Студопедия — Туркестан и таджики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Туркестан и таджики






 

За степями и пустынями непосредственно восточнее Каспийского моря, где темнопигментированная средиземноморская раса через посредство туркмен входит в контакт с монголоидами, лежит когда-то плотно заселенный оазис Русского Туркестана, скудно омываемый Амударьей, которая берет свое начало в Памире и течет мимо Бухары и Хивы в Аральское море, и меньшей Сырдарьей, которая из источника в горах Тянь-Шань обеспечивает орошение Ферганы, Самарканда и Ташкента.

Русский Туркестан был когда-то местом ираноязычной цивилизации[999], но с VI в. н.э. его постоянно завоевывали народы из разных частей света. Сначала тюрки покорили иранских земледельцев, затем китайцы разбили тюрок и правили страной столетие; затем арабы, появившись в Туркестане из Персии, победили китайцев в 751 г. и оставались у власти до XIII в., после которого Туркестаном правили различные виды тюрок и монгол до русского завоевания.

Нынешние народы Русского Туркестана многочисленны и разнообразны, но их можно разделить на две главные группы – таджиков и тюркоязычных. У таджиков, которых в русском Туркестане более миллиона, в Афганистане живут от одного до двух миллионов братьев. В первой стране они населяют оазисы Фергана, Самарканд и Бухара, где они являются земледельцами, удивительно искусными в орошении; в языковом отношении это потомки дотюркских землепашцев. Их западной географической границей является Бухара; в Хиве таджиков нет. На равнинах собственно таджики образуют только небольшую долю населения, так как многие другие ассимилированы тюркским этническим миром. Кроме этих жителей равнин, много больше их живет в горах на земледельческих поселениях как единое население, достигая Афганистана через Памир. Эти горцы, по-видимому, были менее подвержены тюркскому влиянию, чем равнинные жители.

Вторая главная этническая и языковая группа – тюркоязычная – делится на два главных и множество второстепенных подразделений: значительными являются узбеки и сарты. Узбеки – это пастухи-кочевники, в языковом отношении родственные киргизам, поселившиеся здесь в значительных количествах в прошлом веке. Они потомки смеси тюрок, монгол и иранцев, чьи главные предки были набраны из тюркских племен северного Туркестана и обращены в ислам в XIV в. Они являются аристократией в стране, и правители некоторых из городских ханств отбираются из их рядов.

Сарты – это ассимилированные таджики с добавлением значительной тюркской крови; это земледельцы, горожане и торговцы, живущие во всех оазисах западнее Хивы. Другие тюркоязычные – это туркмены, особенно многочисленные в Хиве и на равнинах западнее, кипчаки, каракалпаки, татары из России и тюркоязычные мусульмане из китайского Туркестана. В Русском Туркестане также в небольшом количестве присутствуют монголоидные калмыки – мусульмане, хотя их родственники в других местах являются буддистами. Несколько тысяч арабов, оставшихся после мусульманского завоевания, все еще присутствуют здесь, хотя большинство из них было ассимилировано узбеками. Остальное нерусское население составляют персы, индусы, цыгане и древняя колония евреев, сконцентрированная в Бухаре.

Узбеки, которые, как европеоиды только отчасти, имеют для нас только второстепенный интерес, едва ли достаточно едины по расе, чтобы рассматривать их как единое целое[1000]. Многие из них чистые или практически чистые европеоиды, другие – очевидно чистые монголоиды, а большинство занимает промежуточное положение. Почти все они брахицефальны, так как ими были ассимилированы немногие длинноголовые элементы; многие из них принадлежат к этому гибридному типу, названному фон Эйкштедтом туранидом[1001] и характеризующемуся брахицефалией, сходящимися теменными стенками, почти прямой бородой средней обильности, длинным и широким лицом, длинным и часто выпуклым носом с высоким корнем, глазами с высокими орбитами и сильно развитыми веками (heavy-lidded). Изменчивой группой являются и сарты, но они в целом намного менее монголоидны, чем узбеки, и во многих случаях идентичны таджикам.

Так как таджики составляют основу населения Русского Туркестана, а также гор южнее, и так как все другие элементы в населении известны и уже описаны, здесь наш интерес касается только выяснения расового положения таджиков. Это относительно несложная задача[1002]. Таджики умеренного роста; средний рост составляет 166 см как в оазисе Самарканда, так и в Фергане, в холмистой области Ура-Туба и Педжерент и в горах, лежащих между истоками Сырдарьи и Амударьи в Афганистане. Длина их рук и пропорции сегментов рук показывают, что они сильно напоминают южных немцев и французов, другими словами – альпийцев; в то же время в этом отношении они значительно отличаются от монголоидов. По ширине плеч и особенно большой ширине таза они опять демонстрируют тенденцию к латеральному сложению и свое альпийское телосложение.

Размеры и пропорции голов и лиц таджиков в целом настолько альпийские, насколько можно найти в любой серии неотсортированного населения: они могли быть с равной вероятностью получены из выборок наиболее чистых альпийских районов Франции или Баварии. Средняя длина головы составляет 180 мм, ширина головы – 155 мм, головной указатель – 86. Высота головы 127 мм, а серии гипсицефальные. Наменьшая ширина лба – 107 мм, скуловой диаметр – 141 мм, бигониальный диаметр – 108 мм; высота лица – 124 мм, высота носа – 55 мм, а ширина носа – 34 мм. Лицевой указатель составляет 88, на границе между мезопрозопией и лептопрозопией; носовой указатель – 65.

В целом горцы и население Ура-Тубы и Педжерента одинаковы, но жители оазиса Самарканда более узкоголовы, узколицы и узконосы. В то же время расстояние между глазами у них шире, головной указатель 84, а носовой указатель 62. Другое различие между серией из Самарканда и серией горцев лежит в биорбитальном диаметре, измеренным между внешними уголками глаз: 94 мм в Самарканде и 92 мм у других. В то же время, межорбитальное расстояние между внутренними уголками на самом деле уже в самаркандской группе (30,7 мм) по сравнению с горной (34,5 мм). Поэтому самаркандцы не могут отклоняться от горцев в монголоидном направлении. Серия из оазиса Фергана отличается от горной в том же направлении, но не в той же степени, как серия самаркандских таджиков. Это направление в метрическом смысле указывает на ирано-афганский средиземноморский тип, доминирующий среди туркмен, а также, как мы увидим позднее, на тип бухарских евреев.

Цвет кожи таджиков – от смуглого до светло-бурого, от № 10 до № 16 по фон Лушану; он светлее на равнинах, чем в горах. У примерно 55% темные глаза с большинством светло-карих; остальные в основном темно-смешанные как светло-карих, так и зелено-карих оттенков. В равнинном населении Самарканда и Ферганы темные глаза достигают 85%, и большая их часть – темно-карие. Цвет волос на голове черный у 35% горной группы, и более 60% – в оазисах; остальные темно-карие в обеих группах, за исключением очень малой степени частично светлой пигментации. Цвет бороды тот же, что и у волос на голове, как правило, хотя есть небольшая тенденция к рыже-каштановому.

Форма волос обычно прямая как на бороде, так и на голове; брови обычно густые и сходящиеся. Развитие бороды достигает максимума среди европеоидов, с сильным ростом на щеках и челюсти, как и в области усов и на подбородке. Волосы на груди, животе, руках и ногах также обычны; 12% имеет их даже на спине. По этой максимальной волосатости эти горцы выдающиеся: таджики Самарканда и Ферганы, хотя и очень волосаты, все же волосаты менее горцев.

У большинства таджиков пятиугольные или овальные лица, и последняя форма особенно отмечается в низинах; однако горизонтальный профиль лица уплощен у более чем половины группы, в противоположность узости и крючковатости носа туркмен и персов. То, что это состояние скорее альпийское, нежели монголоидное, демонстрируется отсутствием выступания скул вперед.

У горных таджиков определенно альпийские носы в большинстве случаев: корень обычно средней глубины, под умеренными надбровными дугами; переносица от среднего до высокого, с косыми стенками, кончик носа умеренной толщины, часто слегка вилкообразный и обычно горизонтальный; крылья носа средние по ширине. Прямые или волнообразные профили обнаружены у 60%, выпуклые у 25%, вогнутые у остальных. Носы населения оазисов, с другой стороны, имеют тенденцию к высоким корням, отсутствию углубления в области переносья, выпуклым профилям и сжатым крыльям.

У немногих таджиков круглые ноздри, а у других – горизонтальная ось ноздрей; они демонстрируют определенно монголоидные тенденции, как и примерно 4% с небольшим эпикантусом. Арменоидные или динарские тенденции доминируют сильнее: в общей группе обнаружено примерно 17% затылочного уплощения, но оно чаще встречается в низинах, чем в горах, где оно достигает только 8%. Ламбдоидное уплощение встречается чаще. У подавляющего большинства черепные своды с изогнутыми затылками, с высокими и широкими лбами, которые редко более чем слегка покаты.

Горные таджики как метрически, так и морфологически такие же чистые альпийцы, которых можно найти сегодня везде на европеоидной расовой территории; но, как и другие альпийцы, они демонстрируют слабую тенденцию к динарской или арменоидной форме из-за присутствия среди них средиземноморских типов. Нордический расовый элемент, который носители иранской речи могли принести в это население, почти полностью ассимилировался, хотя можно видеть немногих светлопигментированных индивидов, напоминающих осетин на Кавказе. Монголодная примесь присутствует в небольшом количестве: большинство из монголоидных расовых черт настолько противоположны таджикским, что в случае присутствия монголоидная крови ее легко опознать.

На равнинах в оазисах Фергана и Самарканд присутствует сильная примесь узкоголовых, узколицых, тонконосых и высоконосых темнопигментированных средиземноморцев общего ирано-афганского типа. Это отличие от горного таджикского типа противоречит той теории, что монголоиды смешались с населением оазисов. Приобретение этого средиземноморского типа можно объяснить любым или любыми из следующих положений: а) примесью туркмен в начале тюркской экспансии, б) ассимиляцией персидских рабов, в) ассимиляцией евреев, г) сохранением древнего тюркского типа в оазисе с дней начального производства пищи или с начала конного кочевничества. Исторически любая из первых трех причин может быть возможной; четвертая считается возможной только при принятии теории о тюркском происхождении, представленной раньше в этой книге.

Как далеко на восток зона альпийского проявления заходит дальше Русского Туркестана, на основе доступных опубликованных данных сказать нельзя. Если она простирается далее Тянь-Шаня, она так изменилась из-за смешения с монголоидами, что ее идентификация будет затруднена. Таджики составляют последний полный форпост в широкой зоне сохранения или проявления альпийцев, простирающийся на восток с небольшими перерывами от Франции на протяжении почти 5000 миль. Как и их французские двойники, они в большей степени альпийцы и в меньшей степени изменены средиземноморской примесью, чем большинство из живущих посередине.

 

 

20. Брахицефализированные евреи: Азия и Центральная Европа[1003]

 

Наше исследование альпийских народов и их смешанных потомков непосредственно ведет к изучению европейских и среднеазиатских евреев, так как их расовая история тесно связана с проблемой центральноевропейской брахицефалии и в этой связи заслуживает рассмотрения. В то же время евреев нельзя рассматривать как географическое целое: они распространены везде на определенных экономических и культурных уровнях. Их распределение определенно ограниченно, но эти пределы в своей основе не пространственные. Поэтому их расовый тип больше обусловлен социальными и экономическими условиями, нежели широтой и долготой.

В главе XI, разделе 7, мы уже обозрели расовое положение евреев-сефардов, т.е. потомков евреев, изгнанных из Испании и Португалии в 1492 г., а также восточных евреев, живущих на территории, простирающейся от Марокко до Ирана. Посредством этого исследования мы установили определенное и очень постоянное еврейское расовое единство, разнообразное внутри, но равным образом разное во всех географических группах. Это еврейское расовое единство имеет почти чисто средиземноморский характер и является результатом сочетания нескольких средиземноморских типов в Палестине и других местах за время еврейской истории. Установив то, что кажется основным еврейским расовым единством, наш следующий шаг состоит в том, чтобы узнать, какие изменения это единство претерпело в течение сложной истории евреев-ашкенази в Европе и восточных евреев, живущих в других частях Азии, по сравнению с уже изученными.

Давайте сначала изучим евреев Туркестана – потомков древней персидской колонии, изолированных от остального еврейского мира на несколько столетий до русского завоевания среднеазиатских ханств. Эти евреи стали предметом особенно тщательного изучения и заслуживают обстоятельного внимания[1004].

В первую очередь, евреи Бухары и Самарканда одинаковы и кажутся, в свою очередь, идентичными евреям, живущим в Герате в Афганистане. Таким образом, это северо-восточные и восточные еврейские группы, говорящие на персидском диалекте, составляют расовое единство. Они умеренного роста – 166 см, почти такого же, как и таджики, среди которых они (бухарские евреи) живут уже почти тысячелетие. Они более узкоплечие, чем таджики, с более широким туловищем и длинноногие; их телесные пропорции сохраняют в большей степени средиземноморские черты. Их головы совершенно короткие, со средней длиной 180 мм; у́же, чем у таджиков, со средней шириной 153 мм, но совершенно брахицефальные, со средним головным указателем 85. Несмотря на эту брахицефализацию, они сохраняют отличительные черты в диаметрах лица: средняя наименьшая ширина лба – 104 мм, скуловой диаметр – 139 мм, бигониальный диаметр – 104 мм. Таким образом, они определенно уже по всем трем параметрам, чем их нееврейские соседи, и ненамного шире по основным лицевым диаметрам, чем длинноголовые евреи. Их межорбитальные (31,3 мм) и биорбитальные (90,9 мм) диаметры меньше, чем у среднеазиатских народов; таким образом, они также сохранили изначальную еврейскую узость между глазами. Их лица со средней длиной 124,5 мм на 2 мм длиннее, чем у их соседей; их носы со средней длиной 57 мм также на 2 мм длиннее. Их лицевой указатель 90,5 является лептопрозопным, их носовой указатель 62,3 на 4 пункта ниже, чем у самых узких носов других народов Туркестана, с которыми они контактируют.

Следовательно, метрически было бы неверно делать вывод, исходя только из головного указателя, что бухарские евреи – это просто иудаизированные таджики или сарты, или иудаизированные народы Туркестана в общем; они на самом деле являются брахицефализированными евреями, которые сохранили свои средиземноморские расовые черты почти нетронутыми.

По цвету кожи они почти все смуглые, в целом светлее таджиков; по цвету глаз 57% чисто темные, и большинство светло-карие, в то время как из смешанных глаз большинство темно-смешанные. У половины черные волосы на голове; у 40% – темно-каштановые; а у остальных 10% – от каштановых до светлых. По общему характеру пигментации они приблизительно такие же, как и горные таджики, но несколько светлее, чем таджики оазисов. Однако у них такие же развитые бороды, как и у таджиков, и такие же обильные волосы на теле.

Они имеют по большей части эллипсоидные лица, и у них намного слабее выступают скулы, чем у таджиков; на самом деле их скулы обычно сжаты в противоположность частично монголоидным сартам и узбекам. В их форме носа полностью выражен их немонголоидный и неальпийский характер: у 44% выпуклые профили, у 40% – прямые, а у 9% – волнообразные, в то время как только у 7% вогнутые. Кончик носа приплюснут в 37% случаев. Соответствует носовой выпуклости и приплюснотости носа и доля случаев затылочного уплощения в 17%, и высокий процент небольших, скошенных (slanting) ушей.

Материал наблюдений дополняет метрические данные: евреи Русского Туркестана – это подлинные палестинские средиземноморцы, брахицефализированные только процессом динаризации; агент брахицефализации здесь альпийский и, без сомнения, такой же, как и у таджиков. Тюркское и монгольское завоевание Туркестана, принесшее много монголоидной крови в общее население, оставило евреев практически незатронутыми. Исключение составляет единственный случай эпикантуса, отмеченный Вишневским.

Если эндогамия бухарских евреев была достаточной, чтобы исключить монголоидные влияния почти полностью, она также сохранила еврейский расовый тип с домонгольских времен. Количество альпийской примеси, необходимого для запуска механизма брахицефализации этих людей, должно быть, было небольшим. Какая-то его часть в реальности могла быть приобретена при переходе через северную Персию. Урок, преподанный этим особым исследованием, состоит в том, что брахицефалия среди евреев сама по себе не говорит об отсутствии базового палестинского расового характера.

