МИТРОПОЛИТ ФЕОПЕМТ.
Новый предстоятель Русской Церкви, митр. Феопемт, был до поставления на Русскую митрополию членом Константинопольского патриаршего клира. Он прибыл в Киев в то время, когда великий князь Ярослав достиг зенита своего могущества, усовершенствовал внутреннее управление и широко раздвинул внешние границы Русской земли, которой он правил единовластно. В столице Руси – Киеве великий князь развернул грандиозное градостроительство. В 1036 году завершилось строительство величественного каменного храма Святой Софии, куда митрополит Феопемт перенес резиденцию предстоятелей Русской Церкви. В 1039 году митр. Феопемт совершил поездку в Константинополь, где участвовал в заседаниях патриаршего синода.
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН. В 1048 году скончался митрополит Феопемпт, предшественник Иллариона (1039 — 1048) Греки три года не присылали митрополита. Причина была понятна: только что окончилась война Ярослава Мудрого с Византией. Она велась со стороны греков жесточайшим образом, с нарушением прав человека (греки ослепили 800 русских пленников). Греки были очень жестокими. Пример тому война в начале века с Болгарией. (В 1014 году император Василий II приказал ослепить 15 тысяч пленников во главе с поводырём. Император получил прозвище Болгаробойца). Ярослав был вынужден заключить с византийской империей мир. Когда произошел обмен пленными и изувеченные русские войны вернулись в Киев, в городе поднялось возмущение жестокостью греков. Как полагают, основываясь на данных Никоновской летописи, некоторые историки, именно с этим обстоятельством было связанно поддержанное духовенством, дружиной и народом решение великого князя Ярослава не просить на Киевскую кафедру нового митрополита – грека, а избрать на соборе предстоятелем Русской Церкви русского епископа. Русская летопись под 1051 годом сообщает: "Бог князю вложи в сердце посвятить митрополита русского собором русских епископов. Митрополитом был избран священник княжеского села Берёстова — муж благочестивый и постник, часто уединявшийся для молитвы в пещеру, которую вырыл в горе около своего села. Он был известен, как человек получивший полное греческое классическое образование. В 1048 году он возглавлял русское посольство к французскому королевскому двору, сопровождавшее дочь Ярослава Анну, сосватанную за короля Франции Генриха I. Из всех гипотез, связанных с вопросом об избрании митрополита Илариона, наиболее убедительным представляется мнение академика Е.Е. Голубинского, который считал, что «Ярослав знал Иллариона, который, весьма возможно, был его духовником, как человека строго подвижнической жизни, блестяще талантливого и высокообразованного, и ему могло казаться обидным для русской чести, чтобы, обходя такое светило, посылать за митрополитом в Грецию». Патриарх Михаил Керуларий, как предполагает Голубинский, утвердил поставление Иллариона задним числом. Митрополит Иларион написал выдающееся "Слово о законе и благодати". Это образец ораторской речи. После смерти Ярослава Мудрого, в 1054 году, Иларион уходит с кафедры. Академик М.Д. Приселков выдвинул оригинальную гипотезу о том, что Иларион, уйдя с кафедры, возвратился на место своего прежнего подвижничества – в пещеру над Днепром, где в это время обитал уже прп. Антоний. Он принял схиму и новое имя – Никон. Скончался преподобный Никон в начале 1080-х годов в Печерской обители, где до сего времени почивают его нетленные мощи.
МИТРОПОЛИТЫ ЕФРЕМ (1055 – 1065), ГЕОРГИЙ (1065 – 1076), ИОАНН II (1077 – 1089), ИОАНН III (1090 – 1091) и НИКОЛАЙ (1092 -1104) Митрополит Ефрем прибыл на Русь из Константинополя в 1055 году. Сведений о его церковной деятельности дошло очень мало. В 1055 году он подверг церковному суду и, запретив в служении, содержал в заточении епископа Новгородского Луку Жидяту, обвиненного по доносу собственного холопа в «неподобных речах». Через 3 года прещение с епископа Луки было снято и он был возвращен на Новгородскую кафедру. Преемником Ефрема был митрополит Георгий. Важный событием его правления было перенесение в 1072 году нетленных мощей Бориса и Глеба в новую церковь, освященную во имя святых страстотерпцев, сопровождавшееся чудесами и исцелениями. На этом празднике в Вышгороде, вместе с митрополитом Киевским Георгием и епископами Переяславским, Юрьевским и Белозерским присутствовал Неофит – «митрополит Черниговский». В недавно открытом учеными списке митрополий Константинопольского патриархата, составленный приблизительно в 1059 – 1071 годах, на 62-м месте значится «митрополия Русская», а на 72-м «Черниговская митрополия». Дальнейшее исследование событий этого периода привело историков к выводу, что помимо Киевской и Черниговской на Руси была образованна еще одна митрополия – Переяславская. В 1077 году на эту митрополию был поставлен инок Печерского монастыря Ефрем – скопец. А под 1089 годом «Повесть временных лет» упоминает о Переяславском митрополите Леоне. Но уже в 1091 году летописи свидетельствуют, что правящие архиереи Черниговской и Переяславской епархий – Иоанн и Ефрем уже носили титулы не митрополитов, а епископов. Митрополиту Георгию принадлежит составленное им богословское сочинение «Стязание с латиною». Митрополит Георгий скончался в 1076 году. Следующим митрополитом на Руси стал грек – Иоанн II. О Иоанне II летопись говорит, что он был «муж искусный в книгах и учении, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому богатому и бедному, смирен, молчалив на пустые речи, на разумные же поучения красноречив… и вообще был таков, какого и прежде не было на Руси и после не будет». Незадолго до своей смерти в 1089 году митрополит Иоанн II освятил великую Успенскую церковь Печерской обители. Преемником Иоанна II стал митрополит Иоанн III скопец. Как кратко сообщает летопись, его привела с собою в 1090 году из Греции Анна, дочь великого князя Всеволода. Увидев его, киевляне сказали: «это пришел мертвец». Действительно, прожил Иоанн III в Киеве недолго, всего один год, и в 1091 году скончался. О нем летописец говорит кратко, но выразительно: «был он некнижен, но умом прост и просторек». Преемником Иоанна III стал митрополит Николай, занимавший кафедру с 1092 до 1104 года. Во время его правления внутреннее и внешнее положение Руси очень осложнилось. Митрополит Николай в эти годы часто выполняет роль миротворца во время междоусобных столкновений русских князей.
МИТРОПОЛИТЫ НИКИФОР I (1101 – 1121), НИКИТА (1122 – 1126) и МИХАИЛ II (1129 – 1145) Митрополит Никифор I был прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 году. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию. Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы. Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти — апрель 1121 года). После митрополита Никофора I Киевскую кафедру занимал митрополит Никита, по происхождению грек. Прибыл из Царьграда в 1122 году. Будучи митрополитом, он посвящал весной 1123 года владимиро-волынского епископа Симеона и 4 октября 1125 года переяславского епископа Марка. Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123) вследствие отказа митрополита пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить в Смоленске, в котором сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии, самостоятельную кафедру. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 года его сын Мстислав исполнил волю митрополита. Скончался весной 1126 года. После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною. Митрополит Михаил II был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 года. Уже в ноябре—декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта, а в 1134—1136 годах участвовал в учреждении Смоленской епархии. Около 1134 года он прибыл в Новгород и именем Божиим удерживал новгородцев от вражды с ростовскими князьями. Но новгородцы не послушались митрополита и, задержав его у себя, выступили в поход. Однако потерпели поражение и, возвратившись из похода, отпустили митрополита. С большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134—1141), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 году. В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132—1139) и Всеволоде Ольговиче (1139—1146) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134—1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.
|