Студопедия — Слышу, вижу, чувствую
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слышу, вижу, чувствую

При выборе тем занятий тренингов для старшеклассников и студентов, независимо от цели тренинга (профессиональная ориентация, навыки здорового образа жизни, адаптация к новым условиям и др.), важное место занимает развитие их самосознания участников. Разбирая понятия «я и другие», «какой я», мы предложили участникам занятий проанализировать особенности восприятия ими информации. Иными словами, темой занятия, предлагаемого читателям, стали модальности.

В качестве оборудования были использованы два изображения - пейзаж (достаточно крупный, чтобы было видно с последних парт), с большим количеством деталей и открытка с изображением собаки и котенка, писчая бумага, ручки, таблички с надписью «слепой», «глухой», «немой» или атрибутами для игры (черные очки, наушники, марлевая повязка.

Ход занятия. После приветствия участникам было предложено описать представленный им пейзаж. После того, как задание было выполнено, последовала мини-лекция о том, что такое модальности, каковы их основные виды: визуальная, аудиальная и кинестетическая (мышечные ощущения, запаха и вкус).

Понятие «модальность» (от лат. modus вид и способ) или, в нашем случае, канал восприятия информации, в психологии означает принадлежность к определенной сенсорной системе. Например, одна и та же информация, предъявленная как изображение или звуковой сигнал, имеет, соответственно, разные модальности. В данном случае: визуальную или аудиальную.

В нейролингвистическом программировании термин «репрезентативные системы», описывающий сенсорную систему обработки информации.

У каждого человека может быть одна доминирующая модальность, а может и не одна. Некоторые специалисты утверждают, что с помощью одного только знания о ведущей модальности другого человека поможет решить некоторые проблемы. Например, проанализировав семейный конфликт из-за бытовых проблем, может выявиться, что у мужа и жены разные модальности восприятия окружающего мира. Так, к примеру, жена – визуал любит, когда чистая посуда расставлена по определенному порядку, а мужа – кинестетика волнует удобство расположенных вещей.

Проще всего определить ведущую модальность по разговору. Каждой модальности соответствуют определенные слова (предикаты).

Например, к визуальным относятся такие слова и выражения: смотреть, воображение, прозрение, слепой, иллюзия, обзор, я вижу, что вы имеете в виду, он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, будущее выглядит светлым, приятное зрелище; к аудиальным: говорить, акцентировать, слышать, звенеть, замолчать, тихий, на той же длине волны, звонить в колокол, держать язык за зубами, манера говорить громко и отчетливо; к кинестетическим: хватать, вручать, жесткий, зажимать, задержаться на секунду, я своей печенкой чувствую это, человек с холодным сердцем, чуять недоброе, горькая пилюля, вкус к хорошей жизни.

После приведения нескольких примеров, провести упражнение «Аукцион идей». Для этого требуется разделить класс на две команды. Одна команда будет «Визуалы», другая – «Аудиалы». Задача состоит в том, чтобы в течение нескольких минут по очереди называть крылатые выражения, фразеологизмы, строчки из известных песен и других произведений. Та команда, которая последней назовет свой вариант и будет победительницей.

Далее, приглашаются желающие, для чтения ранее написанных рассказов по пейзажу и слушатели отслеживают использованные автором предикаты.

Для более точного определения ведущей репрезентативной системы проводиться диагностика. Можно использовать разные методики и тесты. Мы предлагаем два теста. Первый из арсенала НЛП [2]. Заранее готовится несколько наборов букв и цифр по 15 символов в каждом наборе. Первый набор используется с инструкцией: «Сейчас вам будут показаны 15 символов – букв и цифр. Ваша задача в течение 20 секунд смотреть и запоминать. По истечению времени вы должны написать все что запомнили. Соблюдать порядок необязательно». Второй набор используется с инструкцией: «Сейчас вам будут зачитаны 15 символов – букв и цифр. Ваша задача внимательно слушать и запоминать. По окончанию вы должны написать все что запомнили. Соблюдать порядок необязательно». Для третьего опыта требуется разделить группу на пары и каждому участнику раздается набор с символами (важно, чтобы в паре наборы были разными). Участники по очереди рисуют на спине друг у друга символы с интервалом не менее 2 секунд и после того, как все символы прописаны, пишут на бумаге все, что запомнили. Далее проводиться проверка всех опытов.

Второй тест из книги Владера М.Ю. [1].

Инструкция: Внимательно выслушав зачитанное мною утверждение, ваша задача – согласиться с ним или не согласится. На листочках записываете номер вопроса и свой ответ, — если согласен «+», не согласен «-».

Вопросы:

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно.

4. Люблю подолгу понежиться в ванне.

5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени уделяю своему внешнему виду.

9. Мне нравиться заниматься физическим трудом.

10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался.

12. Увидев вещь в витрине магазина, сразу понимаю, что мне в ней будет хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Люблю разговаривать по телефону.

