Диктовка — представление о том, что Бог отчетливо произносил каждое ело-во Писания человеческим авторам.
Диспенсационализм — богословская система, возникшая в XIX в. с появлени-ем трудов Дж. Н. Дарби. Основные доктрины этой системы таковы: различение Израиля и Церкви как двух групп в общем замысле Бога, взятие Церкви на небо до наступления последних испытаний, точное исполнение ветхозаветных про-рочеств, касаюшихся Израиля, и разделение библейской истории на семь пери-одов (dispensations), каждый из которых отличается особыми отношениями Бога со Своим народом. Диспенсацноналистский премилленаризм — определение «диспенсациона-листский» используется по той причине, что большинство сторонников этого воз-зрения стремятся провести четкое различие между Церковью и Израилем, отно-шения с которым Бог строит на других условиях, или законах (dispensations). Дихотомизм — представление о том, что природу созданного Богом человека образуют два начала: материальное и духовное — тело и душа (дух). Доверие — особенность библейской веры, заключающаяся в том, что мы не просто знаем об Иисусе и признаем эти сведения истинными, но и полагаем-ся на Него как на живого человека. Догма — синоним понятия «доктрина». Это слово часто употребляется по от-ношению к доктринам, получившим официальное одобрение церкви. Догматическое богословие — понятие, синонимичное систематическому бо-гословию. Докетизм — еретическое учение, согласно которому в действительности Иисус не был человеком, а только казался таковым (от греч. глагола δοκέω, «казаться, выглядеть»). Доктрина — то, чему учит нас сегодня вся Библия по тому или иному конк-ретному вопросу. Долготерпение — благодать Бога, откладывающего наказание грешников (см. благодать). Достаточность Писания — представление о том, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он хотел донести до Своего народа на различных эта-пах истории спасения, и что ныне оно содержит в себе все, что нам необходимо для спасения, для совершенной веры и совершенного послушания Ему. Достоверность, не нуждающаяся во внешних доказательствах — самоудостове-ряющий характер Библии, убеждающий нас в том, что слова этой книги являют-ся словами Бога (см. также порочный круг в доказательстве). Дуализм — представление о том, что Бог и материальная вселенная вечно сосуществовали как две высшие силы во вселенной. Это предполагает, что между Богом и греховными аспектами материальной вселенной ведется вечная борьба. Дух — нематериальное начало человека, синоним понятия «душа». Духовное присутствие — понятие, отражающее реформатское понимание Вечери Господней, в соответствии с которым Христос рассматривается как осо-бым образом духовно присутствующий при нашем причащении хлебом и вином (см. Вечеря Господня). Духовное тело — тело, которое мы получим в будущем воскресении; оно бу-дет не «бесплотным», а, скорее, приспособленным для существования под води-тельством Святого Духа. Духовность Бога — учение, согласно которому Бог не имеет в Своем суще-стве никаких материальных элементов и пространственных измерений, не может восприниматься нашими органами чувств и превосходит Своим совершенством всякое бытие. Духовные дары — все способности, которыми наделяет Святой Дух и кото-рые используются в любом служении церкви. Душа — нематериальное начало человека; используется как синоним поня-тия «дух». Дьякон — перевод греческого слова διάκονος («слуга»). В определенном кон-тексте это понятие обозначает церковного служителя, в чьи обязанности может входить ведение финансами, административные вопросы и забота о насущных потребностях прихожан. Евангельский призыв — обращение Евангелия ко всем людям, осуществляв-мое через проповедь. То же, что и внешнее призвание.
|