Студопедия — История начинается
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История начинается






Историко-экономические интерпретации подвергаются неустранимым опасностям. Одна опасность внешняя. Она исходит от историков-профессионалов, связана с их неукротимым любопытством и знанием своего ремесла. Казалось бы, только утвердилось некое непротиворечивое описание прошлого, как появляется археолог, специалист по древним письменам или палеолингвист и предъявляет факты, которая, как известно, упрямая вещь. Вторая опасность — внутренняя. Она связана с экономистом, который задает вопросы типа: «Но если люди решили скидываться на общие нужды, при чем тут вождь с вооруженной охраной? Ведь не сдавшие просто не получают выплат из общего котла? Не логичнее ли предположить, что вооруженные люди просто отбирают силой созданное мирным трудом, а жрец, получающий часть отобранного, грозит наслать порчу на ослушников?»

В приведенной выше модели и концы с концами не сходятся, и известным фактам она противоречит. Хуже того, в эту, якобы историческую, модель привнесены знания о налоговых новациях XX века.

Примером логического анализа обоснованности этой модели является статья профессора Г.-Г. Хоппе, публикуемая в настоящем номере, и мы отсылаем любознательного читателя к ней. В рамках исторической науки эта модель подверглась полному пересмотру после того, как о древних обществах стало известно больше. Почему-то, однако, выводы историков не проникли в среду политических философов, экономистов и правоведов. К настоящему времени исторической наукой установленным является вот что.

Первоначально взносы предназначались не вождю, но храму. Храм выполнял три важнейшие функции. Во-первых, это было выделенное место для общения земного с небесным. Во-вторых, это было общественное место, здесь происходила синхронизация индивидуального времени соплеменников в соответствии с ритмом «будни/праздники», ведь праздник есть божественное установление. В-третьих, храм выполнял функции древнего банка и страховой компании — там хранились резервы продовольствия. Там же хранился и главный капитал земледельческого общества — семенной фонд. Первые архаические общества Шумера и Египта возникли в местностях с периодически разливающимися реками, именно поэтому возделываемые участки не совпадали с участками, пригодными для организации склада. Управляющие, персонал и охрана быстрорастущего храмового хозяйства и образовали то, что можно назвать ранней государственностью. Другая сторона древнего общества, которую с некоторой условностью можно назвать зачатком частного мира, — большая семья, возглавляемая патриархальным руководителем, имела собственную систему резервирования, участвуя, однако, в общем для данной местности храмовом «налогообложении». Это участие было достаточно полным и глубоким — «люди храма» рекрутировались из членов больших семей, как свободных, так и рабов.

Мы видим, что эта общественная складчина базировалась на двух разнородных комплексах идей. Во-первых, на идее священного долга, исполнение которого не может подвергаться сомнению без риска навлечь на себя гнев богов. Во-вторых, на идее страховой премии — т. е. регулярного взноса, который участники делают в общий фонд и на «выплаты» из которого они рассчитывают при наступлении страхового случая. Обе функции тесным образом связаны с идеей правила — описанной, оформленной и известной процедуры сбора, которая формировалась в диалоге храма и общины, отправлялась выделенными «людьми храма» и поддерживалась лидерами общин.

Фигура военачальника возникает позже. Сын аккадского покорителя Шумера Саргона, некий Нарам-суэн, был первым исторически достоверным руководителем, объявившим себя богом. Естественно, что в силу принципа «богу — богово» к нему перешло и право на общественный (храмовый) фонд. Кроме того, в силу принципа «кесарю — кесарево» он же распоряжался силовой составляющей, с помощью которой руководителям макросемей объясняли, сколько они должны сдавать и в какие сроки. Важнейшим изменением этого этапа стало ослабление нормативно-формального характера древнего «налогообложения». С объединением постов бога и воина бог стал капризен, а потребности его непредсказуемы. Договорный характер налогообложения был если не подорван, то ослаблен. Свою роль сыграло и появление протоармии, требовавшей содержания. Последнее обстоятельство, однако, не проявлялось до поры в полную силу— во время войн армия работала в режиме самофинансирования, удерживая значительную часть военной добычи.

Шумеро-аккадская цивилизация отмерила уже не одну сотню лет. Прошли саргониды. Прошла Вторая династия Ура, а там и Третья. Именно ко времени Третьей династии Ура относится вся та государственная технология, которая до сих пор поражает воображение. Огромное количество писцов фиксируют все хозяйственные акты, причем с необходимым, как сказали бы сейчас, резервированием. Учет и контроль налажен не на шутку. Для приготовления жаркого из голубей для должностного лица пишется заявление на голубятню с просьбой выдать птицу (копия — в архив), расписка управляющего голубятней, накладная на ценный груз, расписка повара («настоящим подтверждаю получение, … истрачено фактически, … положено по норме, остаток оприходован»); копии всех глиняных документов отправляются в архив, по пути проходя положенную сверку и сводку.

Шумеро-аккадская цивилизация соединяет в одном лице воина и жреца, точнее верховного воина и верховного жреца. Генеральный секретарь единственно верной религии и верховный главнокомандующий славной своими древними традициями армии — такое совмещение постов тоже родилось не вчера, оказывается. Лугаль (военачальник) плюс энси (верховный жрец) равно первое лицо шумеро-аккадской государственности.

Используя термины исторической реконструкции, мы можем говорить о наличии не одной, а двух моделей. В первой модели налоги являются добровольной передачей ресурсов на общие нужды. В наше время эта модель сохранилась, например, в различных формах соседского сотрудничества в рамках частного поселения. Вторая модель — силовая, является сегодня преобладающей. Она тесно связана с идеей государства, являясь одной из опорных конструкций легитимизации существования сегодняшних форм государственности.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия