Студопедия — Введение. Социально-политические взгляды Жан Поля Марата по трактату «Цепи рабства»».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Социально-политические взгляды Жан Поля Марата по трактату «Цепи рабства»».






Социально-политические взгляды Жан Поля Марата по трактату «Цепи рабства»».

Выполнила студентка 3 курса гр. ННИ-2

Старостина Юлия Олеговна

Руководитель семинара:

Федосова Елена Ивановна, к.и.н.

 

Москва

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

· Обзор источника…………………………………………………………10

· Обзор историографии…………………………………………………..13

Глава 1. Поиск свободного образа правления…………………………….15

Глава 2. Поиск общественного идеала……………………………………..26

Глава 3. Революционный дух Марата……………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………38

Приложение…………………………………………………………………….39

Введение.

Великая Французская революция, изменившая мировой ход истории, установившая основную модель общественных институтов буржуазного общества, подарила возможность именам всех ее самых важных участников остаться бессмертными. Едва ли не каждая последующая революция поверяла себя по французской, заимствовала ее лексику и терминологию, полемизировала с ней, обращалась к ее политической практике. Робеспьер, Сен-Жюст, Дантон, Мирабо, Эбер, Бабёф – ключевые фигуры на картине великих событий. Несомненно, то, что на первом плане обязательно окажется фигура Жан Поля Марата. Интерес к личности Жан Поля Марата не изживаем не за счет его социально-политических воззрений или интеллектуального наследия. Рядом с именами крупнейших французских писателей-мыслителей Вольтера Дидро, Монтескье, Руссо – имя Марата бледнело. Даже если касаться узко политической сферы, Максимилиан Робеспьер, юный Сен-Жюст, Дантон оставили не менее заметный след в истории, чем Марат. Гракх Бабеф, его современник, погибший четырьмя годами позже, хоть и не обладал столь богатым личным опытом политической борьбы, как «Друг народа», сумел сказать новое слово в развитии общественной мысли, которое не удалось сказать Марату[1]. Но не один из деятелей французской буржуазной революции XVIII в. не вызывал к себе такой непримиримой, сосредоточенной, не гаснущей со временем ненависти, и наоборот, не пережил такого безудержного восхваления спустя века. В дни революции у Марата был такой широкий фронт врагов, с каким не сталкивался ни один другой лидер якобинцев. От приверженцев абсолютизма – через фельянов к жирондистам, задыхавшимся от яростной злобы против Марата, и кончался «оратором человеческого рода» Анахарсисом Клоотсом, атаковывавшим Марата с левых позиций[2]. Даже после того как Марат был убит все обвинения сохранили свою живучесть. Что же это был за человек?

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в небольшом селении Будри в Невшательстком Кантоне Швейцарии. Его отец, уроженец Сардинии, был чертежником и рисовальщиком, позже преподавал иностранные языки, с трудом обеспечивая самый скромный достаток для своей многочисленной семьи. Всего детей было шестеро. Особенно интересна судьба брата Марата – Давида, который под именем Давида Ивановича Будри, что скрыть родство со своим знаменитым братом, преподавал в Царскосельском лицее французский язык юному Пушкину и другим лицеистам.[3] В 16 лет, окончив обучение в Невшателе, Марат переехал во Францию, в Бордо и поступил воспитателем в семью богатого судовладельца и работорговца Нерака. Двухлетнее пребывание в доме одного из крупнейших негоциантов Бордо дало возможность юному Марату хорошо ознакомиться с закулисной жизнью французской крупной торгово-промышленной буржуазии. Свое свободное время Марат полностью посвящал изучению медицины, естественных наук, продолжал занятия по истории и праву. Именно эти знания он широко применил в своей работе «Цепи рабства», где в пространных исторических экскурсах ссылается на Плутарха, Тацита и других античных историков. Кроме того, Марат обладал широкими познаниями в европейской истории. Время, в которое жил Марат, было время расцвета блистательных талантов, время деятельности великих французских просветителей. В 1748 г. вышла в свет книга Монтескье «О духе законов». В 1751 г. появился первый том знаменитой «Энциклопедии», основателем которой был Дени Дидро. В 1758 г. публикуется книга Гельвеция «О духе» и работа Кенэ «Экономическая таблица». И в 1762 г. были изданы «Общественный договор» и «Эмиль» Жан Жака Руссо. В том же году Марат переезжает в Париж. Литература просветителей оказала мощнейшее воздействие на Марата. Но никто так не повлиял на его мировоззрение, как Жан Жак Руссо.

В 1765 году Марат переезжает в Англию, где оставался на протяжение 10 лет, изредка выезжая в Амстердам и Ирландию. Здесь он занимается медициной, ветеринарией и физикой, приобретает известность как лечащий врач. В Эдинбургском университете Марат получает ученую степень доктора медицины. В конце 60-х вышло в свет его первое печатное произведение – специальное сочинение о болезни глаз. 60 – 70-е годы в Англии были временем напряженной политической и социальной ситуации, набирающей обороты промышленной революции, войны за независимость английских колоний в Северной Америке. Бурная среда не могла не оказать воздействия на формирование политических и социальных взглядов Марата. Он принимал активное участие в политической жизни Англии, был связан с политическими клубами и обществами радикально-демократического направления, входил в «великую масонскую ложу». В 1770-1771 гг Марат закончил работу над своим первым романом «Польские письма», который позже был переименован в «Роман сердца». Автор воспротивился публикации своего художественного произведения, потому как сам разуверился в его ценности, но это не означало, что честолюбивый Марат оставил перо. В 1773 г. в Лондоне вышла философская работа Марата «О человеке». Будущий «Друг народа» не был светилом такого уровня как Дидро и Вольтер. Характерная черта его философских произведений – это противоречивость. Тому пример первый философский трактат Марата «О человеке». Писатель-медик поставил своей целью создать всеобъемлющее исследование о природе и жизнедеятельности человека. Подобная грандиозная цель казалась Марату по силам, потому как он полагал, что его знания врача, физиолога, с одной стороны, и его широкая эрудиция в области философии и гуманитарных наук создадут для него особые преимущества и позволят изучить предмет глубже и полнее, чем его предшественники.[4] Окончательный вариант труда Марата представлял собой 3 тома и насчитывал тысячу страниц. Автор исследования о человеке ставит своей задачей определить основные принципы и законы влияния души на тело и тела на душу. Та часть труда, что ставила главным объектом изучения человеческое тело, показывает Марата как врача, анализирующего анатомию и физиологию человека. Автор здесь выступает как материалист. «Но допустив существование души, признав ее особой субстанцией, задавшись целью проследить взаимовлияние двух равноправных, по его представлению субстанций – души и тела, Марат целиком становился на почву идеализма и с этих идеалистических позиций ратовал против материализма»[5].Главными критиками книги Марата стали такие крупнейшие авторитеты, как Вольтер и Дидро. «Следовало бы лучше признаться в том, что никто еще не видел, где она обитает… Предоставьте это лучше Богу; поверьте мне, он один уготовил жилище, но он не назначил вас своим квартирмейстером»[6] - иронизировал Вольтер над рассуждения Марата о местоположении души человека. Отзыв Вольтера произвел в свое время большое впечатление на современников. Сорок лет спустя плененный на острове Святой Елены бывший император Наполеон Бонапарт в 1816 году неожиданно припомнил выступление Вольтера: «Марат имел свои заслуги, он написал до революции произведения, о которых говорил Вольтер»[7]. Исследования Марата «О человеке» стояло ниже уровня развития философской мысли XVIII века. В декабре 1774 в Лондоне была издана, без указания имени автора, новая книга Марата «Цепи рабства». И это уже была не философия. Жан Поль Марат написал политическое произведение. Интересен тот факт, что именно политика пригрела Марата, стала его воздухом. Если развернуть карту деятельности Марата, то получается, что неспокойный молодой человек пробовал себя во всем: в науке, медицине, писательстве, философии. Но его амбиции утолила лишь политика. Ключевое слово - амбиции, потому как для всех вышеперечисленных видов деятельности нужен талант, природное дарование. Политика – то дело, которое могло сполна поглотить самое важное, что было в Марате – его жажда славы, неутомимая энергия. «В свои 50 лет Марат уже получил от судьбы то, к чему стремился всю жизнь и что считал высшим смыслом существования, ибо сильнее всего на свете он желал славы. Любовь к ней, как признавал он сам, была его главной страстью»[8]. Марата воодушевляло то, как много безвестных прежде людей «низкого» происхождения смогли стать знаменитыми благодаря успехам в философии, науке и литературе. «На что не шел он, добиваясь признания: анонимно публиковал хвалебные отзывы о собственных «открытиях», клеветал на оппонентов и даже прибегал к откровенному жульничеству! Однажды, когда он публично доказывал, что резина якобы проводит электричество, его уличили в том, что он спрятал в ней металлическую иголку»[9]. Ущемленное самолюбие, болезненная реакция на любую критику, крепнущая год от года убежденность в том, что он окружен «тайными врагами», завидующими его таланту, и вместе с тем непоколебимая вера в собственную гениальность, в свое историческое призвание – невероятный сплав, из которого настоящее железо смогла выковать Французская революция. С бешеной энергией он бросился разрушать Старый порядок. Уже с 1789г. издававшаяся им газета «Друг народа» не имела себе равных в призывах к самым кровавым методам против «врагов свободы». Марат исходил из убеждения, что только народ, который не осознает своей задачи и возможностей, может спасти революцию, обновить свою страну. Марат считал, что его обязанность как Друга народа состояла в том, чтобы пробудить сознание людей и поднять их на борьбу против врагов революции. «Свобода не восторжествует пока не отрубят преступные головы двухсот тысяч этих злодеев»[10]. Люмпенизированная толпа, низменные инстинкты и устремления которой он изо дня в день будил своими произведениями, с готовностью откликались на его призывы. Ненавидимый и презираемый даже политическими союзниками, но боготворимый чернью всей Франции, Марат наконец-то был счастлив: он поймал-таки заветную птицу славы. Правда, она имела страшное обличье гарпии, с ног до головы обрызганной человеческой кровью, но все же это была настоящая, громкая слава, ибо имя Марата гремело на всю Европу)[11]. Когда взбунтовавшийся парижский плебс изгнал 2 июня 1793г. из Ковента жирондистов, Марат, уже изрядно постаревший, неизлечимо больной, получил власть.

Мария Анна-Шарлотта де Корде д’ Армон жила в нормандском городке Кан, который наводнили жирондисты после изгнания. Воспитанная на республиканских традициях античности и на идеалах Просвещения, она искренне сочувствовала Революции. События 2 июня повергли ее в ужас. Она увидела, как рушилась, не успев утвердиться, просвещенная республика, а ей на смену шло кровавое государство разнузданной толпы под предводительством честолюбивых демагогов, главным из которых был Марат[12].Шарлотта Корде зарезала Марата в собственной ванне 13 июля 1793г. Через 4 дня, 17 июля 1793 г., молодую девушку, облаченную в красное платье «отцеубийцы» казнили. Помощник палача показал зрителям отрубленную голову и, желая им угодить, нанес ей пощечину.[13] Ее имя было проклято всеми, а память о Марате стала пропагандой революции. Знаменитый район Парижа Монмартр был на время переименован в Мон-Марат. По мере отдаления от событий Французской революций происходило их переосмысление. Зарубежная историография взяла по отношению к Марату обличительный курс, подвергая его деятельность критике. Многие исследователи полагают (к примеру, А.З.Манфред), что Шарлотта Корде выполняла поручение жирондистов, ненавидящих Марата. А. В. Чудинов видит в самоотверженном поступке самостоятельный выбор девушки. Последствия же убийства оказались иными, чем те, на которые рассчитывала Шарлотта Корде. Смерть «Друга народа» стала предлогом для того, чтобы сделать террор государственной политикой. Юдифь не спасла свой народ, убив Олоферна. Такой была история жизни Марата.

Важно, что со времен написания своего политического произведения «Цепи рабства» взгляды Марата не подверглись изменениям, то есть ко времени взятия Бастилии, политическая концепция «Друга народа» уже была сформирована. В данном исследовании нет задачи освятить деятельность Марата времен Французской революции. Имя Марата-революционера навсегда записано на страницах истории, другое дело, что каждый раз оно пишется то черной, то белой краской, потому как равнодушным к Другу народа быть нельзя. Но каким был Марат-теоретик? Марат широко известен своими действиями, а не думами. Система социально-политических взглядов Марата является исследовательским полем данной работы, объектом же является идеал взаимоотношений между государством и обществом и внутри самого общества, по мнению автора «Цепей рабства». Таким образом, проблему данного исследования можно сформулировать через вопрос: какая общественно-политическая модель была для Марата идеалом? «Справедливость вышла из лона беззакония, и свобода родилась из угнетения»[14]- это цитата важна для понимания политического трактата «Цепей рабства». Марат полагает, что познание свободы и справедливости сплетены с познанием угнетения, беззакония. Добро познается через зло. Особенность работы Марата «Цепи рабства» состоит в том, что он почти не дает определения «добра», позитивных установок: свободного образа правления, справедливого общественного устройства, целей и задач вооруженного восстания. Марат концентрируется на характеристиках деспотизма, методах его поглощения всей государственной системы, порабощения народа, малодушии и пассивности народа, неизбежных рисках и опасностях вооруженного восстания, потому что именно в этом цель его труда – показать лоно беззакония, угнетения, чтобы пробудить в людях желание бороться за свою свободу. Цель исследования – понять какой общественно-политический строй, с точки зрения Марата, был наиболее справедливым. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач. Прежде всего, необходимо разобраться каким был общественный идеал для французского революционера, исследовав пороки деспотической власти, понять какая политическая система является наиболее справедливой, с точки зрения Марата, выяснить взгляда французского революционера касательно логики вооруженного восстания, необходимого для освобождения от цепей рабства. Хронологическими рамками исследования являются годы жизни Марата до начала Великой Французской революции 1743 – 1789 гг., потому как именно в этот период формируется Марат-теоретик, следующий же этап жизни 1789- 1793 гг. прославил уже Марата-революционера. Работа состоит из трех глав, каждая из которых выполняет задачу исследования политических, социальных и революционных идей Жан Поля Марата.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1259. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия