Происхождение вымысла народной сказки.
Отличить волшебную сказку от других видов сказок достаточно легко. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудес. Чудесный вымысел лежит в основе этого вида сказок. Каково происхождение этого вымысла? «Мифотворчество в основе своей реалистично», - говорил А.М.Горький. Волшебный вымысел вобрал в себя древние обрядово – магические представления и понятия. Путём сопоставления сказочных ситуаций учёным удалось установить их сходство и повторяемость. Наиболее системно сходство сюжетных ситуаций, ходов, действий раскрыто в работах В.Я.Проппа «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки «. По убеждению первобытного человека, в поле, в лесу, на водах и в жилище - всюду и постоянно он сталкивался с враждебной себе силой, ищущей случая послать неудачу, болезнь, несчастье, пожары, разорение. Люди стремились уйти из под власти мстительной и жестокой силы, оставив свою жизнь и быт сложнейшей системой запретов – так называемых табу (полинезийское слово «нельзя») Запрещения накладывались на отдельные действия человека, на прикосновения его к отдельным предметам и пр. Нарушение запрета влекло за собой, по мнению первобытных людей, опасные последствия: человек лишался защиты, становился жертвой внешнего мира.. Эти представления и понятия людей породили многочисленные рассказы о том, как человек нарушает какой – либо из бытовых запретов и попадает под власть враждебных сил. В.Я.Пропп пишет: «Самый воздух вокруг них насыщен тысячью неведомых опасностей и бед». Многие эпизоды волшебных сказок традиционно восходят к мифическим представлениям о злой силе стихии, избежать которые можно лишь соблюдая известные запреты: не оставлять дома, не покидать убежище, не вкушать определённого питья, не касаться определённой пищи и т.д. Например, в сказке «Иван – царевич и серый волк» рассказывается о том, как герой нарушил запрет волка: «дотронулся царевич до клетки: «пошёл звук» - зазвенели струны, забили барабаны. Вскочила стража, схватила Ивана». В сказке «Гуси – лебеди» девочка нарушает запрет родителей, и случилась беда – унесли братца гуси – лебеди к бабе – яге. Люди придумали множество правил и магических действий, наделили силой оберегов множество предметов. Память об обрядовом действии и магических способах самозащиты сохранилась в сказках. В сказочных эпизодах избавления от злых сил по существу шла речь как посредством магических действий и предметов отвадить от себя беду. Брошенный через плечо гребешок вырастал в густой лес, полотенце расстилалось рекой и спасало от погони. Эти разнообразные мотивы в волшебных сказках основаны на обрядово – магических действиях и вере в спасительную силу разных предметов – оберегов. Подобных сюжетных узлов, героически восходящих к древнейшим эпохам, в волшебных сказках много. Наблюдая за природой, за тем. Как сменяются времена года, как деревья теряют листву, а затем снова возрождаются к жизни, люди думали, что ничто в мире не умирает, не исчезает бесследно. Не умирают и люди, они лишь переходят жить в иной потусторонний мир, и. попадая в этот мир, они приобретают магическую силу, они могут оказать помощь своим потомкам. Если попасть в тот, иной мир, считали люли и заручиться поддержкой предков, живущих там, то можно справиться с любой бедой. Простейшая схема предшественницы волшебной сказки содержала в себе в качестве обязательных такие звенья: исходная ситуация – существование запрета, нарушение запрета, следствие нарушения запрета – беда, уход из дома в» иной мир». Испытание, овладение магией, возвращение в реальный мир и победа над злом с помощью магии. В.Я,Пропп считает, что основой, предшественницей волшебной сказки является обряд инициации – обряд посвящения мальчика в мужчину. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. Суть этого обряда сводилась к тому, чтобы юноша заручился поддержкой предков, получил от них магическую силу, чтобы ему подвластна стала природа. Для этого он должен был побывать в потустороннем мире у предков. Но человек не может умереть на время, а потом вернуться к жизни. Поэтому в обряде имитировалась временная смерть – путешествие в царство мёртвых. В это время люди часто погибали во время охоты, поэтому и один из способов приобщения к потустороннему миру состоял в том, что разыгрывалось поглощение человека животным, но не настоящим, ведь тогда человек не смог бы вернуться к жизни. Животное, его чрево, имитировалось, т.е. строилось специальное сооружение, напоминающее животное, и в этом помещении происходил обряд. Обряд был окружён тайной, проводился в лесу специальными людьми. Обычные члены племени не только не допускались к месту обряда, но даже не должны были знать, что там происходит. Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Женщины в лес не допускались. Но проводили обряд обычно женщины, представительницы того племени, из которого юноша брал себе жену. Испытания, которыми подвергались юноши были очень жестокими: им могли залепить глаза глиной и оставить наедине с диким зверем; это могло быть членовредительство, когда отрубали палец, выбивали зуб и т.д. Если юноша выдерживал это испытание, он возвращался в племя и мог жениться. Каждая из волшебных сказок позднего времени тяготеет к структуре обряда, как к своей первоначальной повествовательной основе. Русский фольклор не мог сохранить в неприкосновенности древнейшие рассказы этой далёкой поры. Под воздействием исторических обстоятельств обрядово – магические повествования отошли от своих магических форм. Но народная сказка сохранила сюжеты, которые, хотя и изменились, приобрели новый смысл, однако изначальным своим происхождением обязаны древнейшим эпохам в развитии фольклора.
|