УЛЫБКА, КОТОРАЯ СКРЫВАЕТ ДУШУ
Существует много методов, с помощью которых мы можем защитить наши личные зоны. Одним из них является использование масок. Лицо, которое мы открываем миру, лишь в редких случаях является нашим подлинным. Показы-вать на лице или в наших действиях то, что мы по-настоящему чувствуем, считается признаком необычного, почти ненормального поведения. Вместо того, чтобы раскрывать миру наши чувства, мы подчиняем строгой дисципли-не выражения нашего лица и наши телодвижения. Доктор Эрвин Гоффман в своей книге "Поведение в общественном месте" заявляет, что очевидными свидетельствами этой дисциплины являются наше внимание к внешности, одежде и прическе. С помощью своего внешнего обли-ка, одежды и прически мы многое рассказываем о себе своим друзьям и кол-легам. Доктор Гоффман отмечает, что от среднего человека в нашем общест-ве ожидают, что в общественном месте он появится аккуратно одетым и тща-тельно выбритым, умытым и причесанным. Это исследование, написанное шесть лет назад, не принимало во внимание того, что молодые люди могут появиться в обществе с длинными, не чесанными волосами, небритыми, а их вид будет более небрежным и раскованным. Однако и этот вид теперь при-вычный, поскольку стал соответствовать общепринятому идеалу. Гоффман указывает на то, что в течение дня, например в часы пик в метро, тщательно подогнанные маски немного сползают с нас и становится заметным выражение "праведной и смертельной усталости", которое по-нас-тоящему раскрывает наше истинное лицо. Мы теряем управление нашим защит-ным механизмом и из-за усталости забываем контролировать свое лицо. Пос-тарайтесь взглянуть на лица людей в переполненном автобусе, вагоне метро или железнодорожном вагоне во время часа пик в конце рабочего дня. Пос-мотрите, сколько обнаженной человеческой природы выступает во всех ли-цах. Изо дня в день мы закрываем эту обнаженную человеческую суть. Мы дер-жим себя под строгим контролем, чтобы наше тело по небрежности не вып-леснуло наружу то, что наш ум не сумел скрыть. Мы постоянно улыбаемся потому, что улыбка - это не только знак веселья или удовольствия, но и извинения, наш защитный сигнал. Я сажусь рядом с вами в переполненном ресторане. Моя полуулыбка озна-чает: "Я не хотел вам мешать, но это - единственное свободное место". Я задел вас в кабине лифта, и моя улыбка вам объясняет: "Я не хотел проявлять агрессивность. Извините меня, пожалуйста". Неожиданная остановка автобуса сбивает меня с ног, и я падаю на со-седнего пассажира. Моя улыбка говорит: "Я не намеревался падать на вас. Я прошу вашего прощения". И так мы улыбаемся целый день, хотя на самом деле мы раздражены и сердиты. На работе мы улыбаемся нашим клиентам, нашему начальству, нашим подчиненным. Мы улыбаемся нашим детям, нашим соседям, нашим мужьям, же-нам и родственникам. На самом деле лишь незначительная часть наших улы-бок реальная. Большинство - лишь маски, которые мы носим. В маскировке участвуют не только мускулы лица. Мы маскируем все наше тело. Женщины обучаются искусству сидеть так, чтобы скрывать свою сексу-альную привлекательность, особенно когда на них короткие юбки. Они носят лифчики для того, чтобы держать груди на месте и скрывать излишнюю сек-суальность. Мы держим себя прямо и застегиваем на все пуговицы рубашки, втягиваем свой живот и прибегаем к различным способам маскировки лица. У нас есть лица для вечеринок, для работы и даже похоронные лица. Даже для тюрьмы у нас есть специальные лица. В книге "Этикет тюрьмы" доктор Филлипс пишет, что новые заключенные обучаются, как строить апатичное и бесхарактерное выражение лица. Когда же заключенные остаются одни, то они в качестве компенсации за долгое ношение маски безразличия начинают преувеличенно улыбаться, смеяться и выражать свою ненависть по отношению к тюремщикам. С годами маски все труднее носить. Некоторым женщинам, которые всю жизнь полагались на красоту своих лиц, становится все труднее по утрам "собрать свое лицо вместе". Старые мужчины расслабляют мускулы своих лиц. С годами щеки все больше опускаются. нахмуренные брови не разводят-ся, а морщины не разглаживаются.
|