Студопедия — Категории действительности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категории действительности.






Кластер действительности. Данный кластер включает в себя категории «Среда», «Предметность», «Ситуация», «Персоносфера», «Эйкумена». По мере продвижения вверх по вертикали кате­гории все более богато раскрывают область бытия сущего на каж­дом из его уровней.

«Среда» — область физико-химических предпосылок и резуль­татов воспроизводства сущего.

Следующая категория, «Предметность», центральная для раз­вертки общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтье­ва, характеризует среду существования организма как источник удовлетворения его нужд («опредмечивания» потребностей, ста­новления избирательных сигнальных отношений с биологически значимыми агентами окружения, в том числе и себе подобными).

Термину «Ситуация» соответствуют такие понятия, как «про­блемная ситуация», «проблема» (познавательная, экзистенциаль­ная и т.п.); говоря о ситуации, мы подчеркиваем, что субъект дей­ствует, разрешая ее, «поднимаясь на ней».

Следующая категория — «Персоносфера». Поскольку термин «персоносфера» (А. В. Петровский) вводится здесь впервые, оха­рактеризуем его значение подробнее. Категория персоносферы не ограничивает универсум человеческого бытия областью межсубъектных контактов; персоносфера не означает только лишь обще­ние vis-a-vis, хотя и вбирает его в себя.

«Человек никогда не произ­водит и не потребляет предметы, которые бы затрагивали лишь его интересы и ничьи более; точно так же не производит и не потребляет предметы, отвечающие интересам других людей и ос­тавляющие вполне равнодушным его самого.

Игрушка, взятая од­ним ребенком, тут же становится особо притягательной для дру­гого ребенка;

поэт, делящийся сокровенным, рискует стать объек­том пародии;

философ, входящий, как ему представляется, в сфе­ру «подлинного», отъединенного от других, бытия, увлекает за собой сонм адептов.

Через предметы своей деятельности человек тысячью нитей и уз связан с другими людьми: обогащает или обед­няет круг их потребностей, формирует новые взгляды, расширяет или ограничивает их возможности.

...Независимо от того, кому в начале своей деятельности индивид предназначает продукты своей активности — себе или другим людям, в ходе его деятельности осуществляется перестройка как собственной его социальной по­зиции, так и социальной позиции других люде й... социальные по­зиции образуют связное целое, так, изменение, к примеру, поло­жения хотя бы одной фигуры на шахматной доске перестраивает позиции всех остальных» (В. А. Петровский).

Персоносфераэто невидимая сеть актуальных и потенциальных предметных связей, объ­единяющих всех людей на земле в единое человечество, преодолеваю­щая государственные, религиозные, этнические и иные границы. Мно­жество реальных и возможных пересечений персонализаций лю­дей друг в друге, в том числе людей, живущих вдали друг от друга и в разные эпохи истории, образуют единое пространство персо­носферы (А. В.Петровский).

Завершающая и высшая категория кластера — «Эйкумена». Здесь, так же как и в случае введения нового термина «персоносфера», требуется пояснение. Слово «эйкумена» («ойкумена») происходит от греческого «oikumene», что означало, с точки зрения древних греков, все то, что заселено человеком. Подобно античному «об­житому пространству», данная категория постепенно «обживает­ся» психологами.

Ближе всего к ней подступает категория «Жиз­ненный мир» в интерпретации Ф. В. Василюка. Категория «Эйкумены», однако, шире и в отличие от категории «Жизненный мир», «Онтология» которого хотя и противостоит «онтологии изолиро­ванного индивида», сфокусирована все-таки на последнем, охва­тывает и связывает воедино пространство жизни многих субъек­тов, множество жизненных миров.

Применительно к диаде мы можем сравнить эйкумену с эллип­сом, заключающем в себе, как известно, два фокуса, в каждом из которых пребывает субъект. Для понимания эйкумены существен­но, что она описывает «обжитое пространство» совместного пользо­вания людей, причем пространство это не сводится к объектам и инструментам совместных действий людей. Оно объемнее и пред­ставляет собой обстоятельства их жизни, регионы их совместного существования, их соприсутствия, «бытования» (если воспользо­ваться термином В.И.Слободчикова).

Эйкумена шире также и области взаимодействия людей в усло­виях совместной деятельности, коллективной обработки земли, изготовления орудий труда, предметов материального и духовного потребления и целенаправленного распределения.

Эйкумена включает в себя область всего производимого и произведенного челове­ком, в том числе и существующее за пределами самого производ­ства и прямого обмена, описываемого сакраментальной формулой «ты мне — я тебе».

Эйкумена — то же, что и «Мир» в понимании С. Д. Рубинштейна и в последующих версиях. Перед нами «множе­ство миров» (А. Г.Асмолов), можно сказать, — единство качествен­но своеобразных, но сквозь пространства и времена соприкасаю­щихся друг с другом жизненных пространств индивидов.

Эйкумена, таким образом, есть не только многомерная, но и многомирная целостность. Становление личности есть субъективация индивидом эйкумены. Это значит, что индивид осваивает свой собственный жизненный мир, объединяющий в себе «мир четырех ми­ров»: ими являются Природа, Культура, Общение, «Я сам»; и каждый из них, будучи проекцией эйкумены, весьма специфичен («параметры» пространства и времени в этих мирах могут иметь мало общего друг с другом).







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 727. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия