Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГИПСОСОЗНАНИЕ 5 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве приложения к этой главе представлю некоторые науч­ные и философские взгляды на йогу и назову ее отличия от гипсосо-знания. Многие спрашивают, основано ли гипсосознание на йоге и имеет ли вообще к ней какое-то отношение. Отвечу вкратце на эти вопросы, особенно в связи с тем, что большинство людей отожде­ствляют йогу с расслаблением.

Йога - это одна из многих философских систем Индии; ее мисти­ческой целью является единение с Богом. Доктрины йоги были впервые изложены в «Афоризмах» Патанжали за два века до нашей эры. Согласно системе йоги, на пути к блаженству есть восемь сту-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

пеней: ЯМА (самоконтроль), НИЯМА (религиозные размышле­ния), АСАНА (соответствующие позы), ПРАНАЯМА (регулирова­ние дыхания), ПРАТЬЯХАРА (управление физическими ощущени­ями), ДХАРАНА (ментальная твердость), ДХИАНА (медитация) и САМАДХИ (глубокое созерцание).

Йога сформировалась на основе различных систем; некоторые из них уделяют особое внимание физическому телу (ХАТХА ЙОГА), другие разуму (РАДЖА ЙОГА), а третьи направляют эмоции и ре­лигиозные устремления человека к поклонению божественному. Настоящая йога - это мистическое эзотерическое учение, которое передается в Индии в тайных обществах. Вероятно, йога, вместе с персидскими, халдейскими, китайскими, японскими, ассирийскими, греческими и другими эзотерическими традициями, происходит из общего источника - египетской герметической философии. Многие позы йоги сильно напоминают позы, которые встречаются в древне­египетских скульптурах и гравюрах.

Мирча Элиаде в работе «Техника йоги» говорит: «Возможно, ни од­на восточная техника не требует такой трудной и длительной подго­товки, как йога... При ее использовании на Западе естественная сущ­ность йоги была утеряна, и она стала обрастать мистериями непонят­ного происхождения. Ее смысл и истинность терялись тем больше, чем больший успех она приобретала... Существенные элементы практики йоги не всегда можно изложить словами или на бумаге... Некоторые читатели, несмотря на предупреждения, упрямо продол­жали делать упражнения без контроля, подвергаясь опасности серь­езных несчастных случаев. Бесконтрольное занятие ритмическим дыханием часто являлось причиной серьезных травм легких». Далее автор пишет: «Корень слова «йога» - YUJ (объединять, сдавливать, подчинять). Этот термин обычно используется для обозначения аске­тической техники или способа созерцания. Любое другое определе­ние кроме этого применимо лишь к разновидностям йоги».

Невозможно отрицать наличие мистического и аскетического ас­пекта йоги, теологическая сторона которой тесно связана с теорией реинкарнации. В действительности йога стремится к освобождению человека от страдания, которое приносит нескончаемая череда по­следовательных перевоплощений. Конечная цель йоги состоит в том, чтобы перестать перевоплощаться и достичь вечной нирваны. Для-осуществления этого йога проповедует освобождение от жела­ний (поскольку они вызывают перевоплощение), соблюдение мо­ральных предписаний и растворение «я». Философия йоги очень точно описана в речах V и VI Бхагавад Гиты (священной книги инду­сов с диалогами между Кришной и Арджуной):

Расслабление

«В этой системе человек не испытывает ни ненависти, ни жела-йий--- он свободен от противоположностей.... он понимает, что орга­ны чувств направляются от одного объекта к другому... он видит все с точки зрения вечности, отказываясь от привязанностей... он мыс­ленно отвергает все действия... он не радуется, получая то, что ему нравится, и не расстраивается из-за неприятного... он способен про­тивостоять силе желаний и страстей... он свободен от надежд и ам­биций, он ничего не жаждет... он спокойно отказывается от всех же­ланий, рожденных воображением...»

Чтобы оценить истинную важность системы йоги, необходимо рассмотреть социальные и культурные различия между людьми Востока и Запада. Никто не сомневается в том, что йога благотвор­на и полезна для индусов, поскольку она дает им религиозные ориен­тиры и глубокое утешение в надежде на лучшее существование по­сле смерти. Многие восточные народы рассматривают свою жизнь как подготовку и короткий миг перехода к смерти. Индус презирает материальное ради абстрактного. Его философия помогла вынести веками длившееся господство чужестранцев, жестокое порабоще­ние, тиранию каст и власть Махараджей. Таким образом, йога для индуса не только мистическая и религиозная система, но и необходи­мый спутник в его жизни.

Анализируя практическую важность йоги для западного человека, мы должны также отметить значительные различия в психологии людей Востока и Запада. Восточные люди презирают жизнь и «влюблены» в смерть, то есть в потустороннее. Они презирают ма­териальный мир и все, что с ним связано, в том числе научно-техни­ческий прогресс. Такая система жизни, в которой время не имеет ни­какого значения, позволяет им посвящать себя неспешной медита­ции и созерцанию Высшего существа. Это приводит к тому, что они игнорируют борьбу за существование, которая так важна на Западе.

Западный человек любит жизнь и боится смерти, поэтому стара­ется получить от жизни все возможные материальные блага. Про­гресс, экономика, техника, наука, время - все это имеет для него ог­ромное значение. Он не заинтересован в том, чтобы убить свои же­лания, наоборот, он стимулирует их, наслаждаясь материальным комфортом.

По этой причине на Западе предпочтение отдается Хатха йоге, ко­торая ограничеивается контролем над физическим телом и не каса­ется моральных или теологических аспектов. Однако, как признает Шульц, различные «асаны» на самом деле представляют собой сред­ства самогипноза, чем и объясняется их стабилизирующее влияние на людей. Основные возражения, которые могут возникнуть в отно-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

шении Хатха йоги, связаны с тем фактом, что овладение этой техни­кой требует многолетней практики, и для людей определенного воз­раста большинство поз оказывается недоступным, если только чело­век не является профессиональным гимнастом. В Индии Хатха йоге обучают с ранних лет, поскольку только так можно достичь необходимой гибкости суставов и мышц. Огромное количество «асан» свидетельствуют о том, что эта система рассчитана на всю жизнь и требует ежедневных многочасовых занятий. Говорят, что существует столько же поз, сколько видов живых существ во все­ленной. Тем не менее признанными являются 84 основные позы, из которых практически используются лишь 32.

Хатха йога не ставит задачей высшую интеграцию личности чело­века путем понимания определенных явлений его природы. В целом йога направлена на физическую и эмоциональную сторону человека и не придает большого значения интеллектуальному аспекту, кроме ментальной концентрации.

Гипсосознание и йога схожи лишь в том, что обучают дисциплине, позволяющей достичь самоконтроля. Во всех системах тренировки самоконтроля есть схожие моменты, основанные на способностях, присущих биологической и психологической структуре всех людей. Так, несмотря на различие техники, и йога, и гипсосознание реко­мендуют умственную концентрацию.

Гипсосознание - это система, предназначенная для западных лю­дей. Она ведет человека не ко «сну наяву», которое препятствует за­рабатыванию на жизнь, а напротив, к высшему состоянию пробуж-денности. Состояние «ментальной бдительности» неотделимо от гипсосознания. Оно направлено на расширение сознания и его наст­ройку, на восприятие в первую очередь качества, а не интенсивности и количества. Цель гипсосознания - повысить уровень сознания, пробудиться, стряхнуть летаргию затуманенного ума.

Цель йоги - растворение «Я», цель гипсосознания - формирова­ние «Я». Йога утверждает: «Существовать - значит страдать, каж­дое действие формирует новые кармические круги причины и след­ствия». Это может показаться определенной формой эскапизма, бег­ства от реальной жизни ради обретения прибежища в состоянии веч­ного сна, называемом «нирваной».

Гипсосознание - практическое и действенное учение. Оно направ­лено на разумную часть интеллекта человека в целях осознания им причины своих проблем и полного использования своего творческого разума. Поэтому для освоения этой техники человек должен иметь определенную интеллектуальную подготовку. Однако часто бывает

Расслабление

достаточно обладать живым и любознательным умом, поскольку гип-сосознание учит человека правильно мыслить, чтобы познать истину.

Самым важным для человека является правильное функциониро­вание его разума. «Нервное расстройство означает одновременно и умственное расстройство», - говорит Якобсон. Производительность разума - функциональная способность нервной системы - в огром­ной степени зависит от эмоционального равновесия человека. В то же время, чем правильнее человек сознательно использует свой ум, тем лучше функционирует его нервная система. Совершенное вла­дение мыслительной способностью позволяет достичь эмоциональ­ного равновесия. Если бы человек мог использовать свой ум созна­тельно и целенаправленно, он не был бы подвержен нервным расст­ройствам.

Упражнения по гипсосознанию являются в основном ментальны­ми. Благодаря им человек учится контролировать свое воображение и использовать его для собственной пользы.

Обобщим основные различия между йогой и гипсосознанием:

Гипсосознание

1. Направлено на разум.

2. Целью является формиро­вание сильного и зрелого «Я».

3. Психологическая техника, направленная на достижение личного совершенства.

4. Техника, специально разра­ботанная для западных людей.

Йога

1. Направлена на физическое тело и эмоции.

2. Целью является растворение «Я».

3. Мистическая и аскетическая техника.

4. Восточная техника предназ­начена для восточных людей.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

Упражнения для повышения уровня сознания направлены на вос­питание четырех основных аспектов того механизма, который удер­живает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе рассматриваются четыре раз­личные группы упражнений, которые мы будем изучать по отдель­ности, чтобы в конце сделать резюме и дать рекомендации, как их лучше комбинировать.

Дыхание

Дыхание - это не только обеспечение организма топливом, необ­ходимым для поддержания жизни, но также это возможность упорядочить наши'эмоциональные, ментальные и нервные состоя­ния. Дыхание и нервная система эквивалентны в отношении их воз­будимости и торможения. Подобным же образом наши душевные со­стояния и воображение соответствуют тому или иному способу ды­хания. Не существует дыхательного процесса, единообразного для всех людей, поскольку есть существенные различия по силе и ритму. Форма дыхания человека заметно влияет на различные характерис­тики его личности, обусловливая ее физические и психические воз­можности.

Человек, который дышит глубоко, всегда обладает большей фи­зической и биологической энергией. Тот же, у кого дыхание неглу­бокое, обычно робок и астеничен. Правильное дыхание есть один из определяющих факторов здоровья, сбалансированной нервной системы, спокойного эмоционального состояния и восприимчиво­го ума.

_____________Упражнения для повышения уровня сознания

Дыхание есть русло потока органической жизни, это единствен­ный непрерывный контакт, который связывает нас с матерью-при­родой, и, подобно пуповине, он снабжает нас элементами, которые нужны для поддержания нашей жизни. Прерывание этой связи озна­чает смерть. Кроме того, процесс дыхания есть единственная веге­тативная функция, которая может испытывать влияние со стороны нашей воли. Таким образом, она представляет собой связь между спинномозговой нервной системой и вегетативной системой.

Тренировка и овладение дыханием позволяют человеку распрост­ранить влияние своей воли на эмоциональные и нервные реакции, которые обычно находятся за пределами нашего контроля. Сущест­вует непрерывное взаимодействие между нашей ментальной и эмо­циональной деятельностью и процессом дыхания. Когда мы наслаж­даемся эмоциональным покоем, наше дыхание более ритмично, мяг­ко и медленно; когда мы напряжены, поток дыхания задерживается , становится неритмичным и неглубоким; когда мы испытываем эмо­циональный шок, дыхание останавливается и наступает почти удушье. Когда мы сосредоточены, мы дышим мягко и непрерывно, а когда мы позволяем нашему разуму блуждать, процесс дыхания ста­новится прерывистым.

Поэтому перевоспитание дыхания имеет как психологическое, так и физиологическое значение. Чтобы оценить контекст различных упражнений, проанализируем несколько общих положений в отно­шении механизма дыхания.

Взрослый человек обычно делает от 14 до 17 вдохов в минуту. Каждый раз, когда грудная клетка поднимается, происходит вдох, а когда она опускается, происходит выдох. Эти две фазы приносят приблизительно 500 кубических сантиметров воздуха в наши легкие, так что приблизительная масса воздухообмена за одну минуту равна 8 литрам. Это количество воздуха, которое проходит через легкие в одну минуту, называется вентиляцией легких. Максимальное коли­чество воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха, составляет жизненную потребность человека и в среднем составля­ет от 4 до 5 литров. Человек не может вдохнуть так, чтобы полностью обновить воздух в легких, поскольку всегда имеется оп­ределенное количество воздуха от 1000 до 1500 кубических сантиме­тров, которое там остается. Этот воздух не выдыхается, он называ­ется остаточным.

Дыхательные упражнения, которые мы рассмотрим, не только увеличивают жизнеспособность, но и непосредственно влияют на воспитание воображения и фонацию. На практике разные группы упражнений взаимосвязаны и влияют на различные функции челове-

Джон Бейнс

гипсосознанир

ка. Таким образом, дыхание, фонация и движения влияют на вообра­жение и, в свою очередь, сами подвержены его влиянию. Мы увидим например, что определенные дыхательные упражнения направлены на облегчение ментальной концентрации, что способствует воспита­нию воображения. Учитывая это взаимное влияние, дадим каждому упражнению номер и объединим их в группы по целям.

Полное дыхание

Человек обычно дышит, наполняя только верхнюю часть легких. Если мы хотим вдохнуть больше воздуха, мы существенно расширя­ем нашу грудную клетку. Дыхание такого рода называется грудным дыханием. Функция диафрагмы не очень важна при этом. Диафраг­ма - широкая мышца, отделяет область грудной клетки от области брюшной полости и которая помогает вдоху. Когда мы дышим, то с помощью диафрагмы, увеличиваем приток воздуха и в то же время уменьшаем количество остаточного воздуха.

Правильное управление диафрагмой позволяет улучшить эффек­тивность дыхательного процесса, которая, в свою очередь, является одним из определяющих элементов правильной речи.

Огромное большинство людей страдает от недостаточности ды­хания. Этот факт можно установить в результате следующего уп­ражнения: сядьте удобно, положите большие пальцы на талию выше тазобедренной кости, так, чтобы другие пальцы были обра­щены назад по линии талии и соприкасались сзади. Дышите нор­мально в этом положении и постарайтесь определить, подвижны ли нижние мышцы спины. Если они не работают, значит, дыхание не­достаточно.

Уражнение 1 Полное дыхание

Встаньте, слегка расставьте ноги, держите голову прямо и отведи­те плечи назад, начинайте вдыхать воздух, расширяя брюшную по­лость, то есть наполняя ее, пока она слегка не округлится. Продол­жайте вдыхать, пока не наполните легкие, расширяя теперь грудную клетку, так что живот естественным образом опадает. При выдохе вы должны стараться плавно сокращать живот, чтобы обеспечить выход остаточного воздуха.

Упражнения для повышения уровня сознания

Чтобы облегчить наблюдение за тем, как работает диафрагма, можно лечь на спину и дышать в этом положении в течение несколь­ких минут, пока вы не заметите, что дышите, не наполняя грудную клетку и не двигая плечами, расширяя центральную часть тела. Это упражнение позволяет изменить привычный способ дыхания и явля­ется основой для других, более сложных упражнений. Вы можете проделывать его столько раз, сколько хотите в течение дня, пока это не станет привычным способом дыхания, что, конечно, очень жела­тельно.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Упражнение 2 Утреннее дыхание

Утреннее дыхание служит для повышения ментального тонуса и уровня сознания, накопления энергии для предстоящего дня и уста­новления гармоничного и сбалансированного психического состоя­ния. В данном упражнении дыхание сочетается с движениями. И то и Другое одинаково важно. Движения необходимо выполнять точно так, как это указано здесь, поскольку каждая поза создает особое психическое состояние. Для большей ясности поделим упражнение на пять этапов, как это показано на рисунках.

Первый этап (рис. 4). Встаньте, закройте глаза, пятки вместе, но­ски врозь, позвоночник прямой, подбородок приподнят. Опустите руки и соедините ладони так, чтобы подушечки пальцев соприкаса­лись.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАЩц?

Второй этап (рис. 5). Начните вдох, выпячивая живот и одновре­менно поднимая прямые руки до уровня подбородка.

Третий этап (рис. 6). Продолжайте движение рук, разводя их в стороны при одновременном продолжении вдоха, заполняя легкие. Движения рук должны закончиться одновременно с окончанием вдо­ха. Задержите дыхание на некоторое время.

Четвертый этап (рис. 7). Начните выдох, медленно опуская ру­ки через стороны. Когда руки коснутся ног, вьщох должен быть пол­ностью завершен.

Пятый этап (рис. 8). Пауза для отдыха перед новым повторени­ем цикла.

Очень важно точно выполнять все движения, думая исключитель­но о том, что вы делаете.

___________________Упражнения для повышения уровня сознания

Упражнение выполняется около 10 минут, что должно соответст­вовать приблизительно 20 циклам. Вдыхать следует через нос, а вы­дыхать через рот, причем губы должны быть чуть приоткрыты, как будто вы собираетесь свистеть. Если температура воздуха очень низкая, то можно выдыхать через нос, чтобы слизистая оболочка не переохладилась.

Те, кто не привык делать дыхательные упражнения, могут начать с пяти минут и постепенно увеличивать их продолжительность.

Упражнение следует делать утром на голодный желудок. Важно выполнять его с желанием, а не как неприятную обязанность. Дан­ное упражнение направлено на увеличение жизненной энергии, по­этому со временем появятся приятные ощущения и человек будет получать больше удовольствия, выполняя свои ежедневные дела. При желании упражнение можно повторить вечером, для восстанов­ления растраченной за день энергии.

Расслабление при помощи дыхания

Вдох и выдох определяют приток и отток органической жизни. При вдохе мы напряжены и бдительны, а при выдохе расслабляемся. Так в течение дня напряжение чередуется с расслаблением. Это можно использовать по-разному, например для достижения расслаб­ления при помощи дыхания.

Упражнение 3

Дыхание для расслабления

Сидя или лежа с закрытыми глазами, наполните легкие воздухом и задержите дыхание на некоторое время. Затем мягко выдыхайте че­рез рот, как будто вы дуете, пытаясь как можно больше продлить выдох до полного опустошения легких. После отдыха цикл можно повторить столько раз, сколько вы захотите.

Чтобы упражнение дало больший эффект, необходимо, чтобы ды­хание было как можно более мягким и медленным. Это упражнение довольно простое и рекомендуется тем, кому трудно сосредоточить­ся или сразу освоить другие, более сложные упражнения. Его мож­но выполнять сколько угодно раз в день.

Сознательное дыхание

Сознательное дыхание позволяет достичь психического состоя­ния, которое совершенно отлично от обычного, когда человек ды-

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИр

шит непроизвольно. Благодаря осознанию вдоха и выдоха устанав­ливается связь между волей и вегетативной системой, что позволя­ет достичь самоконтроля. Дыхание - как кран, который открывает или закрывает связи с нервной системой и эмоциями. Оно также позволяет человеку изменить свои психические и нервные состоя­ния и повысить уровень сознания, преимущества чего нам уже из­вестны.

Упражнение 4 Неощутимое дыхание

В положении стоя, сидя или лежа начните ощущать приток и от­ток воздуха, концентрируясь на увеличении и уменьшении объема грудной клетки. Необходимо чувствовать, как легкие надуваются и сдуваются, подобно воздушному шарику. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете полного отождествления себя со своим дыха­тельным ритмом. Затем попытайтесь замедлить дыхание, пока оно не станет неощутимым и совершенно бесшумным. Продолжайте до полного расслабления и изменения вашего ментального или эмоци­онального состояния. Это упражнение можно делать в любое время дня, как только возникает необходимость расслабиться или достичь психического спокойствия. Упражнение рекомендуется также лю­дям, страдающим от бессонницы. Им следует выполнять его перед сном.

Вспомним, что каждый раз, когда человек дышит сознательно, как в случае с неощутимым дыханием, его способность к самоконтролю увеличивается.

Основная цель указанных дыхательных упражнений состоит в по­вышении уровня сознания, оживлении нервной системы и достиже­нии состояния расслабления, равновесия и спокойствия. Управление дыханием крайне важно для самоконтроля, поскольку оно позволяет человеку быстро изменять состояния страха или беспокойства на со­стояния покоя и приятного равновесия.

Очень важно помнить о том, что преднамеренное глубокое дыха­ние позволяет нам при помощи своей воли управлять вегетативной системой.

Повышение уровня сознания человека позволяет ему в совершен­стве овладеть своими эмоциональными и ментальными состояниями и произвольно изменять их. Но все это может оказаться недоступ­ным для людей, которые не привыкли к рассуждению и дисциплине ума. Упражнения по контролю над воображением обычно более

Упражнения для повышения уровня сознания

сложны из-за их абстрактного характера. По этой причине мы при­водим несколько дыхательных упражнений, которые выполняются почти механически, чтобы каждый мог применять их в качестве тре­нировки для достижения волевого воздействия на вегетативную сис­тему.

Нет необходимости выполнять все упражнения. Следует выбрать те, которые больше всего подходят для вашего характера и для ре­шения конкретных личных проблем. Желательно каждый день вы­полнять упражнение № 2 (с.69), чтобы зарядить свою нервную «ба­тарею» перед началом трудового дня.

Выполнение дыхательных упражнений не может предотвратить появление нервного напряжения. Они используются для решения уже возникших расстройств нервной системы. Дыхание - это форма нашего контакта с вегетативной системой, позволяющей подчинить ее нашей воле. Необходимо подчеркнуть, что изменение привычно­го способа дыхания позволяет окончательно ликвидировать некото­рые виды нервного напряжения. Глубокое дыхание повышает жиз­неспособность человека и в результате постоянной практики (см. упражнение № 1, с.68) должно стать привычным, что приведет к ин­тересным изменениям в обмене веществ и в характере.

Итак, дыхание позволяет быстро изменять наше психическое со­стояние, а также усиливает внимание. Изменяя ритм или частоту ды­хания, мы всегда изменяем и наше ментальное и эмоциональное со­стояние. Упражнение даст наилучшие результаты, если одновремен­но с дыханием мы сконцентрируемся на какой-либо мысли, напри­мер на идее спокойствия и расслабления. Эта идея через дыхание пе­реходит в вегетативную нервную систему. Если в течение дня, нахо­дясь среди людей, человек испытывает беспокойство и нервозность, то ему полезно выполнить интенсивное диафрагмальное дыхание, сконцентрировавшись на мысли о покое.

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение оказывает исключительно сильное влияние на наши эмоциональные и нервные состояния, поскольку оно обусловливает наше нервное напряжение и наше эмоциональное и ментальное со­стояние. Тело всегда стремится следовать за воображением. Если в нашем воображении, например, возникает представление о том, что с нами может произойти что-либо неприятное, то все наши мышцы произвольно и непроизвольно напрягаются, защитный механизм приводится в действие и старается подготовить нас к бегству или к атаке. Мысли, которые обычно возникают в нашем сознании, - по­истине краеугольные камни, на которых мы строим нашу матери­альную, ментальную и эмоциональную жизнь.

Каждая мысль оставляет свой след и вызывает эквивалентное ей эмоциональное состояние. Если мы наблюдаем сцену жестокости в кино, то наши мышцы бессознательно стремятся подражать тому действию, которое мы видим. Предположим, что мы видим, как за человеком гонится лев. Невольно, сами того не замечая, мы начина­ем совершать движения ногами, как будто бежим. Мы непроизволь­но имитируем напряжение мышц людей, которых мы наблюдаем. По этой причине человеку передается напряжение всех людей, с кото­рыми он обычно общается.

Для воображения характерно то, что мы не можем намеренно им управлять. Часто нельзя сказать, что человек воображает что-то, скорее его воображение действует само по себе, независимо от «Я». Обычно человек не в состоянии остановить поток своего воображе­ния, и образы, возникающие в результате действия цепи ассоциаций, вынуждают его постоянно тратить свою нервную энергию.

Воображение, как и большинство других человеческих способнос­тей, подвластно тренировке и в определенной мере может быть под-

Воспитание воображения

чинено силе воли. Именно этого мы стараемся достичь посредством специально разработанных упражнений.

Когда нервное напряжение и расслабление возникают бессозна­тельно, то, как правило, они являются продуктом воображения, свя­занным с прошлым, настоящим или будущим. Это не обязательно какая-то конкретная или ясно обозначенная идея, чаще всего чело­век «воображает ощущения», то есть определенные моменты вос­приятия, которые реализуются на бессознательном уровне и захва­тывают его воображение, вызывая определенное психическое со­стояние.

Следует различать три основных типа деятельности воображения: относящийся к произвольному и сознательному уровню, совершае­мый сознательно, но не непроизвольно и совершаемый бессозна­тельно. Важно понять, что воображение охватывает все уровни со­знания человека, от подсознания до супрасознания, если оно есть. Так, воображая что-либо, мы не знаем, на каком уровне находится наше сознание: сознательном или подсознательном. Мы настолько тесно связаны с нашими мыслями, что не можем наблюдать за собой, если только не достигнем более высокого уровня бодрствования.

Одна из наиболее вредных привычек, связанных с воображением, состоит в том, что человек дает своему воображению полную свобо­ду, и оно блуждает, заставляя его мечтать и строить воздушные зам­ки. Если эта привычка укореняется, то человек постепенно отрыва­ется от реальности до такой степени, что смешивает реальность с воображаемым. В то же время, поскольку человек проецирует «Я» на объект воображения, он становится «бессознательным» и потому открыт для всякого рода негативных внушений извне.

Опыты с воображением

Два опыта, которые изложены ниже, демонстрируют на практике принцип «идеоплазии» (воздействия мыслей на физиологические процессы).

рис. 9

Джон Бейнс

ГИПСОСОЗНАНИг

Опыт А

Сделайте простейший маятник, привязав к нитке или тонкой леске длиной 30 см кольцо или ключ. Сядьте за стол, опершись на него локтями и соединив кисти рук на уровне подбородка. Держите со­единенными кончиками средних пальцев маятник за нить, как пока­зано на рисунке 9.

Постарайтесь, чтобы маятник висел неподвижно, и в то же время вообразите, не закрывая глаз, что маятник начинает качаться впе­ред-назад. Необходимо ощутить сильное желание, чтобы маятник начал двигаться. Спустя несколько секунд вы заметите, что маятник действительно качается в воображаемом направлении.

Вообразите теперь, что маятник качается справа налево, и вы уви­дите, как маятник действительно будет двигаться в этом направлении.

Вопрос. Почему маятник движется?

То, что маятник следует воображаемому движению, подтверждает, что экспериментатор совершал неосознанные и незаметные движе­ния своими пальцами, чтобы дать физическое воплощение тому об­разу, который был в его воображении.

Опыт Б

Сядьте удобно, закройте глаза и вообразите как можно более яр­ко, что вы стоите у железной дороги. Представьте, что слева напра­во перед вами проезжает поезд. Во время опыта последите за свои­ми глазными яблоками. Можно заметить, что, хотя веки закрыты, глаза двигаются, следуя за поездом.

Вопрос. Почему глазные яблоки двигаются в воображаемом на­правлении?

Движение глазных яблок показывает, что существует очевидная и тесная связь между мыслью и движением глаз. Глазные яблоки все­гда стремятся двигаться в соответствии с тем, что человек вообра­жает. Если вместо горизонтального движения представить ракету, взлетающую вверх, то глазные яблоки будут двигаться также вверх.

Воспользуемся опытом Б, чтобы разработать технику, которая позволит нам расслабиться. Будем основываться на предпосылке, что существует связь между деятельностью воображения и движе­ниями глаз. Поэтому если мы успокоим воображение, то и глаза так­же придут в состояние покоя, и если мы расслабим глаза, то и наше







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 276. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.052 сек.) русская версия | украинская версия