Основные категории, образующие методологический каркас современной психологии.
Под категориями (греч. kategoria - высказывание, свидетельство) имеются в виду предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. В свое время в поисках отграничения специфической предметной области психологии Н.Н.Ланге ввел понятие «психосфера», призванное охватить богатство и многоплановость феноменов этой науки. При соотнесении представления Н. Н.Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. Важнейшим вкладом Вернадского в мировую науку явилось его учение о биосфере как особой оболочке Земли, в которой активность включенного в эту оболочку живого вещества является геохимическим фактором планетарного масштаба. Отметим, что Вернадский, отказавшись от термина «жизнь», говорил именно о живом веществе. Под веществом было принято понимать атомы, молекулы и то, что из них построено. Следует отметить, что вещество мыслилось до Вернадского как абиотическое или, если принять его излюбленный термин, как косное, лишенное признаков, отличающих живые существа. Вернадский говорил, что в понятие среды (биосферы) должны входить и организмы, ее составляющие. Биогенный ток атомов в значительной степени и создает биосферу, в которой происходит непрерывный материальный и энергетический обмен между образующими ее косными природными телами и заселяющим ее живым веществом. Порождаемая мозгом как трансформированным живым веществом деятельность человека резко увеличивает геологическую силу биосферы. Так как эта деятельность регулируется мыслью, то личностную мысль Вернадский рассматривал не только в ее отношении к нервному субстрату или окружающей организм ближайшей внешней среде (как натуралисты всех предшествующих веков), но и как планетное явление. Палеонтологически с появлением человека начинается новая геологическая эра. Вернадский согласен (вслед за некоторыми учеными) называть ее психозойской. Это был принципиально новый, глобальный подход к человеческой психике, включающий ее в качестве особой силы в историю земного шара, придающий истории нашей планеты совершенно новую, особую направленность и стремительные темпы. В развитии психики усматривался фактор, ограничивающий чуждую живому веществу косную среду, оказывающий давление на нее, изменяющий распределение в ней химических элементов и т.д. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу (греч. нус это разум), царство разума. Очевидно, что для Вернадского воздействие мысли, сознания на природную среду (вне которой сама эта мысль не существует, ибо она в качестве функции нервной ткани является компонентом биосферы) не может быть иным, как опосредованным орудиями, созданными культурой, включая средства коммуникаций. Термин «ноосфера» (от греч. «нус» — разум и «сфера» — шар) был введен в научный язык французским математиком и философом Э.Леруа, который совместно с другим мыслителем Тейяром де Шарденом различал три ступени эволюции: литосферу, биосферу и ноосферу. По В.И.Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. Вслед за Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом В. И. Вернадский понимает ноосферу как новое эволюционное состояние биосферы, при которой разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере, тяготея в одних случаях к первой, в других — ко второй. Сказанное позволяет, исследуя базисные (я, мотив, действие, образ, переживание, интеракция, ситуация) и метапсихологические категории (личность, ценность, деятельность, сознание, чувство, общение, персоносфера), обратиться и к пространству биосферы, в недрах которой сложились протопсихологические категории (индивид, потребность, рефлекс, ощущение, аффективность, сосуществование, предметность), сущностно проявляющиеся в базисном категориальном строе психологии. Вместе с тем уровень метапсихологических категорий (личность, ценность, деятельность, сознание, чувство, общение, персоносфера) содержит сущностные характеристики по отношению к социоцентрическим категориям (человек, идеал, свобода, разум, экзистенция, соучаствование, эйкумена), детерминированным специфическими характеристиками ноосферы. Отсюда следует, что, к примеру, «Потребность» (протопсихологическая категория) выступает как сущность, а «Мотив» (базисная категория) — как явление, в котором эта сущность обнаруживается. В свою очередь, «Ценность» (метапсихологическая категория) проявляется в «Идеале» — категории социоцентрической. Итак, мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую пять уровней категорий (из которых первая не является собственно психологической, но остается сущностной по отношению к вышележащим психологическим категориям): биоцентрические, протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и социоцентрические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Например, условная вертикаль «нужда — потребность — мотив — ценность — идеал» включает величайшее множество психологических понятий (влечения, желания, интерес, склонность, ценностные ориентации и т.д.). Ниже приведена таблица, достаточно полно характеризующая категориальную систему психологии. Могут быть специфицированы как «параллели» (плеяды), так и «меридианы» (кластеры) категорий, которые упорядочены в приведенной таблице. Характеризуя плеяды категорий, мы выскажем здесь всего два суждения, обоснование которых требует специальной работы. 1. Каждая из категорий любой из строк при всей своей специфичности неотделима от каждой другой категории той же строки (т.е. по горизонтали). 2. Содержание категорий внутри каждой из пяти плеяд в строках таблицы характеризуется особым познавательным статусом. Нижняя первая строка таблицы, т. е. плеяда биоцентрических категорий (организм, нужда, метаболизм, сигнал, избирательность, синергия, среда), указывает на явления, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому, как физики изучают объекты «подведомственной» им области знания. Интерпретация накапливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем естественной причинности. Вторая нижняя строка таблицы — плеяда протопсихологических категорий (индивид, потребность, рефлекс, ощущение, аффективность, сосуществование, предметность) — заключает в себе то, что на языке философии обозначается как ноумены — умопостигаемые сущности. Действительно, каждый из соответствующих объектов не дан наблюдателю непосредственно ни в показаниях датчиков, ни тем более путем прямого наблюдения извне. Например, даже такая, казалось бы, вполне наблюдаемая форма проявления активности, как рефлекс, не может быть осмыслена без введения особых конструктов, природа которых исключает возможность их «созерцания» (например, понятия о «промежуточных переменных» у Э.Толмена, «настроения» у М.Я.Басова и т.п.). Кроме того, и в интроспекции категории этой плеяды непосредственно не выступают (например, «потребность» приоткрывается нам исключительно в виде мотивов — переживаемых побуждений к действию). Перед читателем — третья и, возможно, не последняя итерпретация карты психологических категорий, над которой работа продолжается (хотя и не затрагивает при этом принципиальные основы построения категориальной системы). Необходимо отметить, что каждая категория теоретической психологии является родовой по отношению к определенному кругу психологических (в широком смысле) понятий. Так, например, категория «Образ» может быть конкретизирована в таких понятиях, как «Восприятие», «Представление», «Воображение», «Память» и т.д. Возьмем, например, категорию «Потребность». Встречаются самые различные способы типологизации потребностей человека: по их предмету (материальные и духовные потребности), по их происхождению (естественные и культурные) и др. В некоторых случаях выделение видовых по отношению к той или иной категории понятий представляет известную сложность. Каковы, например, понятийно-видовые спецификации категории «Сознание»? Интересно, что в связи с введением весьма популярного в наши дни понятия об «измененных состояниях сознания» («измененном сознании») сознание, так сказать, в норме не ассоциируется психологами с каким-либо специальным термином (хотя психиатры используют в этом случае точное слово, говоря о «ясном состоянии сознания», «ясном сознании»). Отметим, что особую проблему в рамках предложенного подхода может представлять разграничение видов в рамках одной категории. К примеру, разграничение сенсорного, перцептивного и ментального «Я» и т.п. Наряду с возможностью установления родовидовых отношений, существующих между той или иной категорией и понятиями, что свидетельствует о многообразии психологической реальности, богатстве ее форм, открывается также возможность описания понятийной архитектоники каждой из таких категорий, ее внутреннего устройства, что говорит нам о сложности психологической реальности, представленной в категориальной модели. Используем для примера категорию «Образ». Какие бы психологические трактовки образа мы ни взяли, в любой из них мы сталкиваемся с рядом понятий, посредством которых содержательно раскрывается данная категория. Здесь перед нами, например, такие конструкты, как «чувственная ткань», «перцепт», «значение» (А.Н.Леонтьев), или, например, образующие перцепт «первичные сенсорные образы» и «образы представления» о мире (Г. Гельмгольц) и т. п. Другой иллюстрацией сказанного о понятийной архитектонике категорий может быть психологическое строение категории «Я». Заключая в себе идею самоотраженности субъекта, категория «Я» содержательно раскрывается, например, через такие понятия, как «самооценка», «концепция Я», или, скажем, в понятиях об «эго-состояниях» «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» (Э.Берн) и т.д. и т.п. Существуют неизменно определяющие принципы взаимосвязи категорий: 1) восхождение от абстрактного к конкретному посредством синтезирования системообразующих (ядерных) и оформляющих категорий; 2) сущность как явление и это же явление как сущность; 3) встречная детерминация психосферы со стороны биосферы и ноосферы (биогенетическая и социокультурная детерминация). Отметим в этой связи, что некоторые термины, соответствующие элементам-категориям разрабатываемой таблицы, являются условными и в дальнейшем могут быть заменены более удачными. В приведенной таблице получают фактическое воплощение три объяснительных принципа построения психологического познания: принципы детерминизма, развития, системности. Категории каждой из вертикалей таблицы в своей эмпирической реализации детерминированы как «снизу», так и «сверху». Так, категория «Я» (метапсихологическая) включает в себя (в снятом виде) биологическое начало, поскольку сохраняет типологические и индивидуальные особенности нервной деятельности организма. Но в то же время приоритетной для этой категории детерминантой (если иметь в виду эмпирическое ее наполнение) выступает ноосфера, порождая бесчисленное множество вариантов межличностных проявлений. Таким образом, обусловленность со стороны биосферы не теряет здесь своей силы, хотя приоритет в данном случае бесспорно принадлежит культурно-исторической детерминации. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Протопсихологический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее себя на более высоком категориальном уровне. При этом определяющую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали; она носит характер примата по отношению к категории «выше», имеющей соответственно характер деривата. «Оформляющие» категории выступают в качестве условий «проращивания» возможностей, присущих категориальному ядру. Категория «Ценность», как было показано, является прямым развитием категории «Мотив», получая свое «оформление» через категории «Переживание», «Отношение» («Интеракция»), «Действие» и др. Итак, характеризуя взаимоотношения между категориями, входящими в плеяду, расположенные ниже в матрице, и категориями плеяды последующего, более высокого уровня, мы видим, что первые являются определяющими для вторых, — убеждаемся в том, что посредством ядерных и оформляющих категорий удается ввести в психологию новые категории, дать им начальные, «стартовые» определения. Но порожденные таким образом дефиниции новых категорий, конечно, не исчерпывают содержания определяемых категорий (определения, как известно, заключают в себе необходимые и достаточные признаки для вычленения определяемых сущностей, но не претендуют на полноту их раскрытия). Конкретизация (развитие) категорий становится возможным благодаря «добрососедству» (соприкосновению) с другими категориями вбирающего их в себя кластера. Взаимоотношения между категориями внутри плеяды можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую, сообщая ей дополнительные определения. Это положение мы проиллюстрируем на единственном примере, рассматривая уровни определения (ступени развития) «Я», которое можно определить как индивида в саморефлексии. В то время как «стартовое» определение «Я» строится на основе композиции «нижележащих» категорий «Индивид», «Ощущение», «Аффект» и т.д ., последующие определения опираются на такие категории, как Образ, Действие и т.д., лежащие в той же строке матрицы, что и «Я». Таким образом, наряду с чувственным «Я» (индивид, данный себе в ощущении) на сцене сознания индивида появляются «Я» в восприятии, «Я» в представлении, «Я» в мысли. Индивид при этом выступает в единстве четырех своих ипостасей: как субъект, объект, носитель и содержание рефлексии. Будучи особым действием, саморефлексия соотносит и связывает в составе «Я» субъективный и объективный аспекты бытия индивида: переживание и переживаемое, восприятие и воспринимаемое, мысль и мыслимое. Тем самым определяется не совсем обычный (в глазах психологов) онтологический статус «Я» — статус идеи, выражающей, согласно Г.Гегелю, «единство понятия и объективности», т. е. самую суть пульсации взаимопереходов между полюсами субъективного и объективного бытия индивида. Выделяются следующие предпосылки и результаты саморефлексии, производящие «Я»: сам индивид (предпосылка «Я»), индивид в самопереживании («Я как таковое», «самость»), индивид в самовосприятии («наличное Я», «Я сам»), индивид в самосознании («рефлексивное Я», «Я само по себе»). Гегелевская идея позволяет связать рекурсивным отношением все более усложняющиеся определения «Я»: индивид как идея себя есть первое определение «Я» («Я как таковое», «самость»); поднимаясь в своих определениях выше, мы замечаем, что идея «самости» индивида образует его «наличное Я» («Я» в значении личного местоимения, «Я сам») и, наконец, идея «Я сам» образует «рефлексивное Я» индивида («Я само по себе», или, в терминах наукоучения Г. Фихте, «яйность»). Специальное исследование могло бы убедить нас в том, что возрастное развитие «Я», движение от ступени к ступени: «самость», «я сам» и «я само по себе», основаны на интеракциях: так, в процессах межиндивидуальных взаимодействий у ребенка первоначально формируется обобщенное «переживание себя» (имеющее, возможно, несколько «представительств», таких, как «живое движение» тела индивида, его собственный плач, образ себя в зеркале, «телесное чувство» контакта с другими индивидами, и даже такие на первый взгляд странные образования, как зрительной проекции собственного носа на сетчатку); «переживание себя» являет собою знак и значение любых переживаний, порождаемых телом индивида (необходимо заметить, что переживания, имеющие своим источником тело индивида, в интеракциях последнего постепенно отделяются от переживаний, источник которых расположен во вне); далее, со временем, в интеракциях рождается «сторонний» взгляд на себя как на источник и носитель самопереживания — «Я в представлении о себе» (фундаментальную роль здесь играет личное имя); в конечном счете индивидом конструируется символ себя как трансцендентного существа, осмысливающего свои переживания и представления — «Я в мысли о себе»; последнее удивительным образом оказывается «по ту сторону» различения «внутреннего» (переживание) и «внешнего» (представление) аспектов самосознания индивида. Процессы саморефлексии, раскрывающие и строящие «Я» индивида, который «как в зеркале» отражается в других индивидах, суть его внутренне мотивированные действия (cogito — «мыслю» — самоценно). На ступени «рефлексивного Я» индивид проявляет себя как носитель свободной причинности — «причины себя», как подлинный источник над ситуативной активности. Таким образом, опираясь на системные связи, существующие между категориями внутри кластера, можно рассчитывать на то, что удастся «вырастить» третье, понятийно-категориальное измерение, поднимающееся над кластером и формируемое «произведениями» образующих его категорий и понятий (разработка этого положения — дело будущих исследований). В логике развертки категорий представлена реальная история развития человеческого рода и конкретного индивида — как социогенеза, так и онтогенеза. Категории, выстроенные по вертикали и расположенные на пяти горизонталях таблицы, образуют узловые пункты развития психосферы. Так, категория «Личность» появляется лишь на высшей ступени социо- и онтогенеза и т. п. В приведенной выше категориальной сетке в полной мере представлен принцип системности, столь важный для теоретической психологии. К сожалению, многократно и на протяжении последних двух-трех десятилетий принцип системности хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но он так и не получил конкретного воплощения и теоретического обоснования. Не были выделены общепсихологические системообразующие признаки и принципы. Приметой системности настоящей категориальной сетки является уже сам факт реализации в ней идеи восхождения от абстрактного к конкретному. Это представлено положением о преформизме переходов между категориями разных уровней, выделением категорий, имеющих характер примата и деривата, «ядерных» и «оформляющих», участвующих в категориальном синтезе. Это обнаруживается также в демонстрации идеи восходящего и нисходящего детерминизма (представленной положением об эмпирическом наполнении каждой из категорий содержаниями вышележащих и нижележащих уровней, в конечном счете граничащих с ноосферой и биосферой). Таким образом, можно говорить о единстве социогенеза и онтогенеза. Категориальная система психологии не может быть выращена из какого-то одного-единственного «зернышка». Это особенно важно подчеркнуть, потому что для каждой сколько-нибудь значимой в истории психологии теоретической системы (научной школы) были характерны поиски «клеточки», которая могла бы стать отправной точкой для построения общей конфигурации заявляемого учения.
|