Бенедикт
Бенедикт развивает наследие Боаса - взгляд на культуру как паттернированное интегральное целое. “Поскольку Бенедикт разрабатывала эту последнюю идею, это ввергло ее в психологический поток антропологии, и, особенно, в течение, которое вскоре вылились классическую школу Культура и Личности. Во-первых, Бенедикт конструировала "культурную конфигурацию" как изоморфную к паттерном личности, таким образом предлагая исследовать взаимоотношения культура/личность. Во-вторых, она уподобляла историческое развитие культурного паттерна биографическому развитию личности. Это явилось главной характерной чертой классической теории Культуры и Личности.”[6] Начиная с двадцатых годов психологическая антропологии развивалась в рамках школы “Культура и Личность”, приверженцы которой, как видно из названия этого научного направления, пытались выяснить связь между культурой, принятой в том или ином обществе, и личностью — носителем этой культуры. Психологическая антропология изначально принципиально отличалась и от психологии, и от социокультурной антропологии. Если первая исследовала психику индивида, а вторая — его поведение и мышление, чтобы с их помощью реконструировать общую картину социальной и культурной системы, внутри которой эти индивиды существуют, то психологическая антропология изучала и культуру, и индивида в комплексе, или точнее было бы сказать, индивида, как представителя определенной культуры. Вплоть до шестидесятых годов в психологической антропологии в направлении “Культура и Личность” доминировало представление о тесной корреляция между понятиями “культура” и “личность”. На этой посылке и основывался конфигурационистский подход. Одна из главных идей Бенедикт: об усилении роли сознания в процессе эволюции человеческого общества. Это усиление роли сознания требует чувства открытости к прошлому, будущему и к культуре соседей. Культура — набор моделей, образцов поведения, как совокупность предписаний для каждой личности. Набор моделей поведения формирует базовую личность. Отталкивалась от учения Ницше, который поделил все культуры на два типа — Дионисийский (жизнелюбивая культура, буйный характер) и Аполлонский (созерцательная культура, ложно-рассудочная, интеллектуально-ориентированная). В 1946 г. вышла книга Р.Бенедикт “Хризантема и меч”: один из первых опытов описания национального характера японцев. Рут Бенедикт первая предложила оригинальную методику исследования — в качестве этнографического исследования она использовала кинофильмы, театральные пьесы и постановки, произведения художественной литературы и пр. Мид Интересовалась проблемами соотношения культуры и личности Исследовала следующие проблемы: — этнография детства — закономерности развития и воспитания детей в зависимости от образа жизни различных народов — проблемы пола — закономерности дифференциации мужской и женской социальной ролей, половозрастного разделения труда, стереотипов мускулинности и феминизма — как следствие — сделала выводы о закономерностях поведения людей. — проблемы этнопсихологии — закономерности в проявлении и формировании национального характера, этнического самосознания, этнокультурных особенностей разных народов. Мид первая стала применять для сбора информации тестирование, фото- и кинофиксацию форм поведения. Основной вывод книги “Возвращение на Самоа”: в традиционной культуре нет специфических конфликтов возрастного периода — нет конфликта “отцы-дети”. 1931-1933 — работа на Новой Гвинее. Итог работы — вывод: о всеобщей относительности норм сексуального поведения — этот вывод повлиял на идеологию современного феминизма.
|