были призваны пресвитеры на служение «по всем городам». А Тимофею Павел напоминал о «возложении рук священства» (1 Тим. 4:14, курсив мой. — У. Г.).

Иаков пишет: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). Это высказывание очень важно, поскольку послание Иакова — это соборное послание, написанное многим церквам и всем верующим в разных местах Средиземноморья, которых Иаков называет «двенадцатью коленами, нахо-дящимися в рассеянии» (Иак. 1:1). Это показывает, что Иаков предполагал, что пресвитеры есть в каждой новозаветной церкви, в которую будет отправ-лено его послание, — т. е. во всех церквах, которые существовали в то время.

Такой же вывод можно сделать и из послания Петра: «Пастырей ваших умоляю я... пасите Божие стадо, какоеу вас...» (1 Пет. 5:1,2). Это тоже собор-ное послание, написанное десяткам церквей, рассеянных по римским про-винциям Малой Азии (см.: 1 Пет. 1:1; Вифинияи Понт составляли одну рим-скую провинцию). Когда Петр пишет это послание (около 62 г. н. э., спустя более 30 лет после Пятидесятницы), он уверен, что во всех церквах, состоя-щих из обращенных язычников, или обращенных иудеев, или даже смешан-ных, основанных Павлом, или кем-либо другим, есть группа пресвитеров, которые управляют этими церквами. Кроме того, пресвитеры были и в иеру-салимской церкви (Деян. 11:30; 15:2). Хотя здесь слово «пресвитеры» и не упот-ребляется, но подразумевается несколько руководителей общины, к которым и адресовано Послание к Евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будь-те покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17).

12 Существует мнение, что, возможно, в каждой «домашней церкви» в городе был только один пресвитер и что пресвитеры из различных домашних церквей вместе со-ставляли тот пресвитериат, который Тит должен был назначить по всем городам.

Но эта теория не имеет реального подтверждения в Новом Завете. Конечно, иссле-дователь может сказать «возможно» о любом событии, которое никак не засвидетель-ствовано, однако мы не должны учитывать такие предположения, если хотим устано-вить, как именно осуществлялось церковное правление в I в.

Итак, следует сделать два важных вывода. Во-первых, нигде не сказано, что в какой-либо церкви, насколько бы она ни была мала, может быть только один пресвитер. В Новом Завете говорится о многих пресвитерах «в каждой церкви» (Деян. 14:23) и «по всем городам» (Тит. 1:5)12. Во-вторых, мы не видим здесь разнообразия форм правления. Напротив, речь идет о том, что в каждой церкви есть пресвитеры, которые управляют ею и заботятся о ней (Деян. 20:28; Евр. 13:17; 1 Пет. 5:2,3).

2) Другие названия пресвитеров: пасторы, надзиратели, епископы. Пресви-теры в Новом Завете называются также «пасторами», или «епископами», или «надзирателями». Наименее часто (по крайней мере, как существительное) употребляется слово «пастор» (греч. ποιμήν). Возможно, нас удивит, что это слово, которое стало столь привычным в языке, в Новом Завете по отноше-нию к церковному служителю употребляется всего один раз. В Еф. 4:11 Павел пишет: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Еванге-листами, иных пастырями и учителями». Этот стих, вероятно, лучше всего переводить «пастырями-учителями» (единая группа), а не «пастырями и учи-телями» (имея в виду две группы), поскольку именно это имеется в виду в гре-ческой конструкции (хотя и не все исследователи Нового Завета согласны с таким переводом)13. Связь с учением подразумевает, что некоторые из этих пастырей, или даже все, были пресвитерами, отвечавшими за обучение; это одно из требований, предъявляемых к пресвитеру: необходимо, чтобы он был «учителей» (1 Тим. 3:2).

