Однако следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие ее ребенком.
Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых, или жизнестойких детей. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказывает на них негативного влияния?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Р. Мэю. Он провел глубокое исследование личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуации материнского и отцовского отвержения, некоторые подвергались сексуальному и физическому насилию. Часть этих женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая — низкий, адекватный ситуации.
Как пишет Р. Мэй, вторая группа отличалась от первой тем, что они принимали свое прошлое как объективный факт: они воспринимали родителей как реальные фигуры, которые таковы, каковы они есть. Можно сказать, что у них отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вторая группа женщин отличалась от первой не прошлым опытом, а отношением к нему.
Мы полагаем, что выводы Р. Мэя можно распространить и на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.