Источником исследования является политический трактат Жан Поля Марата «Цепи рабства», содержащим наиболее полную информацию о социально-политических взглядах автора. Существует два текста «Цепей рабства» - английский и французский. Оба варианта значительно отличаются друга от друга. В английском издании отсутствует ряд глав (нет первых пяти, нет глав «О внешних войнах», «О гражданских войнах» и т.д). Хотя основной текст идентичен, французское издание намного полнее английского. Нет сомнений в том, что первоначальный текст рукописи подвергался Маратом после революции переработке и многочисленным дополнениям (по объему английское издание составляет не больше 60% французского). Тем не менее, сравнение текстов показывает, что основные принципиальные положения книги были сформулированы Маратом еще в 1774 г. В данном исследовании используется французский текст «Цепей рабства», переведенный на русский язык и опубликованный в 1956 г. издательством Академии наук СССР[15]. О причинах написания «Цепей рабства» Марат писал в предисловии к французскому изданию: «Я рано научился ценить права человека и никогда не упускал возможности быть их защитником. Гражданин мира, в то время, когда французы не имели еще отечества, дорожа свободой, апостолом которой, а иногда и мучеником я всегда был, я содрогался, опасаясь того, что она будет изгнана на всем земном шаре, и ревностно стремясь содействовать ее триумфу на острове, который казался ее последним убежищем, я решил посвятить ей все мое время. Приближался конец полномочий парламента, опозорившего себя продажностью, приближался момент новых выборов, на них сосредоточились все мои надежды… Нужно было пробудить англичан от спячки, обрисовать им неоценимые преимущества свободы, страшные бедствия деспотизма…, одним словом, наполнить их души священным огнем, пожиравшим меня. Такова была цель моей работы»[16]. Английское издание датируется 1774г. Не подлежит сомнению, что, спешно работая, чтобы подготовить и издать это сочинение к началу избирательной кампании в Англии, Марат рассчитывал оказать своей книгой посильное влияние на исход развернувшейся в связи с выборами политической борьбы.. О связи Марата с английским демократическим движением в 70-х годах XVIII века говорит тот факт, что одним из трех книгопродавцов, фамилии которых были обозначены на обложке «Цепей рабства», был Томас Пейн, известный деятель демократического движения в Англии и Соединенных Штатах, а также сохранившееся в Британском музее письмо Марата (?) к Джону Уилксу после выхода книги[17]. Известный факт, что Марат считал, что его работа произвело фурор.«Марат рассказывает, что он ожидал своего ареста после издания его работы «Цепи рабства» в Англии и на всякий случай припрятал под изголовьем оружие, чтобы не дать агентам правительства взять у него бумаги, но правительство, как он пишет, видно знало, с кем имеет дело, и не решилось применить к нему насилие»[18]. С самого начала Французской революции Марат стремился переиздать свою книгу. Накануне свержения монархии 10 августа 1792 г. он приготовил для нее введение («Notice»). В газете Марата «Journal de la Republique francaise» в № 154 появляется сообщение, что книга сегодня выходит, а в № 164 от 9 апреля 1793 г. напечатано уведомление о выходе ее в свет. Библиограф Марата Шевремон датирует выпуск французского издания на основании выпуска газеты № 154 от 28 марта 1793г. [19] В «Notice» Марат указывает, что свою работу он писал с лихорадочной быстротой, в течение трех месяцев работая по двадцати одному часу в день. Использованные Маратом источники широки. Он прибегает к сочинения древних авторов – Геродота, Тита Ливия, Цицерона, Цезаря, Плутарха, Дионисия Галикарнасского, Светония, Плиния, Тацита. Марат приводит выдержки из работ наиболее крупных политических мыслителей XVI-XVIII вв. в том числе Маккиавели, Гоббса, Гуго Гроция, Бодена и др. С особым внимание Марат относился к авторам – противникам «деспотизма», прежде всего к Тациту, которого он ставил очень высоко, как одного из самых великих врагов «тирании», к итальянскому историку Джианноне, врагу папства, погибшему в тюрьме. Остается бесспорным тот факт, что «Цепи рабства» по своему идейному содержанию, по самому характеру выходило за узкие рамки агитационно-пропагандистского документа в избирательной кампании 1774г Марат ставит в своей работе ряд основных вопросов политической теории. Центральная проблема «Цепей рабства» - деспотизм. Автор ставит себе целью показать, как возникает деспотизм, при помощи каких средств укрепляет деспот свою власть над народом, каковы возможные пути борьбы народов за свою свободу. Изданная в 1774 книга «Цепи рабства» предназначалась для английских читателей и потому Марат очень широко использовал в ней английский материал. Тем не менее книга является документом большого значения для истории французской политической мысли. Дело не только в том, что Марат француз по рождению и воспитанию: его первая политическая работа дает нам представление об очень существенном оттенке в политических настроениях французского общества в середине XVIII века.[20]