Студопедия — ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ 28 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ 28 страница






ТИШИЯ (Санскр.) То же, что Калиюга, Четвертый Век.

ТО ОТ (Греч.) "Бытие", "Неизреченное Все" Платона. Тот, "кого никто не видел, кроме Сына".

ТОБО (Гност.) В "Кодексе Назареев" таинственное существо, которое переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни, и поэтому называется "освободителем души Адама".

ТОДЫ Таинственный народ в Индии, обнаруженный в неизведанных дебрях Нилгири (Голубых) Гор в округе Мадрас, происхождение, язык и религия которых неизвестны по сей день. Они полностью отличаются - этнически, филологически, и всем другим - от бадагов и мулакурумбов, двух других племен, обитающих в тех же горах.

ТОМЕЯ (Егип.) Богиня Справедливости, с завязанными глазами и крестом в руке. То же, что Греческая Фемида.

ТОПОРИК В египетских иероглифах символ силы, а также смерти, Топорик называется "Разрубателем Узла", т.е. женитьбы или каких-либо других уз.

ТОР (Сканд.) От Тонар - "греметь". Сын Одина и Фрейи, и владыка всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днем Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски - пятый день недели, также посвящен планете Юпитер.

ТОРА (Евр.) "Закон", записанный с перестановки букв еврейского алфавита. О "сокровенной Торе" говорится, что перед тем, как Ат-ти-ка ("Старец Старцев"), готовясь проявить Себя, облекся в части (или члены), Он пожелал сотворить Тору; последняя, сразу после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами: "Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах". Другими словами, Тора, Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является вставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и развиваясь, мистический Закон раннего каббалиста был преображен и приспособлен раввинами для замены его мертвой буквой любой метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и талмудский Закон подчиняет себе Эйн-Софа и любой божественный Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические толкования.

ТОРАЛВА д-р Эжен. Врач, живший в четырнадцатом веке, который получил в качестве подарка от брата Пьетро - крупного мага и доминиканского монаха - демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно служил ему. (См. "Раз. Изида", II, 70.)

ТОТ (Егип.) Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала - обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе ("Тайная Доктрина", II, с. 230, 231). Он "Владыка Гермополя" - сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит "Око Гора", третий глаз. Он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, "Трижды великий Гермес", покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S.: "Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только - как предполагают - нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля." Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, "Мудрость египтян".... "Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад." Согласно Платону, "Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв". Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: "Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ". Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что "крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени". Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: "Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте."

ТОФЕТ (Евр.) Место в долине Геенны, недалеко от Иерусалима, где постоянно поддерживался огонь, на котором в жертву Ваалу приносились дети. Таким образом, местность эта является прообразом христианского Ада, огненной Геенны вечного проклятия.

ТОХУ БОХУ (Евр.) От Тоху - "Глубь" и Боху, "предвечное Пространство" - или Глубь Предвечного Пространства, вольно переведенное как "Хаос", "Смятение" и т.д.

ТОЧКА В КРУГЕ В своем эзотерическом значении - первый непроявленный логос, выявляющийся в бесконечном и безбрежном протяжении Пространства, представленного Кругом. Это план Беспредельности и Абсолютности. Это только одно из бесчисленных и скрытых значений этого символа, который является самой значительной из всех геометрических фигур, применяемых в метафизической эмблемологии. Что касается масонов, они из этой точки сделали "отдельного брата", долг которого перед Богом и человеком очерчен этим кругом, и добавили Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, чтобы те сопровождали этого "брата", изобразив их двумя вертикальными параллелями.

ТОЯМБУДХИ (Санскр.) Страна, в северной части которой расположен "Белый Остров" - Швета Двипа - один из семи пуранических островов или континентов.

ТРАЭТАОНА (Мазд.) Персидский Михаил, который боролся с Зохаком или Ажи-Дахакой, змием-разрушителем. В "Авесте" Ажи-Дахака является четырехглавым чудовищем; одна из его голов - человеческая, две других - змеиные. Дахака, который в Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, purpureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы - двойственного манасического принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и оккультных сил.

ТРАЙЛОКЬЯ или Трилокья (Санскр.) Букв., "три сферы" или мира; дополнительная триада к браминской четверке миров под названием Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто физические и чувственные, Трайлокья буддистов - чисто духовные и этические. Полное описание браминского деления можно найти под словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в следующей параллели: - Браминское Деление Миров.

1. Бхур, земля.

2. Бхува, небеса, небесный свод.

3. Свар, атмосфера, небо.

4. Махар, вечная светящаяся сущность.

Буддийское Деление Сфер.

1. Мир желания, Камадхату или Камалока.

2. Мир формы, Рупадхату.

3. Бесформенный мир, Арупадхату.

Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек". Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства, или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место, где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние Дэвачана, - спят сладким сном забвения без сновидений, по окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно переходят в состояние Дэвачана. Рупадхату есть небесный мир форм, или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины, китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать Брамов или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу-Юги до 16 000 Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16 000 йоджан (йоджана - мера длины от пяти с половиной до десяти миль!!); и тому подобное теологическое чушь, вышедшая из жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для Эго в это время све или все сохраняют свою форму (как во сне), все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не имеет формы. Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер" или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая сфера посмертной Трайлоньи; и так как это обитель тех, кто уже почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачара) не может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства, связанного с нашей трехмерной Вселенной.

ТРЕТА ЮГА (Санскр.) Вторая эпоха мира, период в 1 296 000 лет.

ТРИ ЛИКА Тримурти индийского Пантеона; три ипостаси единого божества. В "Книге Заповедей" сказано: "Существуют два Лика, один в Тушите (Дэвачане), и один на Миалбе (земле); и Превышний Святой объединяет их и в конце концов поглощает обоих".

ТРИ ОГНЯ (Оккульт.) Название, данное Атма-Буддхи-Манасу, которые, когда объединены, становятся одним.

ТРИ СТУПЕНИ (Посвящения.) Каждый народ имел свою экзотерическую и эзотерическую религии, одну для масс, другую для образованных и избранных. Например, у индусов было три ступени с несколькими суб-ступенями. Также и египтяне имели три предварительных ступени, в Мистериях олицетворенных "тремя хранителями огня". Китайцы имели свое древнейшее Общество Триады; а у тибетцев по сей день существует их "тройной шаг", который в "Ведах" символизировался тремя шагами Вишну. Повсюду в древности мы находим безграничное почитание Триады или Треугольника - первой геометрической фигуры. У древних вавилонян существовало три степени посвящения в жречество (что было тогда эзотерическим знанием); евреи, каббалисты и мистики заимствовали их от халдеев, а христианская Церковь - от евреев. "Имеются Два", говорит раввин Симон бен Иохаи, "в соединении с Одним; поэтому они суть Три, и если они суть Три, то они суть Один."

ТРИ-БХУВАНА или Три-лока (Санскр.) Три мира - Сварга, Бхуми, Патала - или Небо, Земля или Ад в народных верованиях; эзотерически они суть Духовная и Психическая (или Астральная) сферы, и Земная сфера.

ТРИ-ДАША (Санскр.) Трижды десять или "тридцать". Это округленно численность индийского Пантеона - тридцать три кроры божеств - двенадцать Адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр и два Ашвина, или тридцать три коти, или 330 миллионов богов.

ТРИ-КУТА (Санскр.) Букв., "три вершины". Гора, на которой была выстроена Ланка (современный Цейлон) и ее столица. Аллегорически говорится, что это горная цепь, идущая на юг от Меру. И нет сомнения, что так и было, до того как Ланка ушла под воду, оставив теперь над водой лишь самые высокие вершины этой цепи. Подводная топография и геологические формации должны были основательно измениться со времени Миоценского периода. Существует легенда, что Вайю, бог ветра, снес вершину Меру и бросил ее в море, где она с тех пор стала Ланкой.

ТРИАДА или Трое. Десять Сефиротов при созерцании представляются в в иде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную триаду; Хезед, Гебура и Тиферет - вторую; Нецах, Ход и Иесод - низшую триаду. Десятая Сефира, Малкут, стоит позади этих трех триад. (у.у.у.) Вышеизложенное - это ортодоксальная Западная Каббала. Восточные оккультисты признают лишь одну триаду - верхнюю (соответствующую Атма-Буддхи и "Оболочке", которая отражает их свет, - три в одном) - и учитывают семь низших Сефиротов, каждый из которых является представителем одного "принципа", начиная с Высшего Манаса и кончая Физическим Телом - причем Малкут является представителем последнего в Микрокосме, а Земля - в Макрокосме.

ТРИВИДИА (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это - три основные аксиомы в мистицизме: - а) непостоянство всего существования или Анитья; б) страдание или мучение всего, что живет и существует, или Дукха; и в) все физическое, объективное существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь во сне, или Анатма.

ТРИВИДХА ДВАРА (Санскр.) Букв., "трое врат", которые суть тело, рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли - три добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.

ТРИВИКРАМА (Санскр.) Эпитет Вишну, употребляемый в "Риг-Веде" в связи с "тремя шагами Вишну". Первый шаг он сделал на земле, в форме Агни; второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и третий на небе, в образе Сурьи, солнца.

ТРИГУНЫ (Санскр.) Три раздела врожденных качеств дифференцированной материи - т.е. полного покоя (сатва), деятельности и желания (раджас), застоя и гниения (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве. (См. "Тримурти".)

ТРИДАНДИ (Санскр.) Название это обычно дается классу или секте санньяси, которые постоянно держат в руке нечто вроде посоха (данда), разветвляющегося вверху на три прутика. Этимология этого слова разнообразна, и некоторые называют так тройную нить брамина.

ТРИДЖНАНА (Санскр.) Букв., "тройное знание". Оно состоит из трех ступеней: (1) вера, основываясь на вере; (2) вера, основываясь на теоретическом знании; и (3) вера на основе личного и практического знания.

ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ (Кабб.) В "Зохаре" говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи "посредством (этих) тридцати двух путей". ("Зохар", III, 290a.) Их полное описание можно найти в "Сефер Иецире", где буквы и цифры как бы объективно представляют собой Тридцать Два Пути Мудрости, при помощи которых Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом месте, разум "выходит из Зейр Анпина, и поэтому распространяется и расходится по тридцати двум путям". Зейр Анпин, "Короткий Лик" или "Меньшее Лицо", есть Небесный Адам, Адам Кадмон или Человек. Человек в "Зохаре" рассматривается как двадцать две буквы еврейского алфавита, к которым добавляется декада, - отсюда и тридцать два символа его способностей или путей.

ТРИКАЯ (Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой пантеистически, как единство, составленное из Божественного, чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2) Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба рассматривались на той же основе, если даже и не полностью совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться, если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы; в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры, называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью, ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого, впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так, экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении, он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая "абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это - мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии, внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать, слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)

ТРИЛИСТНИК Подобно трилистнику - эмблеме Ирландии - он имеет символическое значение "тайны трех-в-одном", как называет его один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда Тифон убил сияющего бога. Некоторые видят в нем фаллическое значение, но в Оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было растение Духа, Души и Жизни.

ТРИЛОЧАНА (Санскр.) Букв., "трехокий", эпитет Шивы. Рассказывают, что однажды, в то время когда на Гималайской вершине этот бог предавался суровому аскетизму, его жена любовно положила руку на его третий глаз, который вспыхнул изо лба Шивы большим пламенем. Это тот глаз, которым был испепелен Кама, бог любви (в аспекте Мары, искусителя), за то, что пытался внушить Шиве6 во время его благочестивых медитаций, мысли о его жене.

ТРИМУРТИ (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю - воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир, Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие - Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный, создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности" Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи, само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или свойства активности, желания порождать потомство, того желания, благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни. Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения, возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое характеризует промежуточный период между полной зрелостью и началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится разрушителем. Это является настолько же высоко философским под своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать ее миру.

ТРИПАДА (Санскр.) "Трехногий", лихорадка, персонифицированная как имеющая три ноги или стадии развития - холод, жар и пот.

ТРИПИТАКА (Санскр.) Букв., "три корзины", название буддийского канона. Состоит из трех частей: (1) учение; (2) предписания и законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона. Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью Сиама и Цейлона.

ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или Самгха); последние два, в современном толковании, означают "религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха). Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы", последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако, рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле, истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь - современных) учений явили больше природной интуиции, нежели фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды; т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде, символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же каждый последователь истинно философского Буддизма - названного м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать - "Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный" Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее "жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или "посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы - божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный свет из единого "безграничного света". Таково философское значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж. Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом, догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из способнейших европейских ученых склонен приносить любой философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках невежественных миссионеров?

ТРИСУПАРНА (Санскр.) Определенная часть "Веды", после изучения которой брамин также называется Трисупарна.

ТРИТЕМИЙ Аббат испанских бенедиктинцев, исключительно ученый каббалист и адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.

ТРИТОН (Греч.) Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб - таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие, которое греки называют Козерогом, и последний является индийским Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и его толкование является полностью оккультным и мистическим, и известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию. Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим, сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с. 724-729.)

ТРИШАРАНА (Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это было принято соборами в качестве чистого formula fidei, предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме", "прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось, имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том, чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1) "Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным, т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек, или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в "трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи, универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости, который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи, или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная) погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда, должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В "отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм", живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни "практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд, добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом, имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос, предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, - пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо, еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи, который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах, "правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем личностям - в высшей степени нефилософично.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия