В любом учебнике по биологии описан процесс отработки условного рефлекса. Сначала животное воспринимает некий сигнал (условный раздражитель), оказывающий воздействие на его органы чувств. Затем животное должно увидеть стимул, то есть безусловный раздражитель, который вынуждает выполнять какое–то требуемое действие. В заключение рефлекс должен закрепиться с помощью положительных эмоций, которые всегда возникают как результат прекращения неприятного воздействия раздражителя. Яркий тому пример – получение пищи.
ДРЕССИРОВКА ОСНОВАНА НА ВЫРАБОТКЕ РЕФЛЕКСОВ У СОБАКИ
Подобная последовательность соблюдается при обучении собаки. Сначала щенку дается команда (условный раздражитель), потом должно быть воздействие, которое заставит щенка выполнить нужное действие, и сразу же должно последовать поощрение, закрепляющее рефлекс.
В любом случае не следует без нужды произносить команду слишком громко или с угрожающей интонацией. Обычно бывает достаточно повелительного тона.
Итак, условным раздражителем, иначе говоря, побуждением к тому или иному действию, является команда, чаще всего голосовая. Ее характеристики: краткость, звучность, чтобы ее можно было произносить и вполголоса, крикнуть, когда собака находится на большом расстоянии.
Нельзя использовать вместо привычной команды ее «синонимы» («Сидеть!», «Сядь!» или «Ко мне!», «Иди сюда!»). Собака воспринимает эти слова как совершенно разные сигналы, нужно это учитывать и не отступать от принятых правил, иначе можно долго не добиться от тренировок необходимого результата.
Когда речь идет об охотничьих собаках, они должны уметь распознавать и выполнять команды, которые подаются не только голосом, но и свистом, иногда даже жестом руки. Но в ходе дрессировки эти сигналы считаются вторичными, сначала лабрадор должен научиться выполнять словесные команды.
На начальных этапах нужно приучить щенка подчиняться командам непосредственно возле дрессировщика. Затем некоторые из команд собака должна научиться выполнять и на расстоянии. Для этого придется приложить определенные усилия и проявить настойчивость.
Команды могут звучать на любом языке, главное – они должны быть звучными. Предпочтительны также команды, непонятные для окружающих, так как иногда посторонние люди произносят такие же слова, какие дрессировщик использует для команд.
Сразу за командой (сигналом) при обучении обязательно должно последовать принуждение к необходимому действию. Каким будет это действие, во многом зависит от квалификации дрессировщика, особенностей каждой конкретной собаки и специфики приема, который отрабатывается в данный момент. Наиболее распространенным воздействием является механическое: щенок укладывается или усаживается руками, а для отработки команды «Ко мне!» применяется длинный поводок. Иногда приходится причинять питомцу неудобства и даже болевые ощущения при таких тренировках, если рывок поводка слишком резкий или используется строгий ошейник. Нужно помнить, что нельзя чрезмерно мучить животное. Лабрадор должен понимать: это не наказание за провинность, а просто некоторый дискомфорт, избежать которого можно, выполняя то, чего хочет дрессировщик.
Не нужно вызывать у собаки страх, а если он все-таки появился, постараться снять его лаской или еще каким-либо поощрением сразу после того, как требуемое действие выполнено. На этом основан один из методов дрессировки, называемый контрастным.
Эффективность обучения значительно повышается, когда щенок выполняет команду как будто сам по себе, без видимого принуждения. Это происходит, когда он хочет дотянуться до вкусного кусочка, или думает, что с ним играют, и старается опередить дрессировщика после сделанного им жеста или другого сигнала. Щенок также может успешно перенимать прием у других собак, если отработка приема происходит с ними.
Для эффективного обучения дрессировщик должен хорошо знать природные способности и особенности лабрадора–ретривера, использовать стремление собаки играть и охотиться в выполнении требуемых действий. Чтобы у лабрадора установился контакт с воспитателем, нужно уметь использовать инстинкт стайности, сохранившийся у подавляющего большинства современных пород собак, как и охотничий инстинкт.
Закрепить выработанный рефлекс нужно поощрением, от которого щенок может легко забыть о дискомфорте, болевых ощущениях, если они были. Также поощрение служит укреплению контакта животного с дрессировщиком. Щенок, которого поощряют, испытывает заинтересованность в дальнейшем обучении и воспитании.
В качестве поощрения можно удовлетворять различный природный потребности лабрадора, проводить с ним внеплановым прогулки и играть.
Правильное использование поощрения обеспечит успешные занятия с питомцем. Не следует злоупотреблять ласками, так как это может плохо повлиять на дисциплину в ходе занятий.
Широко используется в качестве поощрения вкусный кусочек любимой еды. Это вполне допустимо, но только не нужно забывать и о том, что существует множество других способов награждать собаку за правильное поведение. Лакомый кусочек может представлять интерес для проголодавшегося лабрадора, а животному необходимо также и внимание, и ласка, особенно если собака отличается общительностью. Животные очень чутко реагируют на интонации в голосе, прикосновения рук, это не менее важно при обучении. Щенок должен получать такой контакт с самого начала общения с хозяином и дрессировщиком.
Поощрение – это не просто одобрение после выполнения требуемого действия. Собаку нужно поддерживать и тогда, когда ее наказали или исправили ее ошибку. Это позволит сохранять хорошие отношения дрессировщика и воспитанника. Нельзя долго выказывать свое недовольство упрямым лабрадором, потому что спустя какое–то время собака уже не помнит свой проступок, а лишь видит сердитого хозяина и усваивает, что с таким хозяином непросто будет жить.
Дикая жизнь в стае тоже предполагает некое обучение, в которое входит знакомство с правилами стайного существования, добывания пищи и борьбы с опасностями. Поэтому можно сказать, что потребность в обучении заложена в собаке на генетическом уровне и должна поощряться. Не надо лишать питомца возможности учиться.
Некоторые команды и манипуляции, например измерение температуры тела или прививка, или взятие на поводок, или приказ «На место!», могут лабрадору не нравиться или в данный момент он может не хотеть их выполнять. Но если у собаки сохраняется заинтересованность в обучении и общении, даже в таких случаях она будет беспрекословно подчиняться, потому что за это ее хвалят, ласкают, угощают, ведут на интересную прогулку.
Допускается ударить хворостиной или хлыстом, но нельзя делать это поводком или рукой. Рука всегда должна означать для животного доверие и ласку, а поводок -прогулку.
За непослушание щенка частенько приходится наказывать. Отношения в собачьей стае предполагают и такие меры воздействия, поскольку стая невозможна без строгой иерархии и нерушимой дисциплины. Поэтому собака вполне способна понять и принять наказание, если оно следует сразу за провинностью и не является чрезмерным или длительным.
В качестве взысканий можно использовать рывок поводка, угрожающую интонацию или удар хлыстом.
Здесь все зависит от степени вины лабрадора, его характера. Собака должна почувствовать силу наказания и понять, за что оно последовало.
Угрожающая интонация может быть воспринята просто как знак внимания. Тогда для того, чтобы она произвела нужный эффект, ее подкрепляют ударом.
Не рекомендуется использовать для удара плеть, поскольку она неудобна, требует широкого размаха, а это может вызвать у лабрадора страх и недоверие к дрессировщику, тогда как движение кисти руки с хлыстом для собаки – заслуженное наказание, а не агрессия.
Некоторые собаки испытывают страх при виде поднятой руки, поэтому нельзя грозить лабрадору. Иначе можно добиться того, что он будет бояться каждый раз, когда увидит поднятую руку.
Ударить собаку можно лишь в такой ситуации, когда пес явно намерен укусить. Это позволяет дрессировщику самому решать, применять в данном случае силу или принять какие–либо другие меры. После того как инцидент можно считать исчерпанным, лабрадора нужно успокоить и похвалить.
Бытует мнение, что мерой воздействия является и громкий звук, которым дрессировщик пугает собаку. Для этой же цели некоторые пытаются бить собаку газетой: смысл этого не в ударе, а в громком звуке, которого животное должно бояться.
Такой метод нельзя признать допустимым. Ведь есть громкие звуки, которые человек не может контролировать (гром, поезд, салют, самолет).
К тому же у хозяина не в любой момент в руках имеется газета, а наказание, как и любой момент в руках имеется газета, а наказание, как и поощрение, должно быть непосредственно связано с каким–либо действием собаки. Эффективность меры воздействия состоит именно в том, что ее проводят немедленно, иначе лабрадор ничего не поймет, и обучение не принесет желаемых результатов.
Хозяину надо уметь ставить себя на место своего питомца. Не только для успешной дрессировки, но и для более доверительного и приятного общения иногда бывает полезно видеть мир глазами собаки.
Нельзя подзывать лабрадора перед тем, как отчитать или наказать его: для него наказание следует непосредственно за действием, поэтому он решит, что его наказывают за то, что он подошел к хозяину, а не за то, что он сделал неправильно. Если такая ситуация будет периодически повторяться, пес вскоре может перестать подходить к хозяину.
Поэтому нужно принимать меры сообразно обстоятельствам: если лабрадор совершил какое–то запрещенное действие на расстоянии от дрессировщика, надо подойти к собаке и отчитать или наказать, а при отсутствии такой возможности забыть об этом до наступления подходящего момента.
Любую собаку озадачит то, что сначала ей позволили усвоить плохие привычки и манеры, а затем вдруг стали за это наказывать. Переучивание занимает гораздо больше времени, чем просто обучение, на это нужно потратить много усилий и проявить огромное терпение.
КАК ДЕТИ, ЩЕНКИ ЛЮБЯТ ИГРАТЬ, ПОЭТОМУ ИГРУ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ПООЩРЕНИЯ
Иногда бывают случаи, когда пес ведет себя слишком распущенно, заносчиво, не признает главенства человека над собой. Тогда полезно задать его показать, пока он не увидит в человеке хозяина.
Если же собака злобна и опасна, легче приучить ее к послушанию не в привычном для нее месте (в вольере или в доме), а во время прогулки, где пес не ощущает такую уверенность в себе.
Таким образом, и поощрение, и наказание должно следовать сразу после правильно или, напротив, неправильного действия питомца.
Ошибки в ходе тренировочного процесса неизбежны. Что касается ошибок собаки, то их нужно терпеливо устранять, поправляя лабрадора каждый раз, когда он допускает ошибку, и поощряя за исправление.
С помощью похвалы после замечания можно сохранить доверительные, дружеские отношения с собакой.
В процессе обучения хозяин должен проявлять твердость, но ни в коем случае не жестокость. Реакция лабрадора на команды определяет и жесткость системы воспитания: одни собаки требуют более мягкого отношения, другие – более твердого. В любом случае властность в голосе необходима всегда, возможно, лабрадор плохо реагирует на команды именно потому, что хозяин поправляет его недостаточно властным голосом.
Если же в голосе хозяина собака слышит злость, раздражение или панику, это негативно влияет на питомца.