ДИСПЕРСНОСТЬ НАНЕСЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
Адгезионные силы влияют на морфологию, дисперсность и подвижность металлов на поверхности носителя. Схематично зависимость морфологии частиц металла на поверхности носителя от соотношения энергий взаимодействия атомов: металл-металл (ЕМ-М), металл-носитель (ЕМ-Н), носитель-носитель (ЕН-Н) - представлена на Рисунке 5.52. В случае, когда энергия связи между атомами металла выше энергии взаимодействия металл-носитель и меньше энергии взаимодействия атомов носителя, то металл существует в виде частиц округлой формы с малой поверхностью контакта с носителем (Рис. 5.52а). Если же энергия взаимодействия атомов металла выше энергии взаимодействия атомов носителя, то происходит внедрение частиц металла внутрь носителя (Рис. 5.52б). Если энергия взаимодействия атомов металла сопоставима с энергией взаимодействия металл-носитель, то металлическая частица растекается по поверхности носителя (Рис. 5.52в). В предельном случае, когда энергия взаимодействия атомов металла между собой меньше, чем с носителем, частица превращается в пластину толщиной в один атом (Рис. 5.52г).
Рис. 5.52. Морфология частиц металла на носителе
Примером влияния дисперсности металла на скорость реакции служит реакция гидрогенолиза этана на никелевом катализаторе. Известно, что дисперсность Ni на SiO2 выше чем на Al2O3 так как ЕNi-SiO2 > ЕNi-Al2O3. Поэтому Ni/SiO2 гораздо активнее Ni/Al2O3 при одинаковой массовой концентрации (10%) никеля на носителе:
Носитель r, моль/(м2×ч)´106 SiO2 151 Al2O3 57
Еще одним примером влияния природы носителя на дисперсность металла и, следовательно на удельную активность катализатора является реакция гидрирования СО на нанесенном Rh. Носители по относительной активности катализатора располагаются в ряд:
Носитель: TiO2 > MgO > Al2O3 > CeO2 > SiO2 Относительная активность: 100 10 5 3 1
Данный ряд полностью коррелирует с дисперсностью родия, измеренной по хемосорбции водорода.
|