16. Я склонен к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому.

18. После плохо проведенного дня я долго не могу расслабиться.

19. Мне нравиться фотографировать.

20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели.

21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов. Ведь они украшают нашу жизнь.

22. Мне нравиться приминать контрастный душ (то холодный, то горячий).

23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После долгой поездки на машине также долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса может многое сказать мне о человеке.

27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука, я не могу заснуть.

30. Мне трудно подобрать удобную обувь.

31. Люблю смотреть художественные фильмы.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю двигаться — танцевать, бегать, заниматься гимнастикой

36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть

37. Слушая музыку, отличаю «стерео» звук от «моно» звучания.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой

39. Не люблю осматривать памятники.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения.

43. Люблю ходить на концерты

44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке

45. Охотно посещаю музеи и выставки

46. Поспорить — это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме я не могу сосредоточиться.

 

Тип «А» - «Видеть» (зрение) 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип «В» - «Ощущение» (осязание) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип «С» - «Слышать» (слух) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

 

Тип восприятия, набравший большую сумму баллов, и является ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у человека сложный тип восприятия, когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.

После того, как участники занятия получили данные по двум тестам и описанию картины, обсуждаются полученные результаты.

После обсуждения, говорится о том, как важно уметь не только диагностировать модальности других людей, а еще уметь «говорить» на чужом языке. Для отработки навыка дается задание описать новую картину, но уже с заданными для каждого участника модальностями. По завершению зачитываются несколько вариантов и проводится обсуждение: «кому было сложно сочинять не на «своем языке».

Вот пример, который получился у наших участников, описывая пейзаж.

 

На лужайке рядом с храмом,

У пруда передним планом,

Солнцем дерево блестит,

Словно рыбь в глазах горит.

 

И красоты той поры,

И пейзаж переданы.

Зелень, травы, солнца свет,

Уж давно забыт рассвет.

 

Красота передана,

И картина столь чудна.

Яркий свет играет в ней.

И на сердце чуть теплей. (Белова Ксения, 28.09.10)

 

Очень яркие описания получились у тех, кто описывал открытку, изображающею собаку и лежащего у нее на голове котенка. При описании данной открытки учащимся задавался тип восприятия.

В визуальной системе. «На фотографии изображен котенок, спящий на голове у собаки. Собака смотрит прямо в объектив фотоаппарата, и видно, как она напряжена. Вместе с тем, внимательно глядя на эту картину, понимаешь, что этот милый сюжет – всего лишь фотомонтаж».

В аудиальной системе. «Тихое урчание. Можно услышать мысли благородного пса: «Неслыханная наглость! Урчать мне прямо в ухо! Но… он такой доверчивый. Может это покажется кому-то удивительным, но я сейчас с ним на одной волне. Слушаю его и мне нечего добавить. Можно и с котами жить в гармонии». Такое доверие и такая ответственность!»

В кинестетической системе. «Уткнувшись в мягкую шерсть Макса, я прикрыл глаза, чтобы яркий солнечный свет не слепил меня, и стал погружаться в сон. Только прерывистое дыхание моего друга, которое я ощущал всем телом, не давали мне забыть о том, что мы на улице и Макс начеку. Было прохладно, и я слегка дрожал. Легкий ветерок доносил до меня острый, пряный запах колбасы из ближайшего магазина. Я замечтался и уснул».

 

 

В завершении проводится упражнение – игра, направленная на отработку полученных знаний. В нашем случае это была известная игра «Слепой, глухой, немой» [3].

Для его выполнения приглашаются три добровольца, которые получают роли «глухой», «слепой», «немой». Для того чтобы участники не забывали о своей «глухоте» или «слепоте», и помнили «амплуа» партнеров, «название» роли пишется на бумаге, которая прикрепляется на грудь или повязывается в виде полосы на голову. Можно снабдить участников необходимым реквизитом в виде черных очков, наушников, марлевых повязок.

Участникам дается задание договориться о встрече в каком-либо месте в определенное время. После выполнения упражнение необходимо провести обсуждение со всеми участниками группы тех трудностей, которые возникли у добровольцев и вариантов их преодоления. Далее модификация данного упражнения предлагается для выполнения другим добровольцам. Варианты: договориться о покраске забора в определенный цвет, о покупке чего-либо в магазине, о выборе подарка кому-либо на день рождения. Участники могут сами предложить сюжеты для данного упражнения.

После завершения данного упражнения проводится рефлексия, целью которой является обсуждение полученных знаний и опыта. Желающие могут высказаться о том, что было наиболее интересно и важно для них.

Литература:

1. Владер М.Ю. Авторская экспериментальная программа «Психология». /10-11 классы. – СПб.: ТОО Фирма «Икар», 1999. – 108 с. Стр.31-33

2. Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 320 с.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.: Смысл: Academia, 1996. – 192с.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документы ФСФР/ФКЦБ РФ | Базова література

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1777. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия