Иногда крайности бывают необходимы
Одна из проблем Церкви, которую мне довелось наблюдать на протяжении многих лет, состоит в том, что люди, придерживающиеся разных взглядов по определенным духовным вопросам, часто начинают враждовать друг с другом, защищая свои позиции. Я был свидетелем этого во времена пробуждения исцеления (1947 — 1958 годы). Перед тем как это пробуждение угасло, крайности и заблуждения разрушили служения и жизни нескольких талантливых и успешных проповедников. Импульс того великого пробуждения был остановлен, когда огромное число людей было разочаровано и уязвлено крайностями в учении некоторых лидеров. Когда пробуждение исцеления только зарождалось, Дональд Джи опубликовал статью в «Голосе Исцеления» с призывом к разумности и ответственности. Статья называлась «Иногда крайности бывают необходимы». Я хочу привести ее здесь целиком. «Одним из парадоксов истинного пятидесятнического свидетельства является его акцент на необходимости поддержания баланса в учении и методах, соединенный с дополнительным свидетельством, часто уклоняющимся в крайности. Учение Павла о духовных дарах призывает к балансу и разумности: «Буду петь духом, буду петь и умом»; нам нужно стараться не выглядеть сумасшедшими в глазах людей; "...Говорите двое, или много трое"; "Бог не есть Бог неустройства, но мира"; "...Только все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14: 15, 23, 27, 33, 40). Но в той же самой главе он яростно защищает говорение на языках, утверждая, что говорит на них больше всех. При этом он неистово высказывается за учение, говоря, что лучше сказать пять слов на понятном языке, чем тысячу слов на непонятном; а после он добавляет: "Ибо все один за другим можете пророчествовать" (1 Кор. 14:18, 19, 31). Многие из нас являются убежденными экстремистами. Если мы вдруг находим какую-нибудь истину, то быстро доводим ее до крайности, а наша настойчивость при этом вызывает среди людей обиды, суету и заблуждения. Если мы отыскиваем успешный метод в служении, то развиваем его до такой степени, что это доводит людей до тошноты и изнеможения. Мы теряем способность приносить плод из-за нашего неумения придерживаться баланса. В конце концов люди перестают доверять нам, наша несдержанность огорчает Святой Дух, а мы сами оказываемся среди отвергнутых и никчемных служителей. Но все же большинство из нас подвергают себя риску лишиться Божьей силы, стараясь монотонно продвигаться по наезженной дороге, никогда не рискуя. В наших проповедях не хватает огня, потому что мы стараемся одновременно представить обе стороны учения, а наши методы становятся неэффективными, потому что мы слишком сильно держимся за свой авторитет и традиции. Мы можем, если захотим, гордиться нашими успехами в деле избежания крайностей, но ценой этого часто становится отсутствие всякого движения. Мы не оказываем никакого влияния на общество. Если мир никогда не обвинял нас в безумии, то он и не говорил, что Бог обитает среди нас. Скорее всего, он даже не подозревает о нашем существовании! Мы можем вполне справедливо говорить о важности баланса; мы правильно утверждаем, что путь истины не лежит через крайности; мы обоснованно указываем на то, что экстремизм является убийственным и для людей, и для движений. Но нам просто необходимо осознать, что ни одно пробуждение не начиналось без того, чтобы кто-то не впадал в крайность. Страстное ходатайство, как и настойчивое пребывание в постах, является позитивной крайностью. То же самое можно сказать о вдохновенной проповеди, заставляющей трепетать грешников, о евангелистах и миссионерах, которые постоянно путешествуют, совершенно забывая о себе. Нам стоит вспомнить о родственниках нашего Господа, подумавших однажды, что Он сошел с ума (см. Мар. 3:21); и Его собственные слова, произнесенные в момент, когда Он опрокидывал столы менял в храме: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан. 2:17). День Пятидесятницы совершенно вывел учеников из состояния эмоционального баланса — они выглядели как пьяные... Тридцать лет спустя римский прокуратор обвинил Павла в безумии. Обвинение было вежливо и подобающим образом отвергнуто, но давайте вспомним, что Фест не был глуп. Павел сам сказал, что выходил из себя (см. 2 Кор. 5:13), а в высшей степени разумность его учения и взглядов пришла с Неба. Экстремизм просто необходим, чтобы привести все в движение... Чудеса исцеления происходят, когда вера отвергает все доводы логики и не замечает никаких аргументов, основанных на "сбалансированном" учении. На самом деле в каждом чуде присутствует неординарность. Где же тогда пролегает путь пятидесятнической истины, который допускает и позитивный экстремизм, и равновесие? Я могу лишь повторить: нам необходим экстремизм, чтобы привести все в движение, но нам нужен уравновешенный учитель, чтобы сохранить это движение в правильном направлении. Нам нужен экстремизм, чтобы могли происходить чудеса исцеления, но нам нужна сбалансированная разумность, чтобы сохранить здоровье. Нам нужен экстремальный запал, чтобы начать движение, но нам нужен отказ от экстремизма, чтобы сохранить его от саморазрушения. Только мудрость, приходящая свыше, может дать нам совершенный синтез. Нужно быть пятидесятническим гением, чтобы знать, когда и где страдающее крайностью учение или метод можно выправить; а с другой стороны, где широкую колею истины можно сузить до крайности, чтобы сохранить силу и движение. Такого рода гении являются посланными Богом лидерами, появляющимися во времена пробуждения».
|