Петровское и Екатерининское барокко в России. Типологические черты35
Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел применения.Русское барокко зрелого периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку. Термин петровское барокко применим к русскому искусству первой половины XVIII в. Будучи искусством, отражающим идеи укрепления абсолютистской монархии, оно несет в себе существенные черты барокко. Основное свойство искусства этого времени - пафос утверждения. Именно к раннему его периоду относят определение петровское барокко. Развитие архитектуры Нового времени связано, в первую очередь, с основанием Петербурга. Главная задача канцелярии - создание новой столицы, работа над планировкой и застройкой города, прежде всего, зданиями государственного назначения. Петропавловская крепость (1712-33 гг.) и здание Двенадцати коллегий (1722-42 гг.) архитектора Д. Трезини, Адмиралтейство (1728-40 гг.) И.К.Коробова и другие постройки явились результатом решения в архитектуре русских национальных задач. Градостроительство отказывается от средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов (Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект), сходящихся в одной точке, у Адмиралтейства, образуя "Трезубец" (архитектор П.М.Еропкин). Стиль "Елизаветинское барокко" характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм. Для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны. Контрастные цветовые сочетания в отделке зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам. Начали возрождаться некоторые традиции древнерусского зодчества в 1740-1750 годах. Так, авторы церковных зданий возвращались к центрическим крестово-купольным планам и пятиглавым завершениям. Были созданы первые пятиглавые храмы Петербурга по проектам П. А. Трезини. Благодаря архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, великому мастеру стиля "Елизаветинское барокко", были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский
|