Политические и экономические предпосылки эпохи Великих Географических Открытий
Падение Константинополя – 1453 год Итак, Европа хотела иметь у себя богатства Востока - из Индии, Китая, Малайзии, Японии. И она их, в принципе, имела. Но грянул 1453 год. Турки-османы под предводительством султана Мехмеда II во вторник, 29 мая 1453 г. (с огромным трудом, но все-таки) взяли Константинополь. А вместе с ним взяли под свой контроль и перекрыли европейцам все торговые пути в Китай, на Аравийский полуостров, в Среднюю Азию и на Восток. Лишили Геную и Венецию основных источников доходов. Города эти быстро стали хиреть, жители обнищали, банкиры обеднели, а мореходы, корабелы и торговцы разбрелись по всей Европе в поисках куска хлеба. Многие из них нашли себе применение в Португалии. Таким образом, захват турками Константинополя дал заметный толчок эпохе Великих Географических Открытий. Все бросились искать морские пути в Индию в обход турок. В силу своего географического положения пионером и лидером в этом деле стала Португалия. Почему именно Португалия? Причин несколько: страна всех раньше на Пиренеях освободилась от арабов; была расположена в стороне от главных торговых путей того времени, потому ей крайне важен был свой собственный торговый путь в Индию. Падение Константинополя стало для Португалии просто подарком. Выводы Эпоха Великих Географических Открытий перевернула представление европейцев о мире, сформировала видение географии нашей планеты. Благодаря возникшим потребностям быстрыми темпами развивалось кораблестроение, инженерная и научная мысль, астрономия и навигация, техника и промышленность. За короткий исторический отрезок времени образовались мощнейшие колониальные империи – португальская, испанская, британская, голландская. Христианская религия распространилась на все континенты. Монтескье В историософии и антропологии Монтескье отчетливо просматривается дуализм, унаследованный от метафизики Декарта. В силу этого географические условия жизни народов и действия законодателей, равно как и подчиненность наделенного свободной волей человека законам природы, оказываются независимыми детерминантами социального, нравственного и духовного развития человеческого общества и отдельной личности. В результате у Монтескье очень часто сливаются понятия объективного и юридического законов, отсюда же дуализм природы и разума, оптимизма и пессимизма его системы. ДУАЛИ́ЗМ— качество или свойство двойственности, не сводимое к единству состояний, идей, тем, образов, функций. В сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи, Бога и дьявола, добра и зла, души и тела, веры и знания, рациональности и чувственности, пространства и времени, конечности и бесконечности, свободы и необходимости, индивидуальности и архетипа Лафито, Жозеф-Франсуа бо́льшую службу сослужил часто использовавшийся труд Лафито возникавшим потребностям века в точном знании человечества, каким оно когда-то было в своей природе, во внутреннем соприкосновении с ней. Лафито не рисовал, как впоследствии Руссо, потерянный рай — для этого он был слишком трезв и объективен. Но благодаря ему естественный человек возвысился, приобретя уважение и предстал обладателем своеобразных добродетелей, ослабленных в результате гуманизации Европы. И именно он указал на то, что страсть к сравнению характеров народов и человеческих институтов друг с другом должна перейти из примитивной стадии неупорядоченных умственных озарений к накоплению большого эмпирического материала. Так книга иезуита послужила и истории Просвещения, и грядущему историзму. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. В работе «О древнейшей мудрости итальянцев» Вико напоминает, что в феномене человека важен акт самопознания, который конституирует прочие элементы. Допустимо ли, замечал Вико, «при неуемном рвении к естественным наукам оставлять в небрежении законы человеческого поведения, страсти, их преломления в гражданской жизни, свойства пороков и добродетелей, характерные свойства разных возрастов, половых различий, племенных особенностей, типов рациональности… Все это причины, по которым наука, наиболее важная для государства, менее других разработана и мало кого интересует». Тем самым Вико как бы начертал программу культурантропологических исследований, которая звучит вполне современно, однако в свое время он не был услышан. Вико ратует за целостный человеческий мир и пытается устранить пропасть, которая образовалась в рациональной философии между реальным человеком и его трактовкой как рационального существа. Сущность человека, согласно Вико, составляет мудрость, как синтез воли и интеллекта, сознания и души (в то время как подавляющее большинство теорий того времени провозглашали разум).
|