Давайте продолжим наше изучение брахицефализированных евреев Востока, живущих в различных географических областях, взятое из различных еврейских источников. Евреи Малой Азии – это потомки византийских евреев, усиленные многими сефардами. В Курдистане присутствует очень древнее поселение евреев, говорящих на арамейском, у которых нет раввинов, но которые поклоняются могилам пророков и которые живут в симбиозе с курдами как торговцы и создатели украшений для курдских женщин. На Кавказе есть еврейские поселения, датирующиеся согласно местным преданиям ассирийскими временами, но в письменной истории эти поселения впервые упомянуты в V в. н.э., и евреи, создавшие их, считались пришедшими из Персии. Главная еврейская часть Кавказа – это Дагестан, в лезгинской области; евреи здесь, многочисленные во времена хазар, сейчас разбросаны по немногим горным деревням и говорят на том же персидском диалекте, как и таты. Другая группа евреев, известная как грузинские евреи, живет в Грузии, особенно в Тбилиси.

В Крыму все еще есть поселения евреев-караимов, говорящих на тюркском диалекте джагатайских хазар, как и крымчаки, но у последних есть раввины, а у первых нет, и крымчаки ассимилировали евреев из Италии. Некоторых из караимов все еще можно найти в небольших колониях в Польше и Литве, как и в Крыму.

Евреи Кавказа[1005], включая горных евреев Дагестана, грузинских евреев и шемахинских евреев, живущих в Азербайджане, весьма брахицефальны. Метрически образцы всех этих групп очень схожи, со средним ростом от 163 до 166 см и головными указателями от 85 до 86. Они все преимущественно темнопигментированные, с прямыми или выпуклыми профилями носа. Их лица средней длины (125 мм) и шире, чем у бухарских евреев (примерно 141 мм). Однако они всё еще сильно лепторинны, с носовыми указателями от 59 до 63. Их общий расовый характер динарский, так как с первоначальными средиземноморскими еврейскими типами было смешано больше альпийского, чем в Туркестане. Называть их арменоидами ошибочно, так как их лица и носы не приближаются к армянским по длине или ширине. Любой армянин может легко отличить собрата-армянина от еврея, и это различие подтверждается метрически.

Только небольшое различие можно найти между евреями-караимами Крыма[1006], чьи родственники внесли свой небольшой, но известный элемент в состав европейских ашкенази и евреев Кавказа. Средний рост караимов составляет 164,5 см, их средний головной указатель 85, носовой указатель 60. Семьдесят пять процентов из них темнопигментированы, но 5% светлые или преимущественно светлые. Их размеры лица такие же, как у кавказских евреев, и вывод по поводу последних относится и к караимам.

Однако караимы, живущие за пределами Крыма, не смогли сохранить свое обычное метрическое положение. Поселившиеся в египетской дельте[1007] имеют средний головной указатель 74,6 и слабо отличаются от других египетских евреев, а караимы Литвы[1008] имеют средний головной указатель 81, рост 162 см, и 55% светлого цвета кожи и равное количество смешанных оттенков. Более 40% также имеют каштановый или светло-каштановый цвет волос. Вогнутые носы – противоположность еврейского стандарта – обнаружены у 50%, а выпуклость носа почти отсутствует. Литовские караимы, очевидно, сильно перемешались с неодунайскими народами или на месте, или в процессе перехода; их рост очень низкий, но это можно объяснить факторами среды. На основе доступных данных мало что связывает литовских караимов с крымскими, за исключением сохранения ими темной пигментации у около половины группы. Однако чтобы сделать это заключение уверенным, необходимы дополнительные данные.

Обозрев расовые черты остальных евреев в Европе, Северной Африке и Азии, насколько позволяют имеющиеся данные, мы сейчас сталкиваемся с задачей изучения евреев-ашкенази. Эти современные центральноевропейские евреи, сконцентрированные на Украине, в Белоруссии, северной Румынии, Галиции и Польше в общем, Литве, Германии, Богемии и Австрии, подверглись тщательному изучению, особенно живущие в Польше и Литве и странах восточнее[1009].

Эти исследования, особенно исследования Фишберга, ясно показывают некоторые важные вещи. Одна из них – это то, что евреи в целом, независимо от политического деления, составляют этническую общность с такой же этнической гомогенностью, как и большинство этнических групп, которые мы рассматривали как единые. Хотя они разные по расовому происхождению и отличаются друг от друга на индивидуальном уровне, по измеренным расовым характеристикам обычный тип распределения – это приближение к колоколообразной кривой. Ашкенази Восточной Европы по меньшей мере составляют биологическое единство. Этого и следовало ожидать, учитывая пространственную мобильность евреев в истории и, наоборот, их эндогамию в пределах религиозного сообщества.

Другая вещь – это, что рост среди ашкенази во многом обусловлен окружающей средой и социальным положением и намного меньше изменяется географически. Средний рост региональных групп варьируется от 162 см до 167 см, с общим средним ростом около цифры 164 см. Грубо говоря, уровень роста соответствует уровню местных неевреев, но на один или два сантиметра ниже в каждом регионе. В Англии, где евреи испытывали относительно благополучные условия для жизни, и в Америке среди евреев, родившихся в стране, рост поднимается до высокого уровня. В Европе комнатные работники, такие как портные и сапожники, имеют самый низкий рост, а специалисты (professional men) – самый высокий; рост колеблется от 160 см до более чем 170 см. Так как средний рост палестинских евреев составлял до рассеяния по меньшей мере 166 см и так как чисто еврейский элемент в современном еврейском корпусе должен быть почти везде потенциально таким же высоким, как и у неевреев, среди которых они живут, если не выше, то низкий рост восточноевропейских евреев в целом – это целиком и полностью отражение профессиональных и средовых факторов. Их быстрое увеличение в росте на американской почве в ответ на лучшие условия жизни можно частично истолковать как осуществление генетических возможностей, и нельзя утверждать, что это что-то совершенно новое. В том же смысле меньшие диаметры грудной клетки у восточноевропейских евреев, когда-то считавшийся расовой чертой, в Америке возрастают до нееврейского стандарта.

Форма головы ашкенази относительно постоянна в регионах максимальной концентрации евреев: в Германии средний головной указатель евреев около 81, и он поднимается до 83,5 в Бадене; в Галиции он достигает уровня Бадена, а в Буковине достигает 84, но в других местах от Австрии до Украины и Литвы он сосредоточен около средней величины 82. У уровня головного указателя присутствует небольшая тенденция варьироваться регионально, как и у соответствующих неевреев, но эта тенденция не является ни сильной, ни полностью стойкой. Она главным образом проявляется в относительно высоких указателях в Галиции и Буковине. Повсюду в Центральной и Восточной Европе, за исключением сравнительно длинноголовых регионов типа Молдавии, евреи менее брахицефальны, чем неевреи. Центральноевропейские евреи только частично брахицефализированы – меньше, чем христиане, и, принимая во внимание их широкое географическое распространение, они сохранили примечательную расовую целостность по форме головы.

Третья концентрация – пигментации – в принципе согласуется с ростом и формой головы: евреи преимущественно темнопигментированы, примерно 55% имеют сочетание темных волос и глаз, и менее чем 10% можно считать светлыми. В странах, где неевреи преимущественно светлые, или более светлые, чем темные, евреи относительно темные; в странах, таких как Румыния, где неевреи преимущественно темнопигментированные, евреи светлее неевреев. Следовательно, евреи сохранили свой пигментный баланс, который такой же постоянный, как их баланс по форме головы.

Евреи также развили определенную устойчивость по размерам головы и лица, действующую независимо от географии. Длина головы всегда, за исключением групп с социальным отбором, меньше 190 мм, и часто меньше 185 мм. Скуловой диаметр меньше 140 мм с такими же исключениями, и обычно остается на уровне 135 мм или 136 мм, а средняя ширина носа обычно колеблется между 34 и 36 мм. Вертикальные диаметры лица и носа в существующем материале редко надежны, но есть основания полагать, что верхняя высота лица относительно большая по отношению к общей высоте лица, что является средиземноморской расовой чертой. Выпуклость носа, популярная отличительная черта евреев, обычно обнаруживается в менее чем 50%; прямые носы во всех региональных еврейских группах – это самая распространенная из форм профиля, а в южной России вогнутые формы более распространены, чем выпуклые.

Физический состав центральноевропейского еврейского корпуса определить нетрудно. Ашкенази – относительно однообразные люди в статистическом смысле; более того, многие из их метрических характеристик, насколько нам известно, заметно не отличаются от характеристик их средиземноморских еврейских предков. Например, лицевые диаметры тесно связывают их со средиземноморским прототипом, сильно контрастируя с более широкими лицами альпийцев и неодунайцев, среди которых живут большинство из них. С другой стороны, форма головы демонстрирует частичную брахицефализацию, которая, должно быть, имеет своей причиной поглощение нееврейской крови. В то же время присутствие значительного меньшинства со смешанной или светлой пигментацией делает такое поглощение необходимым. Евреи не являются просто иудаизированными центральноевропейцами; это центральноевропеизированные евреи.

Некоторыми антропологами было замечено, что евреи выглядят «по-арменоидному» и что эта арменоидная внешность должна иметь своей причиной или хеттскую примесь, или путешествие по Малой Азии до их прибытия в Европу. Это замечание предполагает непонимание как еврейской истории, так и природы арменоидной расы. Верно, что многие евреи-ашкенази обладают сочетанием брахицефальной головы с узким лицом и выпуклым носом, но в еврейском корпусе недостаточно альпийского, чтобы сделать эту динаризацию доминирующей или обычной. Она обнаруживается как среди светлых, так и среди темных евреев, и это скорее индивидуальное, чем групповое явление.

Отдельные центральноевропейские евреи сильно отличаются по форме лица и головы. Среди них можно без проблем выделить, очевидно, чисто палестинские типы; выпуклоносый, длиннолицый подтип, часто обнаруживаемый среди сефардов и особенно известный миру по лицам Дизраэли и лорда Ридинга, в Англии в целом редок среди ашкенази. Намного более распространена прямоносая, более типично средиземноморская форма, представленная такими актерами, как Эл Джонсон и Эдди Кантор. Лев Троцкий представляет собой брахицефальный, динаризированный еврейский тип, а Альберт Эйнштейн – хороший пример другого типа.

Среди русских евреев нетрудно отобрать индивидов с большими скулами, широкими, курносыми носами и высокими альвеолярными сегментами верхней части лица, которые так же близки к монголоидам, как и многие поволжские финны. Среди немецких евреев можно найти индивидов, которые во всех отношениях нордики, а также принадлежащих к расе борребю – самому многочисленному типу среди неевреев Германии. Евреи-альпийцы более распространены, чем мог бы дать основания процент альпийцев в Центральной и Восточной Европе, и часть их альпийского характера, должно быть, приобретена во Франции и Рейнланде до их путешествия на восток через Центральную Европу.

По историческим причинам вполне возможно, что предки ашкенази больше смешивались с неевреями в Западной Европе до времен первого крестового похода, чем их более недавние предки в славянских странах. Обильный рост бороды, обилие волос на теле и волнистая форма волос многих брахицефальных евреев указывает скорее на французскую или немецкую примесь, нежели на иную расовую добавку, которую они могли ассимилировать в славянских странах. Расовый вклад западных евреев в ашкенази, видимо, был намного большим, чем их византийских и крымских коллег.

Хотя в еврейском корпусе можно найти все вышеперечисленные расовые типы, и вообще все расовые типы, известные в Европе, большинство евреев представляют собой смесь нескольких из них в той или иной форме, и большинство из них, по той или иной причине, выглядят по-еврейски[1010]. Не может быть сомнений, что самый важный компонент – это первоначальная средиземноморская смесь Палестины. Если отважиться на догадку, то можно предположить, что он составляет больше половины от целого; что он наиболее силен в Польше, а наименее в Германии. Как и в случае с бухарскими евреями, его самые устойчивые метрические черты можно найти в размерах лица. Тщательное изучение мягких тканей носа может открыть и дальнейшие устойчивые черты, но, очевидно, в скелете лица нет соответствующих особенностей[1011].

Центральноевропейские евреи жили в Центральной Европе с начала того периода, как немцы и славяне начали брахицефализироваться. Их недавняя расовая история, следовательно, происходила параллельно по времени с их нееврейскими соседями, по сравнению с которыми они, должно быть, оставались относительно неизменными. Расовый характер южных немцев, поляков и русских за последнее тысячелетие изменился намного сильнее, чем у евреев. Изменения, которым последние подверглись за одно поколение в Америке, в некоторых отношениях настолько же велики, как те, которым подверглись их предки за двадцать поколений[1012].

 

Выводы

 

Выводы по этой главе были частично предвосхищены во введении, так что детальное заключение не является необходимым. Однако этим только что завершенным исследованием был пролит свет на некоторые вещи, о которых еще не было сказано в полной мере.

В первую очередь, необычной является географическая протяженность альпийского расового типа: он простирается от Франции до Китая. На всем протяжении он сохраняет почти постоянную форму по росту, размерам головы и лица, волосатости и общим морфологическим чертам. Его широкая среда предполагает, что Европа – это просто расширение его изначального диапазона, так как он не мог уйти в Туркестан из Европы. Если, как мы предположили в этой книге, он изначально был частью верхнепалеолитических охотников Европы и Северной Африки позднего плейстоцена, то бывшее пространство культур этих охотников должно простираться далеко в Азию.

Далее, те же самые силы, что произвели альпийскую форму из большетелой и менее инфантильной верхнепалеолитической группы как целого, должно быть, действовали во всей зоне, сегодня занятой альпийцами. Устойчивость альпийцев в этой зоне ясна; что труднее объяснить, так это то, что северо-западные европейские родственники альпийцев не претерпели схожей редукции. Разница в пигментации между различными альпийскими группами, а также между альпийцами и нередуцированными потомками населения палеолита не играет важной роли: мы видели, что европеоидная расовая семья крайне изменчива в том, что касается пигментации.

Второе явление, продемонстрированное нашим исследованием, – это тот факт, что когда средиземноморские расовые типы смешаны в пропорции два к одному с альпийцами, в результате получается нечто совершенно отличное от обеих, и этот продукт вовсе не является промежуточным по всем чертам. Ширины лица являются средиземноморскими, нос и лицо часто вытянуты, длина черепа редуцирована до альпийских размеров, а ширина похожим образом увеличивается; в то же время большое отверстие (foramen magnum) и ушной проход сохраняют свое метрическое положение по отношению к передним ориентирам черепного и лицевого скелета, обнаруженным у средиземноморского предка. Затылочная область претерпевает определенное уплощение, а переносица, в соответствии с этой мотивацией сзади, начинает выступать. Описанный выше процесс – это процесс динаризации, а гибридные типы, произведенные этим принципом – это динарцы и арменоиды.

По историческим причинам в мире больше динарцев и арменоидов, чем альпийцев. Когда производители появились на территории, ранее занятой верхнепалеолитическими охотниками, первые были гораздо более многочисленными, чем последние, которые или удалились в области, неблагоприятные для производителей, или были ассимилированы в этнический корпус последних. Приспособление элемента более древнего населения к новым условиям и их новое проявление через средиземноморскую группу составило сочетание двух базовых расовых элементов, неизбежную в генетическом смысле. Таким образом, большинство европейцев – это на самом деле неизбежно смешанные, вторичные гибриды между древними и новыми типами; чисто средиземноморские популяции и индивиды, чисто средиземноморские как с генетической, так и с антропометрической точки зрения, можно найти только за пределами Европы, за исключением Иберийского полуострова и западносредиземноморских островов. В то же время и в том же строгом смысле потомков верхнепалеолитического населения, самих изначально гибридов, вероятно, вообще нельзя найти в Европе, хотя можно видеть многих индивидов, которые могут повторять верхнепалеолитических людей разных видов со значительной точностью.

Это исследование современных европейцев, которое мы только что закончили, сильно упрощает весь расовый вопрос: оно сводит белую расу к двум наименьшим общим знаменателям: средиземноморцам и верхнепалеолитической группе, что в свою очередь означает чистых средиземноморцев и неандертало-средиземноморцев в самом широком смысле. Это упрощение нельзя принимать без осторожности; гипотеза о неандертальском гибриде кажется наиболее разумной в свете современных свидетельств, но эти свидетельства, хотя и ясные, невелики количеством. Далее, это упрощение, которое при его экспериментальном принятии, не нужно переоценивать. Два основных типа, постулируемые им, весьма разнообразны, и белые расы и подрасы, появившиеся в результате их союза, также многочисленны. Без соломонова решения нельзя просто взять и поделить белых на две группы, или, в соответствии с классификацией Рипли, на три группы. Глава тринадцатая

 

Заключение







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1138. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия