Глоссарий. Амдо – населенная тибетцами территория, которой в то время управляли мусульманские военные от имени правительства гоминьдановского Китая; приграничная
Амала – мать. Амдо – населенная тибетцами территория, которой в то время управляли мусульманские военные от имени правительства гоминьдановского Китая; приграничная область, не имевшая четких границ. Дикая, продуваемая ветрами местность с горами, пастбищами, лесами и солеными озерами. Китай называл эту область «Цинхай», считая своей собственностью. Населена тибетцами, впоследствии с примесью китайцев и китайских мусульман. С восемнадцатого века управлялась царьками и военными князьями, которых нередко поддерживал Китай. Гадонг – государственный прорицатель. Ганден – большой монастырь. Гуаяху (Танантван) – место, где дед купил ферму. Гьяюм Ченмо – «Великая Мать» – так народ называл Дики Церинг. Дамару – маленький церемониальный барабан. Дарджилинг – индийский город в Гималаях; искажение тибетского Дордже. Дао – помесь яка и коровы, самец. Дже Ринпоче – Цонкапа (Цзонхава) – основатель секты Гелугпа. Дики Церинг («Океан Удачи») – имя, которое Такцер Ринпоче дал матери Далай-Ламы, когда та выходила замуж. Домадеси – разновидность пирожных. Дома Янзом – мать Дики Церинг. Дрепунг – большой монастырь в Тибете. Дри – самка яка. Дзо – мужское потомство от яка и коровы. Дзомо – женское потомство от яка и коровы. Калимпонг – традиционный центр торговли между Тибетом и Индией, расположенный на самом севере Бенгалии. Канг – подогреваемое возвышение, используемое для сидения и сна. Кашаг – внутренний кабинет Далай-Ламы, кабинет министров. Кумбум – ярмарочный город вблизи Такцер, а также монастырь. Кьиронг – привидение. Лабранг – религиозная корпорация. Лосар – тибетский Новый год. Линг – «Место, куда ударила молния». Лха гьял ло – «Да победят боги». Ма Бу-фан – китайский военный правитель провинции Цинхай. Мисе – крепостные работники. Монлам – великий праздник молитвы в рамках празднования Нового года. Намгьял – монастырь в Потале. Нгаванг Чанчуп – брат Чоэкьянга Церинга, старший управляющий Кумбума. Нгапа – священник. Нгари Ринпоче – сын Тендзина Чогьяла. Нечунг – государственный оракул. Норбу, Тхубтен Джигме – двадцать четвертое воплощение монаха четырнадцатого века и учителя Такцер. Норбулинга («Парк драгоценностей») – летняя резиденция Далай-Ламы. Ньерпа – слуга, ответственный за домашние припасы. Пату – головной убор, носимый дамами в Лхасе. Потала – дворец, жилище Далай-Ламы, включает монастырь Намгьял и правительственные учреждения. Ретинг – регент, старший наставник Далай-Ламы. Сера – большой монастырь. Сонам Цомо – изначальное имя Дики Церинг. Тактра Ринпоче – регент, а также наставник Далай-Ламы. Такцер, Та-це, Чи-га-чжуань Хунь-не («Ревущий Тигр») – одна из шести деревень под юрисдикцией монастыря Кумбум, расположенных на высоте девяти тысяч футов; около тридцати хуторов на склоне холма. Танка – религиозная живопись на свитках из ткани. Таши делег – новогоднее приветствие. Таили Дондуп – отец Дики Церинг. Тимомо – паровые клецки. Тулку – воплощенный лама, к которому обращаются как «Ринпоче» («Драгоценный»). Тхудам – гадание. Тхукпа – лапша в бульоне, блюдо из Амдо, которую, живя в Лхасе, Дики Церинг сделала национальным блюдом. Хари – украшенный драгоценными камнями чашеобразный головной убор, достигавший талии. Цампа – блюдо из поджаренного ячменя. Цонк – район в Амдо, родина Цонкапы. Чанг – ячменное пиво. Чангсешар – «Восточные сады», дом, где семья Дики Церинг проживала в Лхасе; другое произношение – Ченси-ша. Чанг-дзо – секретарь, ведущий переписку; управляющий. Чурха – Джоркха, Чока, двадцать километров от Такцер, место рождения Сонам Цомо. Чокьонг Церинг – отец Далай-Ламы. Чуба – мужская и женская одежда с поясом. Шапе – член кабинета министров. Юлег – слуги, нанимаемые на один год.
[1]Район Амдо граничит с Китаем, и границы между ними длительное время были предметом споров. Хотя он населен преимущественно тибетцами, на него претендовали китайцы, которые называют его Цинхай. С XVIII века его правители и военные феодалы нередко пользовались поддержкой китайского правительства. В ранний период жизни Дики Церинг этой территорией управлял Ма Бу-фан, военный феодал и мусульманин китайского происхождения, которо го поддерживали китайские республиканцы. - Здесь и далее примечания составителей, если не указано другое
[2]Священное для буддистов число. Столько бусин в буддийских четках, столько раз необходимо повторять главные молитвы и т. д. - Прим. ред.
[3]Норбу был вторым сыном Дики Церинг, он родился в 1922 году.
[4] Ступа – это сооружение, в котором хранятся мощи будды или других лам, символизирующие просветленное сознание Будды.
[5]Дики Церинг родила четверых детей, прежде чем в 1935 году появился на свет Далай-Лама: Церинг Доу в 1919, Тхубтенга Джигме Норбу в 1922, Гьяло Тхондупа в 1928 и Лобсанга Самтена в 1933 году. Позже родились еще двое: Джецун Пема в 1940 и Тендзин Чогьял в 1946 году. Эти семеро детей из шестнадцати рожденных ею пережили младенчество.
[6]Сохранились записи, согласно которым отъезд состоялся 21 июля 1939 года.
[7]Отряд прибыл в Лхасу 8 октября 1939 года.
[8]Именно у Ретинга было видение в озере, в результате которого был найден четырнадцатый Далай-Лама.
[9]Ципон Лунгшар был чиновником-мирянином, одним из руководителей Департамента доходов, и возглавлял движение за реформы во время правления Ретинга.
[10]По мнению историков, конфликт между Ретингом и Такрой был не столько борьбой за личную власть, сколько результатом продолжавшейся политической битвы между двумя фракциями. Сторонники Такры стремились установить сильную центральную власть, что у многих вызывало протест. Сторонники Ретинга стремились вернуть власть в свои руки, ища поддержки гоминьдавовского Китая, что в глаадх многих тибетцев пятнало ж репутацию. В ходе этих споров в кабинет Такры подбросили бомбу, и Ретинг был арестовав как тайный лидер заговора. За арестом после до шито восстание верных Ретингу монахов в монастыре Сера, во время которого был убит его настоятель. Вмешательство правительства положило конец восстанию. Народно-освободительная армия Китая воспользовалась этим расколом для военного и политического вторжения в Тибет. В течение семнадцати лет регентства, между смертью тринадцатого Далай-Ламы и приходом к власти четырнадцатого, руководство страной бьио парализовано. В этот период свирепствовала борьба за власть между конкурирующими фракциями.
[11]Вскоре после того, как коммунисты в 1949 году изгнали чанкайшистских националистов из континентального Китая, они поклялись «освободить» Тибет. Правительство Тибета обратилось за поддержкой к США, Великобритании и Индии, но получило отказ. Осенью 1950 года коммунисты вторглись в восточный Тибет. Через некоторое время прорицатели ненунг и гадонг посоветовали Далай-Ламе лишить власти регента Такру и взять ее в свои руки. Его Святейшество возражал, учитывая свой возраст и сложность ситуации, но отдавал себе отчет в том, что надежда на воссоединение страны была связана исключительно с его правлением. Он пришел к власти в конце 1950 года в возрасте пятнадцати лет.
[12]В его отсутствие правительство под угрозой насилия подписало с Китаем официальное Соглашение из семнадцати пунктов. Оно полностью отказывало Тибету в независимости, но предоставляло ему региональную автономию. Его Святейшество возвратился в Лхасу в августе 1951 года, надеясь на лучшее. Он заявил, что единственный возможный ответ малочисленных и плохо подготовленных к войне тибетцев на китайскую агрессию – ненасилие.
[13]Помимо военного вторжения в восточную часть Тибета, в начале 1950-х годов коммунисты развернули по всей стране кампанию идеологической обработки населения, включая усиленную пропаганду через сеть громкоговорителей, беспроцентные займы крестьянам, новые больницы, школы и шоссейные дороги. Они стремились подорвать монастырскую систему и верность традиционному режиму. Для китайцев было особенно важно, чтобы семья Далай-Ламы приняла коммунистический режим, так как за ней предположительно последовали бы и другие. Оккупацию облегчала внутренняя борьба, тибетский изоляционизм и равнодушие остального мира.
[14]В то время в Индии жили Гьяло Тхондуп с женой и детьми, Джецун Пема и дети Церинг Долмы, которые учились там в школе.
[15]Китайцы надеялись, что на молодого, но дальновидного Далай-Ламу произведут благоприятное впечатление технические и экономические достижения Китая, и он станет сотрудничать с китайцами в осуществлении их планов перестройки н Тибете. Его Святейшество решил принять приглашение в надежде на то, что его стремление к мирному сосуществованию убедит китайцев соблюдать Соглашение семнадцати пунктов. Тибетцы опасались, что в Китае его жизни может угрожать опасность, и были весьма опечалены его отъездом.
[16]Его Святейшество отправился в Индию, отчасти надеясь на поддержку Тибета со стороны премьер-министра Неру, но помощи не получил. Семья уговаривала его подумать о том, чтобы остаться в Индии, но он чувствовал, что в тяжелые времена должен быть со своим народом. В начале 1958 года он вернулся в Лхасу. Дики Церинг с Норбу и Лобсангом Самтеном задержалась до августа 1958 года. Гьяло Тхондуп тогда уже жил в Индии.
[17]К тому времени китайские коммунисты оставили игру в ненасилие в Тибете. По мере расширения военной оккупации росло и сопротивление, частично при поддержке ЦРУ.
[18]Его Святейшество Кармапа – глава школы Кагью, одного из четырех направлений тибетского буддизма.
[19]Китайцы настаивали на том, чтобы Его Святейшество посетил театральное представление и чтобы он явился один, отринув страх быть похищенным и оставив своих телохранителей дома. У стен Норбулинги, где он жил, собрались тысячи человек, намеренные не дать ему уехать. Вскоре толпа выросла до трех тысяч. Это был поворотный момент в и без того натянутых отношениях с коммунистами.
[20]Воины из области Кхам славились искусством верховой езды и яростным сопротивлением китайской оккупации. Их призвали на службу для защиты Его Святейшества и его отряда на пути в Индию.
|