Глава 23. О гражданской власти
1. Бог, Господь господствующих и Царь царей всего мира, установил над людьми гражданскую власть, которая подчинена Ему, — для Своей славы и общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защи-щать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников. 2. Для христиан вполне законно принимать на себя и исполнять долж-ность гражданского правителя, когда они призваны на такое служение; в де-лах управления им следует прежде всего поддерживать благочестие, справед-ливость и мир, в соответствии со здравыми законами общества, и если того требует справедливость и необходимость, они могут законным образом, в со-гласии с новым заветом, применять военные действия. 3. Гражданская власть не может принимать на себя служение Слова и со-вершение таинств или власть иметь ключи от Церства Небесного; все же она имеет право, и это ее долг, охранять порядок, чтобы в Церкви сохранялись един-ство и мир, чтобы истина Божия содержалась в чистоте и целостности, чтобы все богохульства и ереси были пресечены, все извращения и злоупотребления в богослужении и церковной дисциплине были предупреждены или исправле-ны и все установления Божий совершались и соблюдались должным образом. Для лучшего исполнения этого она имеет право созывать синоды, присутство-вать на них, следя за тем, чтобы все происходило согласно воле Божией. 4. Долг народа — молиться за правительство, почитать его представителей, платить налоги и подати, повиноваться его законным постановлениям и под-чиняться ему по совести. Безверие или отличие в вере не лишает правительство власти, если она справедлива и законна, и не может служить освобождением от должного послушания ей; от этого не избавлены церковные служители; на территории данного правительства папа (или любой другой служитель церк-ви, независимо от его положения) не имеет над ним власти или юрисдикции, особенно в отношении жизни или имущества его граждан, если он пожелает судить их как еретиков или под каким бы то ни было иным предлогом.
|