Творчество может открывать новые смыслы бытия человека практически бесконечно.
Виктор Гюго: «Все радости жизни — в творчестве. Творить — значит убивать смерть».
Дэвид Финчер (David Fincher) — американский кинорежиссёр и клипмейкер, один из самых ярких «новобранцев» Голливуда 1990-х. «Киносъемки легче всего описать так: ты пишешь акварелью что-то, расположенное в трех кварталах от тебя, глядя через телескоп, сорок человек держат кисть и ты командуешь ими с помощью рации».
4. Качества творческого процесса. Возможность обучения творчеству. Статья рязанского художника Максимилиана Преснякова «Можно ли научиться творчеству» в журнале «Художественная школа», № 2, 2009, с.с.41-43, раздел «Психология творческой личности»: «Опыт художника формируется не годами, а десятилетиями …. Вдохновение – важно, это то, что позволяет энергично браться за осуществление своих творческих замыслов, то, что заставляет самостоятельно учиться и приобретать новый опыт. Оно накапливает багаж этих замыслов на некоторое время вперед. Особый художественный взгляд позволяет почувствовать все явления и объекты окружающего мира как абстрактные объекты, реальные, мыслимые и иллюзорные образы, с которыми может состояться некое общение, в результате которого проявляются темы, сюжеты и мотивы, из которых может сложиться творческая программа на десятилетия. Таким образом, годы учебы становятся временем накопления идей…. Я решил, что учусь для того, чтобы реализовать свои идеи. … Можно ли научиться творчеству? Если считать главными качествами творчества твердость мысли, взгляда, руки, то да. Если считать творчеством набор неких душевных качеств и состояний, то можно утверждать, что это требует особой настройки, активизации своего рода душевного резонанса (не путать с вдохновением), а это предполагает не обучение, а приобретения иного рода. Если считать творчеством некие внутренние качества души, ее способности, то тогда творчеству научиться нельзя. Я больше склоняюсь ко второму положению. Знание и понимание композиционных схем и геометрических основ композиции, конечно, дает художнику набор неких инструментов и ориентиров, но без соответствующих душевных качеств этот набор превращается в костыли. Костылями, конечно, можно пользоваться очень ловко, и ходить на них можно всю жизнь, за такой подвиг можно даже приобрести уважение. Но что-то более весомое остается за кадром. И субъективные ощущения полета мысли и творческого полета с умением пользоваться этими костылями не связаны. Творческому подходу невозможно научиться, но можно научиться настраивать свои душевные качества, как некий музыкальный инструмент, на некую волну или частоту. И тогда возникает резонанс. А нужно ли уметь при этом рисовать? Творческие способности связаны не только с умением рисовать. Их можно реализовывать в других видах искусства. А умения и навыки становятся необходимыми тогда, когда серьезные творческие замыслы требуют воплощения, когда они нацелены на диалог. На диалог мысли художника и зрителя. Для человеческого общения необходимо знание языка, и художнику необходимо владение изобразительной грамотой. А чтобы возник диалог, знание изобразительной грамоты необходимо и зрителю.... Процесс изображения всегда предполагает отбор мотивов и уровень мастерства. Этого вполне достаточно для творчества, но творчество в этом не заключается. Жизнеописание и бытописание – интересный и увлекательный процесс, в результате которого появляются исторические документы особого рода…. Изображение, исполненное рукой художника, несет в себе глубокую информацию личности того или иного времени. В конце концов, жизнеописание стало одним из основных изобразительных языков, и одним из наиболее общепонятных. А потому не зря классическая европейская система художественного образования базировалась и базируется на освоении этого языка. В этой системе художественного образования, несомненно, есть много ценного. Но существует ли в ее рамках обучение творчеству? Уверен, что в самой системе внимание к творческому началу присутствует, но в минимальной степени. (Ныне в Европе и в Америке преобладают неклассические школы, вроде бы нацеленные на обучение творчеству и не акцентирующие внимание на умении рисовать). Личностные качества преподавателя и высокая изначальная устремленность учащегося и студента к формированию творческого настроя - пожалуй, главные условия, благодаря которым у нового поколения студентов складываются понятия о творчестве. Поэтому произведения самодеятельных художников так отличаются от того, что делают художники, получившие систематическое профессиональное образование, даже если они после получения этого образования и увлекаются примитивом… … И чем дальше, тем больше настораживало то, что учителя (в детском саду) понимают фантазию как-то очень по-своему, что они либо любят рисовать рукой ребенка, либо рисуют ему многое сами, или настоятельно советуют, что, где и как должно быть изображено в композиционных работах, где, казалось бы, должен делать все сам ученик.»
|