Студопедия — ЗАДАЧА 8.1
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАДАЧА 8.1

1. Обобщенная формулировка задачи.

В классе низкая творческая активность.

2. Ключевое задание

Разработайте проблемную ситуацию для урока изобразительного искусства.

3. Контекст решения задачи

Вы работаете в первом классе, программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Тему урока вы берете самостоятельно.

4. Вопросы на которые следует ответить.

1. Что такое проблемная ситуация?

2. Какие приемы создания проблемных ситуаций вы знаете?

3. Какие типы проблемных ситуаций при обучении изобразительному искусству вам известны?

Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.

Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.

Практическое использование методики проблемного обучения включает в себя несколько этапов.

 

Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- увлекательным;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

 

Формы решения проблемных ситуаций:

- дискуссия;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задания;

- задания исследовательского характера;

 

Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель, но он не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.

Учитель при проблемном изложении материала руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заостряют внимание учеников на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.

Проблемное изложение материала подводит учащихся к более высокому уровню проблемности, учит их проблемно мыслить. Выше было отмечено, что проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа.

 

Поисковая беседа это такая беседа, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.

Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

Перечисленные способы организации проблемного обучения не являются единственно возможными; могут быть и другие, целесообразность применения и эффективность которых может подтвердить лишь практика.

Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся.

 

Зрительный ряд: Васнецов Юрий Алексеевич -''Три медведя''; Евгений Рачев – Колобок; Три поросенка - Сергей Михалков; Билибин Иван Яковлевич - Сестрица Аленушка и братец Иванушка; М.Малкус - Снегурочка

ЗАДАЧА 8.2
1. Обобщенная формулировка задачи.
Одним из методов активизации творческого мышления является проблемная беседа, при которой происходит преодоление стереотипов мышления и возникновение его эвристической направленности.
2. Ключевое задание
Опишите возможные проблемные ситуации на уроке изобразительного искусства, составьте список проблемных вопросов для беседы.
3. Контекст решения задачи
Тема урока «Изображение предметного мира - натюрморт» (6 класс, вторая четверть. «Мир наших вещей. Натюрморт). Цель урока: развитие творческого воображения.
4.Вопросы, на которые следует ответить
1.Какие проблемы могут возникнуть при обучении изобразительному искусству?
2. Назовите приемы создания проблемных ситуаций.

 

Приемы создания проблемных ситуаций
1.Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа
2.Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.
3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)
4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
5.Задания с элементами исследования.
6.Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.
7.Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.
8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Вопрос является проблемным, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
9.Учитель сам ставит проблему.
10.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
11.Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.

Зрительный ряд: Александр Бенуа ди Стетто – Полевые цветы 1949; Левченков Александр Михайлович – урожай; Сезанн, Поль - Натюрморт с гранатом и грушами. 1885-1890; Натюрморт с подсолнухами 1888, Натюрморт с соломенной шляпой и трубкой 1885 – Ван Гог;

ЗАДАЧА 8.3
1. Обобщенная формулировка задачи.
Проблемное обучение способствует творческому поиску, художественному развитию ребенка.
2. Ключевое задание
Составьте план проблемной беседы (в форме проблемных вопросов ученикам)
3. Контекст решения задачи
Вы обучаете детей 3 класса, в первой четверти, тема «Твои игрушки придумал художник»
Цель урока: развитие наблюдательности, творческого мышления.
Краткое содержание урока.
Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготовляются игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
4.Вопросы, на которые следует ответить
1.Какие типы проблем при обучении изобразительному искусству Вы знаете?
2. Что такое проблемный вопрос, приведите примеры.

Проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия.
Три метода проблемного обучения
1. Проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
2. Частично поисковый метод. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
3. Исследовательский метод. Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Проблемный вопрос - это вопрос, который ставит проблему.

Зрительный ряд: Дымковская (вятская) игрушка, глиняная игрушка, тряпичная кукла, деревянная игрушка, со ломенные игрушки.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аварское иго, Хазарский каганат, приход варягов | Диагностическая работа. В результате проведения психолого-пелагогического исследования особенностей познавательной сферы и эмоционального и состояния учащихся 9 класса перед

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 1460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия