Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Немного о качестве





Основной формат представления звуковых данных в профессиональной звукозаписи — 16 бит/44,1 кГц, именно на нем основан компакт-диск. Для разрядности 16 бит потенциально достижимое отношение сигнал/шум в полосе 20 кГц при частоте дискретизации 44,1 составляет 98,2 дБ. Чем больше разрядность кода, тем выше точность — при прочих равных, естественно.

Для записи используют форматы с разрешением до 24 бит, частота дискретизации выбирается из ряда 44,1/88,2/176,4 или 48, 96 и 192 кГц; изредка — 32 кГц. Существуют записи и в других форматах, как, например DSD, но пока это ближе к экзотике, чем к реальности.

Для обработки данных, представленных в формате с фиксированной запятой, меньше чем 24 бит практически никто не использует; в ходу разрядность побольше: 32, 48 и даже 64 бит. И для «плавающей запятой» разрядов требуется немало. Не надо только путать формат представления данных и разрешающую способность системы, которая ограничена этим форматом.

Рис.1. Влияние шумов аналогового канала: появляются новые кажущиеся источники звука (КИЗ), вызываемые шумами, исходный сигнал локализуется отдельно.

Рис.2. Влияние шумов и искажений цифрового канала: появляется новый кажущийся источник звука (КИЗ), заполняющий собой стереопанораму, исходный сигнал "размазывается" в пространстве.

Рис. 3. Различие доступного динамического диапазона в цифровой и аналоговой системах. За счет того, что искажения квантования более заметны, чем шумы, в цифровой системе необходимо иметь больший защитный диапазон DP.

Надеюсь, что большинство наших читателей понимает разницу между поддерживаемыми форматами и полностью реализованными. Например, звуковая карта может воспроизвести сигнал формата 96/24, имея при этом разрешение, эквивалентное 16 битам, и обеспечивая диапазон частот от 20 Гц до 20 кГц. И не следует считать такой режим работы надувательством, ведь в документах честно написано и про диапазон частот, и про динамический диапазон.

Не раз уже поднимался на страницах журнала «Звукорежиссер» вопрос качества цифровых устройств обработки звуковых сигналов. Много раз уже говорилось и писалось, что при низких уровнях сигнала АЦП/ЦАП создает не столько шумы, сколько искажения. Рассмотрим простейший случай: сигнал одного источника звука подан на два канала.

В левом и правом каналах в аналоговом варианте (рис. 1) к полезному сигналу добавится какой-то шум, который можно измерить приборами и услышать ушами. Что же мы услышим? В центре — кажущийся источник звука, образованный полезным сигналом; слева и справа — шум. Эти шумы на полезный сигнал влияния не оказывают, они существуют отдельно.

Продукты искажений квантования в левом и правом каналах цифровой системы (рис. 2) связаны с сигналом и, следовательно, друг с другом. В результате стереопанорама начинает заполняться «песочком», снижается прозрачность звучания. Кроме того, страдает и сам полезный сигнал: источники звука «слипаются».

Рис.3 иллюстрирует различия доступного для работы динамического диапазона в аналоговых и цифровых системах. При отношении S/N = 80 дБ можно получить великолепную запись; если же отношение S/N+D = 80 дБ, то такую запись даже в качестве демо не всегда можно использовать.

Потери качества неоднократно пытались связать с принципиальной несовместимостью аналогового звука и цифровой технологии. Но дело в другом. Переход на «цифру» снял массу ограничений с технологии звукозаписи и производства фонограмм. Мифотворчество отражает реалии жизни, и бродят по студиям байки — пианист который раз сбивается, а звукорежиссер его утешает: «Не отчаивайтесь. Сыграйте гамму, я потом нарежу и соберу». Во всякой шутке есть доля шутки, возможность бесконечно кроить и перекраивать запись оказала медвежью услугу музыкантам и музыке.

Пытались ученые найти и объективно существующие искажения, присущие исключительно цифровым системам, и добрались до джиттера, то есть временной нестабильности фронтов цифрового сигнала. Причиной джиттера может стать нестабильность опорного генератора; есть и другие причины модуляции фазы.

Последствия искажений цифрового потока, в том числе и дрожание фаз фронтов, легко убираются с помощью простейших приемов, например, исправления ошибок потока и буферизации данных. Современные профессиональные звуковые карты практически свободны от искажений сигнала, связанных с джиттером.

Заключение

Покупается «железо», то есть собственно карта, ситуация с софтом немного иная. Для начала заметим, что софт бывает разный:







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 538. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия