О жизни Иллариона практически нет никаких сведений. Известно лишь, что в 1051 году, в правление Ярослава Мудрого, совет епископов избрал его киевским митрополитом. В самом факте избрание Иллариона заметно желание русского духовенства подчеркнуть свою независимость от Византии. Впрочем, эта ситуация продолжалась недолго - уже вскоре великие киевские князья вновь обратились к покровительству константинопольского патриарха.
Митрополиту Иллариону принадлежит ряд сочинений: «Слово о Законе и Благодати», а также «Молитва» и «Исповедание веры».
«Слово о Законе и Благодати» (создано между 1037-1050 гг.) – выдающееся произведение древнерусской литературы. В основе сочинения лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов – Закона и Благодати. Илларион утверждает: почитание только Ветхого Завета не приводит людей к спасению души. Зато Новый Завет, данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, Истиной. Крещение Руси, совершенное князем Владимиром Святославичем, распространило Благодать в русских пределах. Приняв Русь под сво1 покровительство, Господь даровал ей величие. Илларион прославляет киевского князя Ярослава Мудрого, много сделавшего для распространения христианства, а также князей-язычников Игоря и Святослава, заложивших основы будущего могущества Русского государства. В отношении русских князей Илларион употребляет титул «каган», который в те времена приравнивался к титулу императора, а князя Владимира сравнивает с византийским императором Константином.