Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность.
Прежде всего стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.
В некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом возрасте — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребенка, принято называть нормативной.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.
Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Приведем поведенческие проявления защитной агрессивности ребенка:
— часто конфликтует, дерется;
— громко говорит;
— на занятиях и уроках выкрикивает;
— может проявлять обостренную тенденцию к лидерству.
Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребенка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.
СТРАХИ
Если же у ребенка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.
Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.
Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги.
Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребенок вырастет.
Приведем характеристику детей со страхами:
— заявляют о большом количестве источников страха;
— многие страхи имеют постоянный характер;
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;
— у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;
— страх наносит ущерб качеству жизни.