Казахское общество в XVIII- пер.пол. XIX вв.: Хозяйство, социальная организация и социальная стратификация
Хозяйство. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определенных экологических нишах. Это явилось следствием синхронного действия различных факторов естественно - географического, социально- экономического и конкретно- исторического порядка. К числу особенностей определяющих специфику кочевого общества, относятся: 1)Скотоводство как преобладающий вид хозяйственной деятельности. 2)Экстенсивный характер хозяйства. 3)Периодическая сезонная подвижность. 4)Участие в перекочевках большей части населения. 5)Преобладание натуральных форм хозяйства. Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки. Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что обусловливалось дефицитом кормовых и водных ресурсов, невысокой продуктивностью и неравномерностью растительного покрова и, вследствие этого, незначительными возможностями заготовки сена для животных. В целях сбережения и воспроизводства скота казахи должны были прибегать к сезонным миграциям. Средняя протяженность маршрутов кочевания составляла в Казахстане 50-100 км в течение года, но у отдельных родоплеменных групп (например, адай, шекты, табын и др.) могла достигать1000-2500 км. Для казахов-скотоводов был характерен так называемый замкнутый цикл кочевания. Это кочевание по определенным маршрутам, постоянные зимние стоянки в специально отобранных для этой цели местах, кочевание в летний период по одним и тем же водным источникам. Особенности среды обитания казахов определяли способы утилизации ими природных ресурсов в качестве зимних, весенних, осенних и летних пастбищ. Для зимних пастбищ использовались берега озер, долины рек, горные ущелья, опушки лесов, невысокие горы и южные склоны сопок, т.е. места, где имелись естественные средства защиты стад от ветров и снежных буранов. Осенние и весенние пастбища обычно размещались на близлежащих к зимовкам земельных угодьях, которые в первую очередь освобождались от снежного покрова. Летние пастбища располагались, как правило, на территориях со сравнительно обильным растительным покровом и наличием водных ресурсов естественного происхождения. Особенности географической среды и потребности жизнеобеспечения казахов определили оптимальный для них видовой состав стада. Удельный вес овец составлял в нем в среднем 60% всего поголовья, лошадей - 13, крупного рогатого скота - 12, верблюдов - 4 % и проч. Важную роль в регулировании видового состава стада играли не только экологические факторы, но и способность животных адаптироваться к быстрым и частым перекочевкам, а также возможность их многоцелевого использования в хозяйственной жизни (мясо, молоко, шерсть, тягло) и в военно-политических интересах. В зависимости от зональных природно-климатических различий в Казахстане сложились два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство, и скотоводческое хозяйство, базировавшееся на водных ресурсах естественного происхождения. Второе место в структуре хозяйственных занятий казахов занимало земледелие. Очаги земледельческой культуры локализовались, как правило, в лесостепных и отчасти степных ландшафтных зонах Казахстана, в природно-климатическом отношении наиболее пригодных для развития земледельческих видов труда. Такими районами были на северо-западе - территории в бассейнах рек Сагыза, Эмбы, Илека, Иргиза, Утвы и Уила, долины Мугоджарских гор; в Центральном Казахстане - долины среднего течения р.Сарысу; на юге - по Сырдарье, Кувандарье и Жанадарье; на севере - по Ишиму, Нуре и Тургаю с их притоками; в Восточном Казахстане - долины Калбинского и Тарбагатайского хребтов, в предгорьях Каркаралы; в Жетысу - по верховьям Лепсы, Аксу, Каратала и в среднем течении р. Или. В большинстве ландшафтных зон региона земледелие было, как правило, поливным. Поэтому казахские пашни располагались в низменных местах, вблизи небольших рек, горных ключей и озер. В северо-восточных районах Казахстана с большими естественными водоемами преобладало менее трудоемкое неполивное земледелие. Обработка земли производилась лопатами и кетменями, использовались также своеобразные сохи или рала; в хозяйствах, наиболее близко расположенных к русским земледельческим поселкам, - двухколесные железные плуги или обыкновенный “русский сабан”, кроме того, - деревянные бороны, волок, или просто грабли. Для севооборота в Казахстане была характерна переложная система земледелия, когда из года в год на одном и том же месте сеяли просо, а после истощения земли поля забрасывались на несколько лет. Говоря о скотоводстве и земледелии казахов конца XIX- нач. XX веков необходимо подчеркнуть, что хозяйственная деятельность населения Казахстана продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ обусловил тип, форму жизни казахов, свою специфику развития предметов хозяйственного и бытового назначения. И только проникновение России, и колониальные мероприятия в степи подорвали традиционное хозяйство казахского общества. ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ. Определенное место в хозяйственной жизни казахского населения в период XVIII - середины XIX вв. занимали охота, рыболовство, домашние промысла и ремесла. Охота на диких животных и птиц являлась для казахов преимущественно дополнительным источником жизнеобеспечения, Вместе с тем, в связи с активизацией прямых торговых отношений казахских жузов с Россией, среди разных групп кочевого населения заметно возросло промысловое значение продуктов охоты и изделий из меха пушных зверей большом количестве поставляли на меновые дворы Оренбурга, Петропавловска и Семипалатинска, где они успешно сбывались российским купцам. А шкуры наиболее редких и ценных пород животных, таких, как снежные барсы, тигры и проч., имевшие значение социально-престижного продукта на всем социокультурном пространстве Евразии, использовались элитарными группами казахов в дипломатических контактах с царским правительством, персидским шахом и среднеазиатскими ханами в качестве почетных эквивалентных даров. Важным источником жизнеобеспечения в казахском обществе были также мелкие домашние промыслы - изготовление разнообразных изделий из дерева и металла, домашней утвари. По сведениям капитана И.Г.Андреева, в казахских хозяйствах имелось немало ремесленников, Расширилось производство изделий из продуктов скотоводческого хозяйства - выделка бараньих, конских и козьих шкур, изготовление кошм и арканов. Широким спросом у оренбургских купцов пользовался козий пух. Важную роль в экономическом развитии казахского общества играли традиционные торговые связи кочевников с оседло-земледельческими государствами и народами.. Главными статьями вывоза из степи были скот и продукция кочевого скотоводства. В конце XVIII - начале XIX вв. в пограничных с Россией селениях в течение одного года закупалось свыше 1,5 млн. крупного рогатого скота и более 100 тыс. лошадей. Из других товаров преобладали сало, шерсть, выделанные кожи, шкуры диких зверей, изделия из козьего пуха, кошмы, войлоки, отдельные предметы домашнего обихода. Для казахов, проживавших на востоке и юге региона, большое значение имела торговля с ханствами Средней Азии, Восточным Туркестаном и Китаем. Был развит преимущественно натуральный обмен, где баран выступал как эквивалент потребительской стоимости товаров. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КАТЕГОРИИ. Характерной особенностью социального деления казахского общества являлась дифференциация индивидов на так называемую “белую кость” и “черную кость”. Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную интеллигенцию. К ней относились два аристократических сословия - торе и кожа. В отличие от белой кости сословно-корпоративные группы “черной кости” являлись открытыми структурами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (аксакалов). Однако большая часть казахского населения, определяемая как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса. Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой “белой кости”. Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к одной из ветвей потомков Чингиз хана (джучидов), которые находились вне генеалогической структуры жузов. Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа - кожа. Кожа, пользовавшийся наследственными привилегиями, играл важную роль в поддержании традиций ислама среди кочевников. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется слабым распространением ислама в степи. Среди привилегированных социальных категорий “черной кости” у казахов чрезвычайно важное место занимало сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Бии, обладавшие способностью разрешать межклановые и межплеменные споры, добиваясь достижения консенсуса противоборствующих сторон, как правило, приобретали немалый авторитет среди кочевников и значительное влияние в социально-политической жизни казахского общества. Все это позволяло таким могущественным биям, как Казыбек Кельдибекулы, Толе Алибекулы, Айтеке Байбекулы и некоторые другие, оказывать большое воздействие на верховную власть, - с их политическими настроениями, мнениями и решениями были вынуждены считаться даже самые влиятельные казахские ханы (Тауке, Абулхаир, Аблай). Большое социальное значение и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX вв. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-монгольское слово батыр, багатур, бахадур. Со времени Чингиз хана термин бахадур неоднократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. Довольно часто он использовался в качестве почетного титула, получаемого ханом или султаном за личную храбрость, либо умелое руководство военными действиями в борьбе с внешними врагами. В частности, в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Аблай и некоторые другие. Батыром казахи называли любого храброго опытного воина, как из социальной группы "черной кости", так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях. По определению Звание батыр никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, заметно проявившие себя на военном поприще. Примером тому может служить история наследования данного титула потомками влиятельного батыра рода табын поколения жетыру Младшего жуза Богенбая (ум. 1741), его сыном Тленши Богенбай-улы и внуком Жоламаном Тленши, возглавившим народно-освободительное движение западных казахов в 20-х - начале 30-х гг. XIX в. Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов. Это лица, наделенные за разные заслуги привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины (аксакалы), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними эмпирическими знаниями и богатым опытом пастьбы скота.Аксакалы образовывали фундамент всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняя из своих рядов другие социальные категории и сословия. в Казахстане существовали категории зависимого населения - рабов и толенгутов. Толенгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей - султанов на “служилых” людей. К категории зависимого населения относились также рабы - кулы, которые набирались из среды пленных - россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Однако рабство как социально-экономический уклад не получило у казахов широкого распространения и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства. Вывод: Делая вывод по вопросу необходимо подчеркнуть, что в первой половине XIX в. в Казахстане развиваются товарно- денежные отношения и товарное производство. Многие казахские хозяйства приспосабливаются к потребностям рынка. Эти изменения привели к разложению натурального хозяйства казахов. Казахстан со своими природными богатствами и экономическим потенциалом стал постепенно превращаться в сырьевой придаток новых капиталистических отношений.
|