Воскресение верующих Воскресение неверующих
(Новое небо, новая земля)3 Суд 3 Классические премилленарии расходятся во мнениях по вопросу о том, когда воз-никнет новое небо и новая земля. (Новое небо, новая земля) Рис. 54.3. Классический премилленаризм 2) Форма премилленаризма, подразумевающая восхищение Церкви до на-ступления скорби (диспенсационалистский премилленаризм). Еще одна разно-видность премилленаризма получила широкое распространение в XIX и XX вв., особенно в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах. В соответ-ствии с этим подходом, Христос возвратится не только до наступления мил-лениума, но также и до великой скорби. Эта точка зрения близка к класси-ческому премилленаризму, упомянутому выше, однако с одним важным от-личием: здесь добавляется еще одно возвращение Христа, которое произойдет до того, как Он вернется править на землю в период миллениума. Это будет тайное возвращение Христа, с целью забрать верующих из мира4. Этот взгляд представлен на рис. 54.4. В соответствии с этой точкой зрения, эпоха Церкви будет длиться до тех пор, пока внезапно, неожиданно и тайно Христос не возвратится на землю, а затем не призовет верующих к Себе: «Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес.4:16,17). Затем Христос вместе с верую-щими, взятыми с земли, возвратится на небеса. Когда это произойдет, на земле начнется великая скорбь, которая будет длиться семь лет5. В течение этих семи лет скорби многие знамения, появление которых, как было предсказано, будет предвещать возвращение Христа, исполнятся6. Про-изойдет великий исход еврейского народа, и евреи уверуют в Христа как в Мессию. Среди великих страданий будет успешна проповедь, особенно из уст новообращенных евреев-христиан. В конце скорби Христос вернется со Свои-ми святыми, чтобы править на земле в течение тысячи лет. После миллениу-ма произойдет война, в результате которой сатана и его силы будут оконча-тельно повержены, и тогда воскреснут неверующие, произойдет последний суд и начнется вечность. 4 Иногда это тайное возвращение Христа за верующими называют «восхищением». 5 Некоторые исследователи придерживаются несколько иной точки зрения. Они считают, что Христос возвратится посреди скорби, чтобы избавить от нее веруюших. После этого скорбь будет длиться на земле еще три с половиной дополнительных года. Более подробное изложение этой точки зрения см.: Gleason Archer, "The Case for the Mid-Seventieth-Week Rapture Position" in Gleason Archer, Paul Feinberg, Douglas Moo, and Richard Reiter, 77ге Raptore: Pre-, Mid-, or Post-Tribulational? (Grand Rapids: Zondervan, 1984), pp. 113-145. 6 О знамениях, предшествующих возвращению Христа, см. в гл. 53. Нужно упомянуть еще об одной особенности этой точки зрения. Она встречается исключительно среди диспенсационалистов, которые стремятся провести четкое различие между Израилем и Церковью. Подход, подразуме-вающий возвращение Христа до скорби, позволяет провести это разграниче-ние, поскольку Церковь забирается из мира до массового обращения еврей-ского народа. Поэтому евреи остаются отдельной от Церкви группой. Другая характерная черта премилленаризма, подразумевающего возвращение Хрис-та до скорби, заключается в стремлении истолкования библейских пророчеств «настолько буквально, насколько это возможно». Особенно это касается вет-хозаветных пророчеств об Израиле. Те, кто придерживается этой точки зре-ния, считают, что пророчества о будущем благословении Богом Израиля ис-полнятся в среде самого еврейского народа; евреи не «одухотворятся» своим исполнением в Церкви. И наконец, еще одной привлекательной чертой дан-ной разновидности премилленаризма является то, что она позволяет людям настаивать, что Христос может возвратиться «в любой момент», а потому пол-ностью учитывает те отрывки из Писания, которые призывают нас быть го-товыми к возвращению Христа. Тем не менее сторонники этого взгляда очень буквально истолковывают знамения, предшествующие возвращению Хрис-та, поскольку считают, что они еще только исполнятся во время скорби. Прежде чем рассмотреть аргументы, свидетельствующие в пользу этих трех (или четырех) точек зрения, важно подчеркнуть, что истолкование дета-лей пророческих изречений, касающихся будущих событий, — часто задача очень нелегкая, зависящая от многих факторов. Поэтому степень уверенное-ти в наших выводах будет меньшей, чем в других учениях. Несмотря на то что я придерживаюсь одной точки зрения (классический премилленаризм), я по-лагаю, что евангельским христианам важно осознать, что эта область иссле-дований очень сложна и требует большой степени благодати в отношении тех, кто придерживается других взглядов на миллениум и период скорби. ХРИСТОС
«Восхищение» верующих на небо, чтобы пребывать с Христом <— 7 лет —>·
«В» ХРИСТОС ЭПОХА ЦЕРКВИ
«в» «в» ^^ш^ «С» МИЛЛЕНИУМ
h газпш
Воскресение верующих Воскресение неверующих Суд Новое небо, новая земля Рис. 54.4. Диспенсационалистский премилленаризм
|