Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ





(ЛЕКЦИЯ)

- Происхождение сказок о животных.

- Темы, идеи, образы сказок.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их прежде всего в особенностях фантастического вымысла. В сказках о животных нашло отражение наивного отношения первобытных людей к живой природе: зверь разумен, владеет речью. Представление людей, приписывающих зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы. При раннеродовом строе, почти повсеместно, была распространена своеобразная вера в родственные связи между группой людей и каким – либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Каждый член родового коллектива проявлял почтение к своему тотему путём воздержания от нанесения ему вреда. Считалось, что тотем покровительствует роду. Вера в тотем повлекла за собой появление разного рода магических обрядов, которые у многих народов с течением времени превратились в культ животного. Тотемизм явился своеобразной формой религиозного сознания, связи человека с природой и зависимости от неё. Вместе с тем, в тотемизме и особенно в обрядах, связанных верой в тотем, сказалось желание найти защиту против опасностей, которые предостерегали человека на каждом шагу. Когда эти воззрения на мир животных уступили место другим формам религиозного сознания, уцелели лишь отдельные характерные суеверия. Которые свидетельствовали о прежней, широко распространённой вере в разум животных, их сознательные поступки и те родственные отношения, которые, по мысли первобытных людей, искони существовали между людьми и зверями.

Итак, появлению собственно сказок о животных предшествовал рассказ, непосредственно связанный с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие герои сказок о животных.Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных разумелись животные и никто иной. Существование тотемных понятий и представлений обязывали наделять животных чертами мифических существ, звери были окружены почитанием. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово – магические и мифические понятия и представления. Это ещё не было искусством в прямом и точном смысле слова. Рассказы мифического характера отличались узко практическим, жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями, учили как относиться к зверям. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на них основывались сказки о животных.

Изменялась жизнь. Произошли изменения в воззрениях людей на природу и общество. То, что некогда составляло предмет почитания, с течением времени было подвергнуто осуждению. От прежних рассказов и преданий новые повествования восприняли их персонажей, но дали им прямо противоположную оценку. Разоблачение бывших кумиров сопровождалось нарочито ироническим изображением смешных сторон животного. В сказках о животных они олицетворяли собой реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу, осуждались им.

Народ превратил сказку в сатирическое произведение.

Излюбленным героем русских сказочных историй стала лиса. Лисица в сказках всегда верна себе. Она изворотлива и лжива, мстительна и злопамятна. Глубоко прав Гегель сказавший, что…» в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеётся над ним. В сказках волк беспредельно глуп. Он насильник, убийца, жаждет крови. Губит, отнимает.

В многочисленных сказках выведен медведь. Человеческий тип, выведенный в медведе, отчасти сходен с образом волка, но медведь рангом выше. Часто он добродушен. Иногда невежественен.

Из домашних животных и птиц положительными героями выступают кот и петух. Кот бескорыстен в дружбе и трижды спасает петуха. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному. Однако положительность его весьма условна. Петух часто глуп и тщеславен.

Два фактора влияли на поэтический стиль сказок о животных: связь с древними поверьями о животных и воздействие социальной иносказательности.

То, что сказкам о животных исторически предшествовали предания и рассказы о животных, привело к верному и точному воспроизведению в них существенных повадок зверей, даже после того, как действия животных стали восприниматься как людские действия. Иносказательность в сказках напоминает басенные аллегории.Каждая из сказок воссоздаёт богатые подробностями бытовые истории. Речь зверей, внутренние мотивы их поступков, действия, самая житейская обстановка – всё свидетельствует об обыденном и привычном. Сказочные герои живут жизнью крестьян.

Сюжет сказок о животных несложен. Событий в них мало. Чаще всего разрабатывается мотив встречи: лиса встречает волка, человек встречается с медведем и т.д. В композиционном плане можно различать сказки одноэпизодные, многоэпизодные или построенные по принципу цепочки, с повторением эпизодов – кумулятивные. Наиболее распространённая форма сказок о животных – повествовательно – диалогическая. При хорошем исполнении она воспринимается как драматическое действие.

Дидактический, назидательный план всегда ясен. В конце сказки всегда подводится итог, выраженный или пословицей, или обобщающей фразой: «Как аукнется, так и откликнется «.

Сказки о животных – народная педагогическая энциклопедия, наглядная и образная, достигающая цели без назойливой морализации.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 3785. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия