Матери правоверных”. Али Асгар Чоудри.
1 - Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды мне пришлось видеть, как вёл себя) аль-Микдад бин аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, и, поистине, окажись я (на его месте), это было бы для меня дороже всего иного! Он подошёл к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, призывавшему (мусульман вступить в бой) с многобожниками, и сказал (ему): “Мы не скажем того, что сказали соплеменники Мусы(, сказавшие ему): “Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь …”[64], - но будем сражаться справа и слева от тебя, перед тобой и позади тебя!”, - и я увидел, как озарилось лицо (пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо это) порадовало его. 2 - Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: - Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, из числа участников битвы при Бадре рассказывали мне, что их было столько же, сколько и сподвижников Талюта[65], перешедших через реку(, а именно -) более трёхсот десяти (человек).[66] 3 - Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Кто (пойдёт и) посмотрит, что случилось с Абу Джахлем?” И (посмотреть на него) отправился Ибн Мас`уд, увидевший, что его поразили два сына `Афра, и он (находился уже при последнем издыхании. Абдуллах бин Мас`уд) спросил: “Ты Абу Джахль?”, - и взял его за бороду. (Абу Джахль) сказал: “А есть ли (кто-нибудь,) стоящий выше человека, которого вы убили (или: … человека, которого убили его соплеменники)?” 4 - Сообщается, что Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, сказал: - В день Бадра по приказу пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тела двадцати четырёх человек из числа предводителей курайшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо, (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) обычно оставался на поле боя в течение трёх дней. На третий день после битвы при Бадре он велел оседлать свою верблюдицу, что и было сделано, после чего двинулся в путь, а за ним последовали его сподвижники, которые говорили (между собой): “Он едет не иначе как по необходимости.” Когда же он подъехал к краю колодца, то стал обращаться к ним[67], называя их имена и имена их отцов (и говоря): “О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались ли бы вы (сейчас), если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы (убедились), что обещанное нам Господом нашим - истина, а убедились ли вы, что обещанное Господом вашим - истина?!” (Услышав это,) Умар сказал: “О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю!” 5 - Сообщается, что Рифа`а бин Рафи` аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, отец которого был участником битвы при Бадре, сказал: - Джибрил явился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Лучшими из мусульман”, -или же (он сказал) что-то подобное. (Джибрил) сказал: “ Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре.” 6 - Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день Бадра пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Вот Джибрил с боевым оружием держится за голову своего коня. 7 - Передают со слов Хишама бин `Урвы, что его отец `Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, передал, что аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: - В день битвы при Бадре я встретился (на поле боя) с Убайдой бин Са`идом бин аль-Асом по прозвищу Абу Зат аль-Кяриш, у которого были видны одни глаза, так как он был полностью закован в доспехи. Он сказал: “Я - Абу Зат аль-Кяриш”, - после чего я напал на него с дротиком, поразил его в глаз и он умер. Хишам передал, что ему сообщили, что аз-Зубайр сказал: - Я упёрся ногой о его (тело) и стал вытаскивать (дротик), но и после этого мне пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащить его, так как оба конца (этого дротика) были изогнуты. `Урва сказал: - А потом (этот дротик) попросил у него посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он отдал его ему, когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, (аз-Зубайр) взял его себе. Потом (этот дротик) попросил Абу Бакр, и он отдал его ему, а когда Абу Бакр умер, его попросил Умар, и он отдал его ему, а после смерти Умара (аз-Зубайр снова) взял его себе. Потом его попросил у него Усман, и он отдал его ему, а после того, как Усмана убили, (этот дротик) оказался в семье Али, и его попросил Абдуллах бин аз-Зубайр, у которого он и оставался, пока его не убили. 8 - Сообщается, что ар-Рубаййи` бинт Му`аввиз, да будет доволен ею Аллах, сказала: - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл ко мне на следующее утро после моей свадьбы, когда маленькие девочки(, которые находились у меня,) били в бубны, оплакивая моих предков, погибших в день Бадра. Одна девочка сказала: “Среди нас находится пророк, знающий, что будет завтра”, - и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей: “Не говори так, а говори то, что ты говорила (прежде).”[68] 9 - Передают со слов Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, принимавшего участие в битве при Бадре вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Ангелы не входят в (такой) дом, где есть собака или изображение”, - имея в виду изображения того, в чём есть дух. 10 - Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими,(что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах,) сказал: - (Когда моя дочь) Хафса бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, лишилась своего мужа, Хунайса бин Хузафы ас-Сахми, который был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в битве при Бадре и умер (от ран) в Медине, я повстречался с Усманом бин Аффаном и предложил ему (в жёны) Хафсу, сказав: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар.” (В ответ) он сказал: “Я подумаю над этим.” И я (ждал несколько) дней(, а потом) он сказал (мне): “Я думаю, что не не стану жениться сейчас.” (Через некоторое время) я встретил Абу Бакра и сказал: “Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар”, - (однако) Абу Бакр промолчал и вообще ничего не ответил мне, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и спросил: “Наверное, ты рассердился на меня после того, как предложил мне (в жёны) Хафсу, а я не ответил тебе?” Я сказал: “Да.” Он сказал: “Принять твоё предложение помешало мне лишь моё знание о том, что о ней упоминал[69] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выдать же тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я не мог, а если бы он отказался, то я обязательно взял бы её сам!” 11 - Передают со слов Абу Мас`уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры “Корова”, этого будет достаточно. 12 - Сообщается, что (однажды) аль-Микдад бин Амр аль-Кинди, да будет доволен им Аллах, союзник племени бану зухра и один из тех, кто вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в битве при Бадре, сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня, забравшись на дерево, и скажет: “Я покорился Аллаху!”[70], - то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того, как он скажет это?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тебе не следует убивать его.” (Аль-Микдад) сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он отрубил мне руку и произнёс эти слова только после того, как он сделал это!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Тебе не следует убивать его, ибо если ты убьёшь его, он станет таким же, каким был ты до его убийства, а ты станешь таким же, каким был он до того, как произнёс эти слова!”[71] 13 - Передают со слов Джубайра бин Мут`има, да благословит его Аллах и да приветствует, что о людях захваченных в плен в битве при Бадре, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (следующее): - Если бы аль-Мут`им бин Ади был жив и вступился передо мной за этих (людей), от которых исходит зловоние, я бы обязательно (простил) их ради него.
[1] - “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [2] - Имеется в виду ангел Джибрил. [3] - См.: “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [4] - См.: “Сахих” аль-Бухари, хадис № 3. [5] - “Муснад” имама Ахмада, 6/117, 118. [6] - Подразумевается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, с похвалой отзывался о Хадидже. [7] - То есть: взволновало. [8] - Имеется в виду, что из выдубленной овечьей кожи был сделан бурдюк, наполнявшийся водой, которую подсла- = = щивали, бросая в неё финики. [9] - Имеется в виду специальный паланкин для женщин, укре- плявшийся на спине верблюда. [10] - В то время Аише, да будет доволен ею Аллах, ещё не ис- полнилось пятнадцати лет. [11] - “Корова”, 156. [12] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду, что совершил тяжкий грех тот, кому было суждено его совершить. [13] - Название места в Медине. [14] - Битва при Бадре, состоявшаяся в марте 624 года, стала первой крупной военной победой мусульман над превосходящими силами противника. Её участники пользовались особым уважением в мусульманской среде. [15] - Имеются в виду ложные обвинения Аиши, да будет доволен ею Аллах, в измене мужу с Сафваном бин аль-Му`атталем ас-Сулами. [16] - Имеется в виду откровение от Аллаха относительно виновности Аиши, да будет доволен ею Аллах, в супружеской неверности, в которой её обвиняли клеветники, и того, как следует поступить в данном случае. [17] - То есть: с Аишей, да будет доволен ею Аллах. [18] - Имеется в виду Сафван, да будет доволен им Аллах. [19] - То есть: родители Аиши, да будет доволен ими Аллах. [20] - Иначе говоря, сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кро- ме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха” /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан - расулю-Лла- хи/. [21] - “Йусуф”, 18. [22] - “Свет”, 11. [23] - “Свет”, 22. [24] - Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, - одна из жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [25] - Аиша, да будет доволен ею Аллах, хочет сказать, что Ал- лах наделил Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, благочес- тием, которое не позволило ей взять на душу грех и окле- ветать Аишу. [26] - См.: “Сийар а`лям ан-нубаля`”, 2/139. [27] - Садака - подаяние неимущим. [28] - Му`авийа (661 - 680) - первый халиф из династии омейадов. [29] - Бусра - город на юге Сирии. [30] - Речь идёт о состоявшейся в 656 году под Басрой битве между сторонниками Али, да будет доволен им Аллах, с одной стороны, и Аиши, Тальхи и аз-Зубайра, да будет доволен ими Аллах, с другой. Такое название это сражение получило по той причине, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, наблюдала за её ходом, сидя на верблюде в паланкине. [31] - Магафир - название цветка с неприятным запахом. [32] - Сарид - похлёбка, в которую крошатся кусочки хлеба. [33] - Речь идёт о “верблюжьей битве.” [34] - Имеются в виду Аиша, да будет доволен ею Аллах, и про- рок, да благословит его Аллах и да приветствует. [35] - То есть: за Аллахом. [36] - Имеется в виду предсмертная болезнь пророка, да благо- словит его Аллах и да приветствует. [37] - То есть: тот день, когда к ней приходил пророк, да благо- словит его Аллах и да приветствует. [38] - Имеются в виду другие жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [39] - Речь идёт о подарках. [40] - Работы по перестройке и ремонту Каабы были осуществлены курайшитами в 603 или 605 году. [41] - Габа - пастбище в окрестностях Медины. [42] - Ухуд - гора близ Медины, где в 625 году состоялось сражение между мусульманами и курайшитами, решившими взять реванш за поражение при Бадре. В битве при Ухуде мусульмане потерпели поражение. [43] - В 628 году пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в сопровождении полутора тысяч сподвижников отправился из Медины в Мекку для совершения умры (малого паломничества). На подступах к Мекке путь им преградили мекканские многобожники, которые решили не допустить мусульман в город. Вооружённое противостояние закончилось заключением перемирия, в соответствии с условиями которого мусульмане должны были вернуться назад, но им предоставлялось право совершить паломничество на следующий год. [44] - Причиной подавленности было то, что мусульмане не вошли в Мекку, в связи с чем они посчитали, что их умра не состоялась, несмотря на то, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, убеждал их в обратном, призывая принести в жертву животных и обрить головы. [45] - См.: “Сийар а`лям ан-нубаля`”, 2/210. [46] - Имеется в виду, что для них горем стала её смерть. [47] - То сть: которому стыдно сказать вам об этом прямо. [48] - Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [49] - То есть: частью того, что было собрано с мусульман в качестве налога в пользу бедных. Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и членам его семьи употреблять в пищу такую еду запрещалось. В данном случае речь идёт о еде, полученной в качестве садаки одной бедной женщиной, а уже потом подаренной Джувайрийе, да будет доволен ею Аллах, в результате чего она как подарок стала дозволенной для членов семьи пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [50] - То есть: примерно в 593 году. [51] - Негус - титул императора Эфиопии. [52] - Родной брат Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. [53] - Хайбар - оазис к северу от Медины. [54] - Халид бин Валид, да будет доволен им Аллах, - известный мусульманский полководец. [55] - То есть: в сборниках хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан- Наса`и и Ибн Маджи, которые носят название “Сунан”. [56] - То есть: Мария из числа коптов. [57] - Райхана, да будет доволен ею Аллах, - наложница пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [58] - Имеется в виду брачный подарок (махр), которым может быть имущество, драгоценности или деньги. [59] - Имеются в виду пленницы, захваченные в качестве военной добычи. [60] - То есть: переселились из Мекки в Медину. [61] - То есть: если она будет согласна выйти замуж за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, без махра. [62] - Имеется в виду женитьба на женщине, согласной выйти замуж без махра. [63] - Имеются в виду остальные верующие. [64] - “Трапеза”, 24. [65] - Талют - библейский Саул. [66] - Точнее: от трёхсот тринадцати до трёхсот девятнадцати. [67] - Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец. [68] - То есть: продолжай оплакивать погибших в битве при Бад- ре. [69] - То есть: говорил, что хочет посвататься к ней. [70] - Иначе говоря, заявит о том, что принимает ислам. [71] - Другими словами, в подобном случае этот человек умрёт в исламе, а ты будешь ничем не отличаться от неверного.
|