Существительное «пастор» (7κ>ιμήν) больше нигде в Новом Завете не упот-ребляется по отношению к служителям церкви14, но связанный с ним глагол, означающий «быть пастырем», или «быть пастором» (греч. ποιμαίνω, исполь-зуется Павлом, когда он обращается к пресвитерам Эфеса. Он велит им «пас-ти Церковь Господа» (Деян. 20:28, буквальный перевод глагола ποιμαίνω), и в том же предложении он говорит о народе Божьем как обо «всем стаде», упо-требляя другое однокоренное слово, которое означает «стадо овец» (греч. ποίμίΛον). Таким образом, Павел прямо повелевает эфесским пресвитерам дей-ствовать как пастырям или «пасторам»15.

13 Выражение «иных пастырями и учителями» имеет один определенный артикль перед двумя существительными, соединенными с помощью союза καί («и»). Такая кон-струкция в греческом языке всегда показывает, что писатель рассматривает два суще-ствительных, единых в каком-то отношении. Эта конструкция часто употребляется тог-да, когда оба существительных относятся к одному и тому же человеку или предмету, но иногда употребляется и в отношении двух разных людей или групп, рассматриваемых как единое целое. В любом случае это выражение объединяет «пастырей» и «учителей» гораздо теснее, чем других служителей.

14Тем не менее оно неоднократно употребляется в отношении «пастырей», которые присматривают за овцами.

15 Слово «пастор» происходит от латинского pastor, и ранее обозначало «пастуха» в буквальном смысле этого слова (см.: Oxford English Dictionary, Vol. Ρ, p. 542).

Тот же самый глагол употребляется в 1 Пет. 5:2, где Петр повелевает пре-свитерам «пасти [ποιμαίνω] стадо Бога, которое [им] доверено» (перевод мой. — У. Г.). Затем, двумя стихами позже, Иисус назван главным пастором, или «Пастырем-начальником» (греч. 'οαηιποιμήν, 1 Пет. 5:4). Это показывает, что

Петр и пресвитеров считал пастырями, или «пасторами» церкви. Итак, слово «пастор» по отношению к пресвитерам употреблено всего однажды, но одно-коренной глагол дважды употребляется в текстах, где явно сопоставляется работа пастыря со служением пресвитера.

В Новом Завете для обозначения пресвитеров употребляется еще одно греческое слово — επίσκοπος, которое переводится либо как «надзиратель», либо «епископ», в зависимости от контекста и версии английского перево-да. (В русской синодальной версии это слово обычно переводится как «епис-коп» или «блюститель». — Примеч. пер.) Например, когда Павел призывает к себе пресвитеров эфесской церкви (Деян. 20:17), он говорит им: «Итак вни-майте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями [греч. επίσκοπος]» (Деян. 20:28). Павел довольно ясно говорит об эфесских пресвитерах как о «надзирателях» (или «епископах»).

В 1 Тим. 3:1,2 Павел пишет: «Если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен...» А из Деян. 20 мы уже знаем, что в Эфесе есть пресвитеры (Деян. 20:17—38). Далее, в 1 Тим. 5:17, говорится, что пресвитеры управляли эфесской церковью, когда Тимофей был там: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». «Епископы» также управляют церковью в Эфесе (1 Тим. 3:1,2), поскольку одно из тре-бований к ним звучит так: «Хорошо управляющий домом своим... ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4,5). Похоже, что здесь слово «епископ», или «надзиратель», также означает «пресвитер», поскольку «епископы» исполняют те же обязанности, что и пресвитеры, как мы видим повсюду в посланиях и в Деян. 20.

В Тит. 1:5 Павел повелевает Титу поставить «по всем городам пресвите-ров» и приводит некоторые требования, предъявляемые к этим людям (ст. 6). Затем, буквально в следующем предложении (ст. 7), он поясняет эти требова-ния и начинает так: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домо-строитель». Здесь он снова употребляет слово «епископ» для обозначения тех пресвитеров, которых Титу следовало назначить, вновь показывая тем самым, что слова «пресвитер» и «епископ» были взаимозаменяемы.

16 Даже англиканский исследователь Дж. Б. Лайтфут говорит: «Сейчас абсолютно все богословы признают, что в Новом Завете один и тот же служитель церкви называется либо „епископом" (επίσκοπος), либо „пресвитером" (πρεσβύτερος)» (См.:J. В. Lightfoot, St. Paul's Epistle to the Philippians [Grand Rapids: Zondervan, 1953; first published 1868], p. 95; Лайтфут приводит исследование данных, подтверждающих этот вывод, pp. 95—99).

И наконец, в Флп. 1:1 Павел пишет: «Всем святым во Христе Иисусе, на-ходящимся в Филиппах, с епископами и дьяконами». Здесь также кажется уместным предположить, что слово «епископы» означаетто же самое, что «пре-свитеры», поскольку в Филиппах они, безусловно, были пресвитерами, по-скольку Павел устанавливал пресвитеров в каждой церкви (см.: Деян. 14:23). Поэтому под «епископами и дьяконами» Павел, конечно, подразумевал «пре-свитеров и дьяконов»16. В некоторых местностях, начиная со II в., слово «епископ» стало означать человека, имеющего власть над несколькими церквами, но это было уже более позднее развитие значения этого термина, а в Новом Завете этого нет.

 

3) Функции пресвитеров. Одна из основных функций пресвитеров в Но-вом Завете — управление новозаветной церковью. В 1 Тим. 5:17 мы читаем: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь». Ранее в том же послании Павел говорит, что надзиратель (или «пресвитер») — это человек, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послу-шании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным до-мом, тотбудетли пещисьо Церкви Божией?» (1 Тим. 3:4,5).

Петр также говорит о функции управления, которую осуществляют пре-свитеры, когда обращается к ним с увещеванием:

Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не гос-подствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Так-же и младшие, повинуйтесь пастырям... (1 Пет. 5:2—5).

Итак, здесь говорится, что им следует действовать как пастырям стада Божьего и что они не должны злоупотреблять своей властью (т. е. не должны править авторитарно), а это подразумевает, что пресвитеры имеют правящие, или управляющие, функции в тех церквах, к которым пишет Петр. Это в осо-бенности согласуется с его повелением младшим «повиноваться пресвитерам» (ст. 5)17.

Хотя в Евр. 13:17 и не употребляется слово «пресвитер», нет никакого со-мнения в том, что были какие-то служители, обладавшие властью в церкви, так как автор говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». По-скольку Новый Завет не дает никаких указаний на то, что существовали дру-гие служители с полномочиями подобного рода, вполне резонно заключить, что община должна была повиноваться своим пресвитерам. (Такой вывод со-гласуется также с описанием обязанностей в Деян. 20:28.)

17 Аргументы в пользу того, что в 1 Пет. 5:5 имеются в виду именно служители церк-ви, а не просто старшие по возрасту люди, см.: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 192, 193.

Помимо обязанностей, связанных с управлением церковью, пресвитеры, похоже, имели также вероучительные обязанности. В Еф. 4:11 о пресвитерах говорится как о «пасторах-учителях» (или, по альтернативной версии перево-да, как о пасторах, которые рассматривались в единстве с учителями). А в соответствии с 1 Тим. 3:2, надзиратель (пресвитер) должен быть «учителей». Затем, в 1 Тим. 5:17, Павел говорит: «Достойно начальствующим пресвите-рам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Похоже, Павел подразумевает существование особой группы пре-свитеров. Это означает, по крайней мере, что среди пресвитеров были такие, которые больше времени уделяли проповеди и учению, это даже может озна-чать, что некоторые из них «трудились» в том смысле, что зарабатывали себе на жизнь проповедью и учением. Такой же вывод можно сделать и из посла-ния к Титу, где Павел говорит, что пресвитер должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом уче-нии и противящихся обличать» (Тит. 1:9)18.

Итак, пресвитеры в новозаветных церквах были обязаны управлять и учить.

 

4) Требования к пресвитерам. Когда Павел перечисляет требования, предъявляемые к пресвитерам, немаловажно, что он говорит о чертах характе-ра и приводит такие требования, которые не могут быть исполнены за корот-кий промежуток времени, но лишь за многие годы верной христианской жизни:

Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, це-ломудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не среб-ролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в по-слушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собствен-ным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диа-волом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, что-бы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. 3:2—7).

Схожие, но иначе выраженные требования находим в Тит. 1:6—9, где Па-вел повелевает Титу назначить пресвитеров в каждом городе:

Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не уко-ряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть не-порочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, цело-мудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать (Тит. 1:6—9).

18 Павел никогда не говорит, будто все пресвитеры должны быть способны читать проповеди общине, и разумно было бы предположить, что «учительный человек» — это некто, способный должным образом объяснять Слово Божье. Поэтому, вероятно, не все пресвитеры призваны публично учить — ведь не все имеют такой дар. Очевидно, Павел хочет удостовериться, что пресвитеры обладают зрелым и здравым пониманием Писа-ния и могут изложить другим это понимание.

Те, кто выбирает пресвитеров в наши дни, должны учитывать эти требо-вания и внимательно присматриваться к чертам характера кандидата; это главный критерий, а не успехи человека и его слава. В церквах западной ци-вилизации при выборе пресвитера, похоже, сильную роль играет успех в мире бизнеса (или права, или медицины, или государственного аппарата). Но та-кой подход не соответствует учению Нового Завета. Главное, чтобы пресвите-ры были в своей повседневной жизни «примерами стаду», и это, вне всякого сомнения, касается их отношений с Богом при чтении Библии, молитве и по-клонении. Все должно быть так, как говорил Павел: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1; ср.: 2 Тим. 3:10,11), и как он повелевал Тимо-фею: «Будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), и Титу: «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неуко-ризненное» (Тит. 2:7). Быть примером для других для пресвитера не просто желательно — это необходимое требование.

 

5) Что значит «одной жены муж»? Требование «одной женымуж» (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6) понимается по-разному. Многие полагают, что пресвитерское слу-жение не могут нести мужчины зрелого возраста, которые развелись и жени-лись на другой женщине и стали таким образом мужьями двух жен. Однако вряд ли это верно. Скорее всего, Павел запрещал выбирать пресвитером чело-века, живущего в полигамии (т. е. имеющего в настоящий момент более одной жены). Такую точку зрения подкрепляет несколько аргументов. Во-первых, все другие требования, перечисляемые Павлом, касаются нынешнего статуса человека, а не его предыдущей жизни. Например, в 1 Тим. 3:1—7 говорится не о человеке, который никогда не был «бийцей», а о том, кто сейчас «не бийца»; не о том, кто никогда не был корыстолюбив, а о том, кто сейчас не корыстолю-бив; не о том, кто был непорочен всю свою жизнь, а о том, кто сейчас непоро-чен. Если бы мы применяли эти требования ко всей предыдущей жизни чело-века, то мы не допустили бык служению практически никого из тех, кто стал христианином в зрелом возрасте, поскольку весьма сомнительно, чтобы нехристианин мог соответствовать всем этим требованиям.

19 По-гречески «бывший женатым только один раз» звучало бы &ταξ γεγαμήνος, с использованием причастия «(только) один раз» (όπαξ) с причастием перфекта, причем смысл был бы таков: «бывший женатым только один раз и все еще пребывающий в со-стоянии, которое является результатом этого брака». (Такую конструкцию находим, напр., в Евр. 10:2, а схожую — в Евр. 9:26. Аналогичные выражения с глаголами в аористе есть в Евр. 6:4; 9:28; Иуд. 3.)

Во-вторых, Павел мог бы сказать «бывший женатым только один раз», если бы хотел, но он этого не сделал19. В таком случае, мы не должны были бы допускать к пресвитерству вновь женившихся вдовцов. Все требования, предъявляемые к пресвитерам, основаны на моральных и духовных качествах человека, а в Писании не говорится, что мужчина, женившийся после того, как его жена умерла, обладает более низкими моральными или духовными качествами20. В-третьих, в I в. полигамия была вполне возможна, особенно среди евреев. Иудейский историк Иосиф Флавий говорит: «Ибо обычай на-ших предков — иметь несколько жен»21. Раввинистическое законодательство даже регулировало нормы наследования при полигамии22.

Итак, выражение «одной жены муж» лучше всего понимать как запреще-ние пресвитерского служения мужчинам, имеющим более одной жены. Эти стихи ничего не говорят о церковном служении тех, кто развелся и вступил во второй брак.

20 Некоторые интерпретаторы ранней Церкви все же пытались запретить церков-
ное служение женившимся вдовцам (см., напр.: Apostolic Constitutions 2.2; 6.17 [III или IV в.
н. э.], и Apostolic Canons 17 [IVили V в. н. э.]). Однако эти постановления не соответствуют
библейским, а выражают лишь ложный аскетизм, основанный на том убеждении, что
целибат превосходит брак. (С этими текстами можно ознакомиться в следующем исгоч-
нике: Ante-Nicene Fathers series, 7:396,457 и 501.)

Тем не менее Иоанн Златоуст (ум. в 407 г. н. э.) понимал 1 Тим. 3:2 как запрещение полигамии, а не брака после смерти супруги или после развода (см.: Homilies, 1 Тим. 3:2).

21 Иосиф Флавий. Иудейские древности 17:14; в 17:19 он перечисляет имена девяти
женщин, которые одновременно были женами царя Ирода.

22 См.: Мишна, Yebamoth 4:11; Ketuboth 10:1,4,5; Sanhedrin 2:4; Kerithoth 3:7; Kiddushin
2:7; Bechoroth 8:4. Другое свидетельство иудейской полигамии находим у Иустина-муче-
ника, в диалоге с Трифоном, гл. 134. Свидетельства о наличии полигамных отношений
среди неевреев немногочисленны, однако о таких браках упоминает Геродот (ум. в 420 г.
н. э.) 1.135; 4.155; 2 Мак. 4:30 (ок. 170 г. до н. э.); Тертуллиан, Апология 46.

6) Процедура назначения пресвитеров. Рассматривая вопрос о пресвите-pax, Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). Под-робности процесса выбора пресвитеров не уточняются, но непосредственно перед этим (1 Тим. 5:17—21) о пресвитерах говорится очень подробно, и возло-жение рук было бы вполне уместной церемонией для назначения кого-либо на пресвитерское служение (отметим обряд возложения рук для посвящения или назначения кого-либо на то или иное служение или выполнение какой-либо задачи, описанный в Деян. 6:6; 13:3; 1 Тим. 4:14). Поэтому, вероятнее всего, Павел имеет в виду именно назначение пресвитеров. В таком случае он гово-рит: «Не торопись с рукоположением людей в пресвитеры». Это согласовы-вается с предупреждением, что дьяконов «надобно прежде испытывать, по-том, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3:10). Сам Павел ру-кополагал пресвитеров почти сразу же после того, как основывал церковь (Деян. 14:23), но здесь он предостерегает, что подобное назначение не должно быть слишком поспешным, чтобы не допустить ошибки. И приступая к этой задаче, церковь должна стремиться не судить так, как судит мир, «ибо чело-век смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7; ср.: 2 Кор. 5:16). Необходимость оценки духовной жизни видна также в повествовании отом, как апостолы призывали иерусалимскую церковь выбрать «из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (Деян• 6:3). Среди прочих «избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого» (Деян. 6:5).

Мы должны отметить также, что назначение пресвитеров в ранних церк-вах, создававшихся Павлом, сопровождалось «молитвой и постом», возмож-но, входе избрания кандидатов. (Отметим пример Иисуса, Который «взошел... на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу», прежде чем избрать Себе двенадцать учеников [Лк. 6:12,13].)23

 

3. Дьякон. Слово «дьякон» — это перевод греческого διάκονος, что чаще всего означает «служитель», если речь идет о церкви.

О дьяконах совершенно четко говорится в Флп. 1:1: «Всем святым во Хри-сте Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами». Однако функции их не уточняются, понятно лишь, что эти функции отличаются от епископских (пресвитерских). Дьяконы упоминаются также в 1 Тим. 3:8—13:

Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристраст-ны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совес-ти. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, до-пускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клевет-ницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим; ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Хри-ста Иисуса (1 Тим. 3:8-13).

23 Отметим, что Тимофей и Тит, как и многие другие сотрудники Павла, не являют-ся ни апостолами, ни пресвитерами, ни дьяконами. Похоже, они представляют собой необычную категорию «апостольских помощников», поскольку обладают определенной властью, переданной им апостолом: в их обязанности входило заботиться о вновь созда-ваемых церквах. Не существует ныне живущих апостолов и потому не может быть лю-дей, которые были бы им подотчетны и получали бы от них определенную власть; в наши дни не может идти речь о помощниках апостолов, подобных Тимофею и Титу.

Функции дьяконов здесь не уточнены, однако требования, предъявляе-мые к ним, позволяют сделать некоторые предположения. Например, похоже, что они несли определенную ответственность за церковные финансы, так как должны были быть людьми «не корыстолюбивыми» (ст. 8). Возможно, они выполняли также и другие виды административной деятельности, так как они должны были хорошо управлять детьми и хозяйством (ст. 12). Также, вероят-но, они помогали материально тем, кому была необходима такая помощь (см. ниже анализ Деян. 6). Кроме того, если в ст. 11 говорится о женах (а я думаю, что так оно и есть), вполне разумно предположить, что дьяконы встречались с членами церкви у них дома и беседовали без своихжен, чтобы те не рассказы-вали в церкви о том, что услышали бы в подобных беседах. Однако это всего лишь предположения о возможных сферах деятельности, основанные на этом отрывке.

В Деян. 6:1 —6 употреблено не существительное «дьякон», а однокоренной глагол (греч. διακονέω, «служить»). Вот что читаем в ст. 2: «Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах». Здесь апостолы, которые управля-ли иерусалимской церковью, сочли необходимым возложить часть админис-тративной ответственности на других. В данном случае эта ответственность заключалась в распределении питания между бедными вдовами. Кажется вполне уместным говорить об этих семи мужах как о «дьяконах», хотя термин «дьякон» тогда еще, вероятно, не употреблялся по отношению к ним. Тем не ме-нее их обязанности очень сходны с теми, о которых, как мы догадываемся, говорится в 1 Тим. 3:8—12.

24 Многие полагают, что в 1 Тим. 3:11 говорится о женщинах-дьяконах: «Также и женщины должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем». Но если Тимо-фей и эфесская церковь знали, что женщины могут быть дьяконами, то зачем Павлу понадобилось добавлять отдельный стих о них? Кроме того, очень странно, что Павел вставил один стих о женщинах-дьяконах в контекст из пяти стихов о мужчинах-дьяко-нах (три перед этим стихом и два после него). С другой стороны, если считать, что это стих о женах дьяконов, то он вполне уместен в середине списка требований, предъявля-емым к самим дьяконам, так как Павел всегда предлагает учитывать семейные отноше-ния при выборе на церковное служение (1 Тим. 3:2,4,5). Да, действительно, Павел гово-рит просто «жены», а не «их жены», однако в греческом языке притяжательные место-имения часто опускаются, когда названное лицо (брат, сестра, отец, мать, и т. д.) явно приходится родственником другому, также упоминаюшемуся в этом контексте лицу.

О двух точках зрения по этому вопросу и о том, должны ли женщины быть дьякона-ми в наши дни, см.: Thomas R. Schreiner, "The Valuable Ministries of Women in the Context of Male Leadership: A Survey of Old and New Testament Examples and Teaching", Recovering Biblical Manhood and Womanhood, ed. John Piper and Wayne Grudem (Wheaton, 111.: Crossway, 1991), pp. 213, 214, 219-221, and p. 505, n. 13; и в том же томе: George W. Knight III,"The Family and the Church: How Should Biblical Manhood and Womanhood Work Out in Practice?" pp. 353, 354.

Из некоторых текстов трудно понять, относится ли это слово к дьяконам как к особым церковным служителям, или же оно употребляется для обозна-чения «служителей» в широком смысле, т. е. «слуг». Такое затруднение возни-кает при чтении Рим. 16:1, где Фива названа не то «служанкой», не то «дья-кониссой», не то «дьяконом» кенхрийской церкви (в этом падеже греческое слово имеет одинаковые формы как для мужского, так и для женского рода). Если учесть слова Павла о том, что дьякон должен быть «мужем одной жены» (1 Тим. 3:12), то перевод «слуга» для Рим. 16:1 кажется предпочтительней (слово διύκονος употребляется в этом значении также в Рим. 13:4; 15:8 и в 1 Кор. 3:5)24. Во всех стихах говорится, что дьяконы были назначены «служить» церкви са-мыми разными способами. В Деян. 6:1—6 подразумевается, что у них были определенные административные обязанности и они подчинялись тем, кто управлял церковью.

Немаловажно помнить, что нигде в Новом Завете дьяконы не управляют церквами, подобно пресвитерам, и от них не требуется, чтобы они учили Пи-санию, здравому учению.

 

4. Могут ли быть другие служения ? Во многих церквах в наши дни суще-ствуют и другие служения, такие, как казначей, председатель собрания (от-ветственный за проведение деловых заседаний церкви) или попечители (в не-которых формах церковного правления это люди, несущие законную ответ-ственность за собственность, принадлежащую церкви). Кроме того, в тех церквах, где существует более одной оплачиваемой должности, могут быть также сотрудники (такие, как руководитель хора, ответственный за образо-вание, ответственный за работу с молодежью и т. д.), которые «общественно признаны в качестве имеющих право и ответственность осуществлять в церкви определенные функции» и которые поэтому подпадают под наше определение церковного служителя; они даже могут получать заработную плату на постоян-ной основе за выполнение своих обязанностей и при этом не являться ни пре-свитерами, ни дьяконами церкви.

Похоже, у нас нет оснований утверждать, что в церкви не может быть и таких должностей, хотя они, вероятно, и могут быть подведены под категорию либо пресвитера, либо дьякона (большинство специалистов, упомянутых выше, могли бы быть дьяконами с особыми обязанностями, а председатель совета мог бы быть пресвитером, который просто председательствует на дело-вых собраниях церкви). Тем не менее, если эти должности, или им подобные, кажутся полезными для функционирования церкви, нет никаких причин отка-зываться от них. Но при этом необходимо следить, чтобы они не стали важнее служений, которые конкретно названы в Писании, и чтобы люди, занимаю-щие эти должности, были подотчетны тем служителям, чьи должности установ-лены Писанием. В противном случае, может снизиться авторитет Писания в церковном правлении и при организации структуры руководства церкви.

 

Б. Как следует избирать церковных служителей?

25 Слово «иерархия» означает «власть священников» и происходит от греческих слов «священник» (Ιερεύς) и «власть» (ύρχή).

В истории Церкви существовало два основных подхода к выбору церков-ных служителей — назначение и избрание. В первом случае служитель назна-чался более высокой инстанцией, во втором — избирался местной общиной. Служители Римско-католической церкви назначаются более высокой инстан-цией: папа назначает кардиналов и епископов, а епископы назначают священ-ников в местных приходах. Эта «иерархия», или система правления, организо-вывается священством25, которое в церкви отделено от мирян. Считается, что эта система передана напрямую от Христа и апостолов и что священники — это представители Христа в церкви. Хотя англиканская церковь (в Соединен-ных Штатах — епископальная церковь) не подчиняется власти папы и кар-диналов, в ее структуре много общего с Римско-католической церковью, по-скольку она управляется епископами и архиепископами, а духовныхлиц этой церкви принято считать священниками. Здесь также декларируется прямая преемственность от апостолов, а священники и епископы назначаются более высокой инстанцией, не местным приходом26.

В большинстве протестантских церквей служители избираются местной общиной или какой-либо группой внутри местной церкви; в других отношени-ях формы церковного правления могут быть различны (см. ниже). Поскольку у нас нет абсолютно четкого библейского указания по этому поводу, следует с терпением относиться к этим различиям. Тем не менее по некоторым причинам предпочтительнее избирать или, по крайней мере, утверждать церковных слу-жителей всей общиной (таких, как пресвитер и дьякон и, конечно же, пастор).







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 169. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия