Аспекты опыта
Существует очень много аспектов опыта. Энциклопедия, содержащая их описание, быяа бы громадной и чудовищно скучной. Я хочу отметить некоторые важные аспекты и привести некоторые примеры, связанные с ними, чтобы у вас появились идеи по поводу того, что искать и как в дальнейшем развивать вашу чувствительность. Избегание, отсутствие сознавания В десятом отзыве недостаток в сознавании очевиден. Не так очевидно это проявляется в первом, который приятен, но не выражает никаких физических ощущений или эмоциональных переживаний. Это в основном визуальный опыт, и он более плоский, чем тринадцатый, в котором имеют место тактильные ощущения, тепло, вкус, движения и т.д. Изменение против застоя Изменения и рост в 13‑м примере и повторяемость и застой в 10‑м уже были отмечены ранее. В 7‑м опыте имеет место некая повторяемость, когда роза снова и снова поднимается, чтобы перерасти забор, и затем падает, когда приходит зима. Самостоятельность и опора на окружение Тринадцатый опыт — хороший пример самостоятельности. Там нет никаких намеков на помощь извне. Она поддерживает сама себя и даже оказывает поддержку пчелам и людям. В противоположность этому 11‑й полностью зависим, о нем заботится бабушка: «Она всегда заботится обо мне». Во 2‑м зависимость от окружения выражена оранжереей и дамой, которая заботится. Его шипы обеспечивают независимость от больших животных, но не от маленьких насекомых. Взаимоотношения: организм — среда В 13‑м отзыве здоровое, приносящее радость и творчество взаимодействие. В 16‑м отзыве отражена личность, которая сама себе обеспечивает независимость, но должна непомерно тяжело работать над этим. Вся ее энергия идет на борьбу с окружением — добывание и удержание влаги, выращивание веток, которые не смогут съесть животные. Никакой энергии не привносится в листву или приносящие радость цветы. Отзыв 6‑й — нечто среднее между 13‑м и 16‑м. Препятствия и фрустрации В двух отзывах забор является препятствием, которое мешает кустам получить все тепло от солнца. Животные, жуки, зимний холод, люди, которые срывают и подрезают, и т.п. В других отзывах также не что иное, как виды фрустрации, которая приводит к страданиям и ограничениям. Общая эмоциональная окраска В 17‑м отзыве имеет место напряжение и зависть; в 15‑м — сопротивление; в 5‑м — печаль и ожидание; в 11‑м — блаженство; в 7‑м — в основном фрустрация и несоответствие. Уровень вовлеченности в фантазию Степень, в которой человек желает вовлечься в опыт фантазии и признать его своим, выражая этот опыт в первом лице настоящего времени, очень важна. Это мера готовнос‑ ти человека быть в контакте со своим существованием и ощущениями самого себя. В 10‑м отзыве, несмотря на отвращения и неприятные чувства, женщина готова переживать это и рассказывает об этом как о себе и собственном существовании. В противоположность этому, хотя 1‑й отзыв достаточно приятный и не угрожающий, здесь также имеет место и относительно небольшая эмоциональная вовлеченность. В 9‑м отзыве была отражена хорошая вовлеченность, пока опыт был приятен. Многие люди разделяют себя и свой опыт, относя его к прошедшему времени и не отождествляясь с ним, говоря «я». Говоря «это было», говоришь о чем‑то существующем «не здесь», о чем‑то отделенном от тебя в пространстве и времени. Такого рода фантазия очень полезна для пробуждения отдаленных чувств и переживаний, и многие люди быстро входят в контакт с очень глубокими чувствами. Хотя некоторые люди открывают в фантазии красоту и силу, чаще всплывает то, что избегается, представляется неприятным и пугающим. Для того чтобы фантазия принесла вам пользу, вы должны быть готовы полностью вовлечься в нее и позволить ей развиваться самой, без вмешательств с вашей стороны. Существует возможность не вовлекаться в фантазию и иметь только поверхностный визуальный опыт, который вы легко можете превратить во что‑то еще, если он станет неприятным. Если это происходит с вами, та осознайте, что вы не готовы по‑настоящему пережить свой опыт, что вы предпочитаете иметь дело с образом себя, нежели действительно познать себя и свою жизнь. Сначала, работая с фантазией, вы будете пытаться полностью контролировать ее и давать четкое направление, но постепенно она будет становиться более живой и глубокой, независимо от ваших попыток поправить и изменить ее. У многих фантазия начинается с чего‑то приятного, и только при дальнейшем ее развитии всплывают негативные аспекты. Если вы терпите неудачу в попытке изменить что‑то неприятное, это хороший знак того, что вы в достаточной мере освободили себя, чтобы позволить фантазии развиваться спонтанно и независимо от ваших попыток контролировать ее и манипулировать ею. Немало людей получают опыт чего‑то прекрасного и сильного в своих фантазиях; й большинство людей, если они искренни, обнаружат также что‑то неприятное или угрожающее. Если этот негативный,аспект фантазии пережить в полной мере, он распустится в нечто сильное и прекрасное. Но когда что‑то неприятное проявляется, большинство избегает этого, сокращая свою вовлеченность в эти переживания. Такое избегание неприятностей удерживает часть моего опыта изолированно от меня и снижает уровень моего со‑знавания. Для того чтобы восстановить сознавание и понимание, я должен быть готов к контакту с негативными областями опыта. Было бы очень удобно, если бы я мог удалять неприятное из своей жизни, просто избегая его, но это работает редко, а возможно, вообще никогда. Все, что я делаю, — это уменьшаю сознавание этого неприятного опыта и усложняю свои трудности. Если я избегаю пугающую ситуацию, у меня остаются сомнение, смутное чувство тревоги, слабость и т.п., которые продолжают беспокоить меня до тех пор, пока я не обращусь непосредственно к этой ситуации. Как и зубная боль, страхи и дискомфорт имеют тенденцию усиливаться, если их отрицать. Единственный путь — это действительно пройти через неприятный опыт, понять его и действовать в согласии с этим пониманием. Если я готов в полной мере испытать этот неприятный опыт, то это приносит некоторые плоды. Во‑первых, это полное сознавание и понимание. Во‑вторых, ощущение свободы и энергии, когда принимаешь вызов и работаешь с подобным опытом, который ранее не хотел обнаружить. Кроме того, избегание неприятностей требует определенного количества энергии, которая теперь становится доступной для более полезных задач. Таким образом, если вы обнаруживаете неприятную область в фантазии или жизни, осознайте, что это незадейст‑вованный ресурс, он становится источником силы и свободы в том случае, если вы готовы испытать дискомфорт, повернуться к нему лицом и полностью принять его. Пока вы избегаете что‑то неприятное, оно продолжает негативно влиять на вашу жизнь и забирает вашу энергию. Если же вы желаете увидеть и принять неприятный опыт сейчас, то что‑то новое может вырасти и развиться благодаря этому, вы получите возможность обрести свою целостность и стать более полно живущим. Одна студентка страстно говорила мне, что ей не нравится моя коричневая рубашка. Ее голос выражал сильные чувства, я попросил ее подробней рассказать о рубашке и о том, что ей не нравится. «Она мрачная и депрессивная; она напоминает мне о похоронах отца». Безусловно, у нее все еще оставались сильные переживания, связанные со смертью отца, переживания, с которыми она раньше не желала соглашаться и которые не выражала. Избегаемые чувства продолжали вести борьбу за выражение, и это проявилось через окружающую действительность. Она воспринимала мою рубашку как мрачную и депрессивную, но она не осознавала, насколько мрачной и депрессивной была сама. Такого рода отчуждение называется проекцией — то, что мы видим вокруг себя, часто является нашими отвергнутыми переживаниями в большей степени, нежели реальным миром. Когда эта девушка приняла и проработала свои чувства, она стала спо‑ собна действительно видеть мою рубашку, а не находить в ней удобное место для выражения своих подавленных чувств. Предложенные мной эксперименты отождествления направлены на то, чтобы поддерживать и развивать процесс отчуждения и проецирования и затем изменять его, отождествляясь с собственными проекциями. Если вы сможете осознать способы отчуждения от своего опыта, вам будет относительно несложно вновь обрести свое сознавание, изменяя этот процесс с помощью переотождествления. Осуществляя подобного рода самокоррекцию в повседневной жиз‑"ни, вы все больше начнете жить в реальном мире сознавания. и все меньше будете в смятении от своих фантазий. Если вы думаете, что кто‑то зол на вас, попытайтесь пересмотреть это, скажите: «Я злюсь на него» — и действительно отождествитесь с этим. Посмотрите, попробуйте понять, как вы злитесь на него, что вам в нем не нравится, и т.д. Если вы обнаружите себя желающим помочь кому‑либо, попытайтесь пересмотреть это, скажите: «Я хочу, чтобы ты помог мне». — и затем постарайтесь обнаружить, как он может, по вашему мнению, помочь вам. Далее будут описаны эксперименты с подобного рода инверсиями. Если есть возможность, лучше осуществлять их в группе из 5‑7 человек, чтобы вы могли поделиться своим опытом с другими людьми и узнать что‑то из их опыта.
|