Социальный конфликт в волшебных сказках.
Период разложения первобытно – общинного строя характеризуется появлением частной собственности, что послужило причиной утверждения власти старшего, ликвидации материального и духовного равенства. Процесс распада рода изображается в сказке в виде семейной распри. Сказка рассказывает о вражде братьев между собой из – за права наследования, вражде мачехи и падчерицы, о зависти сестёр к брату, о коварстве жены, вероломстве сестры и т.д. Жертвами несправедливости, обездоленности становятся младшие члены семьи: младший брат, падчерица, пасынок, бедняк. Социально – бытовые мотивы определили новое направление сказки, «очеловечили» её. Форма сказки с чётким распределением на два пространства, с чётко обозначенной идеей добра и зла, человеческого начала и грубой бездуховной силы, стала формой выражения принципиально нового конфликта. Освоение старой формы шло под знаком новой ведущей тенденции – идеализации социально – обездоленного, что связано с появлением нового героя, наделённого «низкими» чертами, которые в финале превращаются в «высокие». Ведущие мотивы: - мотив младшего брата. Встречается в сказках народов всего мира. За темой младшего брата закрепился стабильный круг мотивов: несправедливый раздел имущества, победа младшего в соревновании, вероломство и зависть старших. («Сивко – бурко», Свинка – золотая щетинка»). В этих сказках утверждается «высокое «начало через «низкое».Классический тип конфликта в сказках о младшем брате – предательство старших. Иван – царевич противопоставляется братьям по двум линиям. Он смел, готов на подвиг – братья прячутся за его спиной; он благороден, братья – коварны - сказки о младшей дочери и невинно - гонимой падчерице. В основе конфликта сказок – зависть старших сестёр. Главный мотив сказок о младшей дочери – брак с чудесным зверем. Сказки о мачехе и падчерице также близки к этому циклу. Они развивают конфликты, возникшие на почве родственных отношений. Падчерице помогают духи материнского рода. Результат этой помощи – замужество сироты, наказание злой мачехи.. Идеализация героини вытекает из её обездоленности.. В более поздних записях можно отметить перемещение конфликта из семейной сферы в общественную с социальной конкретизацией понятий «младший «и «старший». «Младший брат» - бедняк крестьянин, солдат, обобщённый тип народного героя. «Старший брат» - богатый помещик, барин.
|