ИСТОРИОГРАФИЯ.
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА КИЕВСКИЙ (ДОМОНГОЛЬСКИЙ) ПЕРИОД
ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ "ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ", ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Древний философ Плутарх писал, что история есть учитель жизни. Ключевский В.О. писал: " Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь мстит больше тому, кто совсем не знает истории". В другом месте Василий Осипович говорит: "Не цветы виновны в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится. Она проучивает их за невежество и пренебрежение". " Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем." По поводу пользы в изучении истории пишет Н. М. Карамзин: " Простой гражданин должен читать историю; она его мирит с несовершенством порядка вещей как с обыкновенным явлением во все века; утишает государственные бедствия, свидетельствуя, что и прежде бывали ужаснейшие бедствия и государство не разрушалось. Она питает чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которое утверждает согласие нашего общества; наказует". ИСТОРИОГРАФИЯ. Это понятие в XX в. понималось по-разному. Одни из церковных историков понимали под этим словом собственно историю, другие же — историю исторической науки. Отец Георгий Флоровский пишет по этому поводу: " Христианство это религия историков. Это свидетельство веры в определённые события, происшедшие в прошлом — в исторические факты. Вера свидетельствует о том, что это особые события. Эти моменты истории поистине исторические. Можно справедливо утверждать, что христианство — ежедневное приглашение к изучению истории". История изучает то, что было, а не то, что должно быть. Предметом изучения истории Русской Церкви является изучение прошлого Церкви. Задача — как наука должна представить жизнь Церкви в стройном систематическом порядке, показать причинно — следственные отношения. Чтобы удобнее выполнить эту задачу историку необходимо исследовать каждую грань церковной жизни. Исходя из этих граней, изучение истории делится на отделы: 1. Количественное распространение Церкви. 2. Внутренне управление. Состояние иерархии. 3. Состояние духовного просвещения и вероучения в связи с развитием ереси и инородной пропаганды. 4. Состояние богослужения. 5. Религиозно — нравственная жизнь членов Церкви. Вот эту последнюю грань церковной жизни историку очень трудно исследовать. Каждый из отделов можно изучать двояко — "горизонтально и вертикально". При горизонтальном изучении рассматриваются все аспекты жизни одного периода (напр. Киевский период и все отделы Киевского периода), а вертикальный рассматривает отделы каждого периода.
|